Автор: Шакирова Гулбахор Шарифджановна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 26.05.2016

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Шакирова Г. Ш. Мотивация труда работников в сфере деятельности малого бизнеса и частного предпринимательства // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1074-1076.



Статья посвящена вопросам мотивации работников малого бизнеса и частного предпринимательства, а также проанализированы пути развития и совершенствования мотивов, необходимых для эффективного развития этой отрасли.

Ключевые слова: малый бизнес, частное предпринимательство, рыночные отношения, эффективность деятельности, мотивация, система управления.

В непростых условиях рыночных отношений успешная деятельность каждого предприятия во многом зависит от уровня управления квалификацией и мотивационным поведением работников. Само по себе наличие бизнес плана и формальной системы управления не даёт гарантии, что намеченные задачи будут решены. Для успешного осуществления поставленных целей необходимостью является мотивация персонала и принятие соответствующих решений в условиях постоянно изменяющихся требований рынка.

Планирование, анализ и контроль создают только основу для осуществления деятельности людей. А в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства больше, чем в любой другой области, успех зависит от людей.

«Сегодня ни для кого не секрет, что практика функционирования частной собственности и частного предпринимательства имеет всестороннее преимущество по сравнению с государственной собственностью. У частных предприятий совсем другая мотивация, степень личной заинтересованности и, главное, ответственности за конечные результаты своей производственной и финансовой деятельности». [1]

На сегодняшний день в Узбекистане доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте составляет 56,7 процента. В этой сфере сегодня производится треть всей промышленной и 98 процентов сельскохозяйственной продукции.

Когда говорят о стимулировании, обычно имеется в виду денежное вознаграждение за выполненную работу. В настоящее время материальным стимулированием является сдельная и повременная формы оплаты труда работников предприятия. Но на самом деле, кроме денег, есть и другие мотивы, заставляющие людей работать: интерес к данной деятельности, возможность привлекательных контактов, социальный статус и др.

Особая роль моральных стимулов к труду работника связана с его творческим характером, который делает труд привлекательным как процесс. Такую особенность необходимо использовать в управлении персоналом.

Ключевое руководство малого предприятия обычно состоит из собственников. Руководитель — собственник сосредотачивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств. Как следствие этого, они работает более напряженно, дольше, лично вникая во все вопросы деятельности предприятия. Прибыли и убытки для них имеют больше значения, чем заработная плата и премии для сотрудников более крупных компаний.

Руководитель обязан быть хорошим организатором, умеющим вовлечь каждого сотрудника в общий трудовой процесс. Он должен внушить своим работникам, что деятельность предприятия всецело зависит от эффективной работы каждого члена коллектива.

Для этого руководитель должен осуществлять экономическое и моральное стимулирование персонала, обогащая само содержание труда и создавая условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Выполняя эту функцию, руководители должны постоянно влиять на факторы эффективной работы членов своего трудового коллектива. К ним в первую очередь относятся: рост и расширение профессиональной квалификации работников, удовлетворение от полученных результатов, повышение ответственности, возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля и т. д.

Предпринимательство — это не только профессия, но это еще и особый образ мыслей, поведения, стиль, особая культура. Для предпринимателя характерны три главных источника мотивации:

‒ стремление получить больший контроль над своим собственным будущим;

‒ надежда в гораздо большей мере объединить в одно целое работу и личную жизнь;

‒ желание распространить свой собственный стиль и образ жизни на сферу деловой активности.

Система управления может указать направление усилий, но энтузиазм, энергия, с которой будет совершаться движение в этом направлении, в значительной мере зависят от мотивов, которыми руководствуются работники.

Развитие и совершенствование мотивов, необходимых для эффективного выполнения работ, является важнейшей психологической задачей руководителя малого бизнеса.

Известно, что деньги побуждают к действиям лишь 30–50 % сотрудников. Основную часть работников побуждают к действию более возвышенные потребности: в знаниях, творчестве, авторитете, признании, достижении великих целей, нравственных идеалах и др. Эти факторы часто имеют первостепенное значение для персонала предприятия.

Многообразное сотрудничество руководителя с рабочим коллективом, умение организовать процесс общения с подчиненными и учитывать их моральные качества, склонности и интересы, мотивы поведения, объективный подход при разрешении конфликтов, неформальные отношения в разумных пределах является основой эффективного управления персоналом в организациях малого бизнеса и частного предпринимательства.

Малые масштабы производства позволяют создавать хороший психологический климат в коллективе, значительно сократить текучесть кадров, построить отношения между руководителями и подчиненными на демократических началах, наладить атмосферу инициативной, творческой и в то же время высоко ответственной деятельности каждого члена коллектива.

В условиях современной предпринимательской деятельности вместе с умением бороться, утверждать свое превосходство высоко ценятся такие качества, как лояльность, дипломатичность, умение сотрудничать, ценятся люди, стремящиеся реализовать свои творческие и организаторские способности, принимающие на себя высокую ответственность. Это происходит потому, что:

‒ все больше руководителей приходят к выводу о невозможности контролировать людей через формальные правила, принуждения;

‒ значительное число работников готово повысить качество и эффективность работы при условии сохранения атмосферы сотрудничества и учета их мнения, идей.

Но, несмотря на демократичность должно существовать обязательное подчинение и дисциплина.

Особая роль должна отводиться высоким нравственным принципам. Для развития предприятия невыгодно строить деловые отношения на обмане, безответственности, стяжательстве.

По нашему мнению для развития мотивации персонала на предприятиях малого бизнеса целесообразно:

‒ дать возможность персоналу работать над собственными идеями в плановом порядке, если они соответствуют профилю предприятия. Работники, разрабатывающие собственные или выдвинутые с их участием идеи, отличаются более сильной внутренней мотивацией и высокой эффективностью труда.

‒ разработка системы непрерывного обучения и повышения квалификации не только для руководителей, но и для рядовых сотрудников. Ранее существовала практика глубокого освоения одной профессии, т. е. подготовка «узких» специалистов, а в настоящее время в условиях диверсификации экономики требуется подготовка специалистов «широкого профиля», владеющих несколькими смежными профессиями. При выдвижении на должность надо учитывать потенциальную возможность претендента стать руководителем широкого профиля, хорошие знания в области науки и практический опыт.

‒ участие всего коллектива при принятии ключевых решений. Так менеджмент фирмы должен принимать решения после согласования его со всеми работниками предприятия. Они должны уметь объединять разные (часто противоречивые) интересы владельцев и работников фирмы для достижения поставленной цели.

Мы полагаем, что все эти предложения должны способствовать более качественной и производительной работе предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства в непростых условиях модернизации экономики.

Литература:

  1. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год //Народное слово 18.01.2015 г.
  2. www.stat.uz — сайт Государственного комитета по статистике РУз.
Основные термины (генерируются автоматически): малого бизнеса, частного предпринимательства, работников малого бизнеса, труда работников, труда работников предприятия, деятельности малого бизнеса, руководство малого предприятия, сфере малого бизнеса, члена коллектива, непростых условиях, доля малого бизнеса, руководителя малого бизнеса, Мотивация труда работников, малого бизнеса целесообразно, вопросы деятельности предприятия, организациях малого бизнеса, предприятий малого бизнеса, Особая роль, мотивационным поведением работников, непростых условиях рыночных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос