The article discusses the features of the joint institute of the will as a way to dispose of the property in case of death.
Keywords: testament, hereditary relationship.
В настоящее время в гражданском законодательстве Российской Федерации отсутствует такое понятие как совместное завещание супругов. На данный момент завещание является односторонней сделкой, в которой содержится распоряжение только одного гражданина. Совершение завещания двумя или более гражданами не допускается. [1]
Проект федерального закона № 801269–6 о внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования наследственного права), предусматривающий введение в отечественную гражданскую правовую практику коллективных завещаний, на взгляд практикующих нотариусов, недостаточно проработан.
Предполагается, что данное завещание будет определять порядок перехода прав на общее имущество супругов или имущество каждого из них в случае смерти каждого из них, в том числе в случае их смерти в одно и то же время, к пережившему супругу или иным лицам, а также иные распоряжения супруга или супругов, в частности, условие о назначении душеприказчика, действующего в случае смерти каждого из них. Совместное завещание супругов будет утрачивать силу с прекращением брака до смерти одного из супругов, а также в случае последующего совершения завещания одним из супругов. [4]
Совместное завещание является востребованным институтом в других странах. Оно позволяет обоим супругам одновременно своей общей волей определить порядок распределения имущества после их смерти.
В общем виде введение института совместного завещания супругов опирается на немецкую модель совместного завещания супругов.
Но имеются и отличия:
1. Последующее завещание, совершенное одним из супругов, приводит к утрате силы совместного завещания (изменения в ст.1118 ГК). При этом предварительного отказа от совместного завещания не требуется, утрачивают силу все условия совместного завещания (законопроект не дифференцирует волеизъявления на взаимосвязанные и независимые).
Согласно параграфу 2271 Германского гражданского уложения новое распоряжение на случай смерти, сделанное супругом, не прекращает действия взаимообусловленного распоряжения, пока не будет сделано нотариальное заявление об отмене взаимообусловленного распоряжения. [5]
Первоначально кажется, что предложенный в законопроекте вариант даже удобнее: составляя новое завещания, один из супругов по сути отказывается от совместного завещания; нотариус, удостоверивший завещание, уведомит другого супруга о прекращении совместного завещания. Но представим себе другую ситуацию. Совместным завещанием супруги определили на случай смерти только судьбу общего имущества. Затем один из супругов составляет завещание по поводу единоличного имущества. Непонятно, почему в данном случае совместное завещание должно прекращаться и по каким причинам закон предписывает нотариусу нарушить тайну завещания. А ведь тайна завещания является одним из основополагающим принципом, призвана защитить, применительно к принципу свободы завещания, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну граждан.
2. Положения законопроекта не содержат существующих в Германском гражданском уложении способов защиты от злоупотреблений. Например, совместным завещанием супруги назначают наследниками друг друга, а общего ребенка подназначают наследником пережившему супругу. Супруг умирает, а супруга, принявшая наследство, спустя непродолжительное время вступает в новый брак. Супруга связана своим завещательным распоряжением. Но в течении жизни она может подарить унаследованное имущество детям, рожденным в новом браке. В итоге ожидания одной из сторон совместного завещания окажутся обманутыми.В Германии, напротив, в данной ситуации супруга получила бы пожизненное ограничение на распоряжение всем имуществом, какое только она имеет или приобретет в течении жизни.
3. Совместное завещание допускает определение супругами судьбы общего совместного имущества в случае смерти одного из супругов не посредством наследования образовавшейся доли в праве (изменения в ст.1150 ГК). Следует сразу указать, что немецкому праву не известен институт, аналогичный российской совместной собственности.
В Германии институт совместного завещания супругов существует со времен Баварских уложений 1703 года. В настоящее время институт совместного завещания супругов применяется в некоторых штатах США, а с недавних пор и на Украине.
В качестве аргумента о рациональности изменения устоявшихся веками правовых институтов наследственного права в Российской Федерации, путем введения совместного завещания супругов, приводится появление большей диспозитивности — предоставление гражданам более широкого выбора способов распоряжения своим имуществом на случай смерти.
Хочется отметить, что некоторые правоведы отмечают легкость в отказе от совместного завещания в значительной степени сводит на нет все его возможное функциональное назначение, что, видимо, лишний раз свидетельствует об отсутствии объективной необходимости в нем.
С этим аргументом можно согласиться лишь отчасти: действительно, без ограничения свободы завещания пережившего супруга либо без иных средств защиты интересов подназначенных по совместному завещанию наследников совместное завещание не имеет практического значения. Но это никоим образом не означает, что совместное завещание в случае его корректного урегулирования не будет востребовано оборотом — примером тому является популярность совместных завещаний в ряде зарубежных стран.
Я полагаю, что для введения института совместного завещания супругов необходимо детально проработать фундаментальные вопросы, так как появление нового института в гражданском законодательстве повлечет за собой серьезные последствия.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ: в ред. от 26.02.2016 г. // Российская газета. — 2001 — № 233.
- Проект Федерального закона N 801269–6 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: в ред. от 26.05.2015 г.
- Абраменков М. С. Наследственные отношения в современном международном частном праве / М. С. Абраменков. — LAP Lambert Academic Publishing, 2011 г. — 262 с.
- Абраменков М. С. Наследственное право / М. С. Абраменков. Учебное пособие / М. С. Абраменков, П. В. Чугунов — Юрайт, 2016 г. — 435 с.
- Бергманн В. Гражданское уложение Германии. Германские и европейские законы. / В. Бергманн — Wolters Kluwer, 2006 г. — 816 с.