Библиографическое описание:

Бажора В. А., Полякова А. Б. Оценка эффекта функционирования свободной экономической зоны в г. Севастополе // Молодой ученый. — 2016. — №11.1. — С. 6-8.



В работе рассмотрены вопросы создания и первого опыта функционирования свободной экономической зоны на территории г. Севастополя.

Ключевые слова: свободная экономическая зона, Севастополь, режим налоговых льгот и преференций.

Для увеличения объемов инвестиций, ускорения экономического развития, создания необходимых комфортных условий для инновационного развития региона и страны, повышения уровня занятости населения в большинстве стран устанавливается государством на определенных территориях особые организационно-правовые режимы. Такая система применяется также для решения региональных проблем, которые не входят в принятый порядок или требуют установления особенного организационно-правового пространства, например, создание индустриальных парков экспортной ориентации или особых экономических зон [2].

Свободная экономическая зона (далее - СЭЗ) в Севастополе области была создана в 2015 году. Целями ее создания являлись:

 обеспечение особых благоприятных условий для развития производства в регионе;

 повышение уровня занятости населения;

 формирование благоприятного климата для привлечения инвестиций в проекты с участием иностранного и отечественного капитала.

Закон, вступивший в силу 1 января 2015 года, дал старт созданию СЭЗ в регионе. Он контролирует отношения, возникающие в процессе функционирования СЭЗ с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых проектов, а также улучшения транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы[1].

Таблица 1

Ожидаемые эффекты функционирования СЭЗ

Прямые

Косвенные

Привлечение дополнительных инвестиций

Активизация предпринимательской и инвестиционной деятельности

Увеличение налоговых поступлений

Повышение эффективности хозяйствования

Создание новых рабочих мест

Структурная перестройка экономики региона

Приоритетные отрасли для инвестирования и развития:

 высокотехнологичное производство;

 туризм;

 виноделие;

 отрасль информационных технологий.

Для резидентов СЭЗ предусмотрены налоговые преференции по следующим видам налогов:

  1. Тарифы страховых взносов для Севастополя 7,6%;
  2. Налог на прибыль в федеральный бюджет – 0% (на 10 лет), в бюджет Севастополя — 2 % - в течение 3-х лет; 6 % - с 4 по 8 годы; 13,5 % – с 9 года с момента внесения в реестр резидентов СЭЗ;
  3. Налог на имущество (0%);
  4. Земельный налог. (0% в течение 5 лет; п. 9 ст. 395 НК РФ.)

Экономика Севастополя в 2014 году находилась под влиянием многих негативных факторов, которые были вызваны переходным периодом и сложной геополитической ситуацией.

Основными из них являются:

 потеря традиционных рынков сбыта;

 поиск новых поставщиков сырья и продукции;

 изменения в логистике,

 поиск новых хозяйственных связей.

За 2015 г. заключено более 100 договоров об участии в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя.Предприниматели, участники СЭЗ в Севастополе, задекларировали капитальных вложений более чем на 4 миллиарда рублей. За 2015 год участники СЭЗ превысили заявленный объем капитальных вложений более чем на 47 млн рублей. Количество планируемых к созданию рабочих мест – 3144 ед., средний уровень предполагаемой заработной платы вырастит до 28 тыс. рублей. В 2014 году средняя заработная плата в городе составила чуть больше 13 тыс. рублей [4].

Капитальные вложения направлены в оборудование для изготовления железобетонных изделий; медицинское оборудование; дорожно- строительную технику; оборудование для судоремонта, производства хлеба, молочного производства; производственную линию для розлива бутилированной воды и другое.

Индекс промышленного производства в 2015 года вырос на 18% в сравнении с прошлым годом. Рост произошел за счет традиционных отраслей — судостроения, судоремонта, приборостроения. В легкой промышленности объем производства вырос на 10%.

Участники свободной экономической зоны осуществляют деятельность в промышленности (28 проектов); сельском хозяйстве (6 проектов); строительстве (13 проектов); в отрасли торговли и услуги (11 и 16 проектов); в отрасли транспорта (6 проектов), других отраслях (20 проектов) [3].

14 апреля 2015года появился первый резидент свободной экономической зоны в Севастополе. Им стало ОАО «Южный берег» расположенное в городе Севастополе и занимающееся производством бутилированной воды. По сообщению для прессы директора фирмы объем инвестиций составит почти 27 млн. рублей в первые три года. Важным моментом является то, что эти инвестиции направлены в Севастополь из Казахстана.

Собственники "Золотой Балки", еще одного резидента СЭЗ города, взяли обязательства реконструировать парковую зону предприятия и сделать его не только современным заводом по розливу шампанских вин, но и элементом туристического кластера. Объем предполагаемых инвестиций составит более 100 миллионов рублей. Будет проведен капитальный ремонт помещений и приобретено новое оборудование. Также планируется часть средств инвестировать в инфраструктуру Балаклавы.

Итоги первого года функционирования СЭЗ в регионе:

1) более 100 действующих организаций-резидентов внесены в единый реестр, из которых на данный момент, в промышленной отрасли функционируют более 28% предприятий;

2) в организациях-резидентах фактически создано более трех рабочих мест;

3) фактически вложенные инвестиции на 18% превышают заявленный уровень капиталовложений. Это свидетельствует о достаточно высокой инвестиционной привлекательности региона;

4) индекс промышленного производства составил 118%.

Это, несомненно, позитивный результат реализации целей создания СЭЗ. Из этого следует, что происходит формирование более благоприятного инвестиционного климата для потенциальных резидентов.

В сложившихся условиях возрастает актуальность вопроса формирования новой адаптированноймодели экономического и социального развития Севастополя. Важно, что разработка новой системы должна желательно сопровождаться одновременным определением способов оперативной оценки экономического и социального эффектов, которые связаны с корректируемыми инструментами регулирования.

Таким образом, можно сказать, что первые планы начинают воплощаться в первых результатах работы.

Литература:

  1. О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный закон РФ от 29.11.2014 г. № 377-ФЗ.
  2. Божко Т.А., Меньщикова В.И. Механизм оценки эффекта от создания особых экономических зон//Социально-экономические явления и процессы, №2 – 2012, С.12-17.
  3. Официальный сайт правительства Севастополя: http://sevastopol.gov.ru/.
  4. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по городу Севастополю: http://sevastopol.gks.ru/.
Основные термины (генерируются автоматически): свободной экономической, свободной экономической зоны, функционирования свободной экономической, функционирования СЭЗ, свободной экономической зоне, участники СЭЗ, города федерального значения, процессе функционирования СЭЗ, старт созданию СЭЗ, резидента СЭЗ города, эффекта функционирования свободной, целей создания СЭЗ, опыта функционирования свободной, федерального значения Севастополя, привлечения инвестиций, резидент свободной экономической, Участники свободной экономической, особых экономических, капитальных вложений, социального развития Севастополя.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос