Автор: Алборова Мадина Валерьевна

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 28.01.2017

Статья просмотрена: 362 раза

Библиографическое описание:

Алборова М. В. Особенности управления предприятиями малого бизнеса [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 94-97.



В статье рассматриваются такие вопросы как актуальность малого бизнеса, а также его преимущества и недостатки. Выявлены функции менеджмента и их реализация путем различных методов. Выведены предложения для эффективного функционирования предприятия.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, функции, методы

The article deals with issues such as the relevance of small businesses, as well as its advantages and disadvantages. Identified management functions and their implementation by different methods. Derived proposals for the effective functioning of the enterprise.

Keywords: small business, entrepreneurship, functions, methods

О значении малого бизнеса в последние годы говорится очень часто и в СМИ и в учебной литературе. Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно существовать и развиваться. И, действительно, роль малого бизнеса переоценить очень сложно, так как является одной из главных составляющих экономики страны, решает проблемы безработицы, пополняет государственную казну налоговыми отчислениями, заполняет ниши, где работа крупных предприятий является нерентабельной и удовлетворяет потребности конечных потребителей. Организатором малого бизнеса часто является предприниматель в единственном числе, который берет на себя весь риск работы в нестабильных условиях внешней среды, поэтому он должен обладать знаниями и опытом во всех сферах, касающихся своей деятельности.

Для того, чтобы предприятие процветало необходимо принимать эффективные и грамотные управленческие решения в условиях столь динамичного развития рынка. Предприятию необходимо рассматривать целый комплекс экономических показателей, чётко отражающих сложившуюся ситуацию, как на самом предприятии, так и вне него. Сбор и последующий анализ информации (по всем направлениям, не только экономическим) считается наиболее важным вопросом в управлении, так как принятие своевременных и грамотных управленческих решений не представляется возможным и успешным в отсутствие данных о финансовом состоянии предприятия.

В настоящее время в управленческой мысли широко распространен процессный подход к управлению, который рассматривает управление как процесс, состоящий из ряда определенных последовательных шагов — функций управления. Все функции управления взаимосвязаны и каждая представляет собой процесс, т.к состоит из серии взаимосвязанных действий.

Функции управляющей системы, т. е. менеджмента как такового, определяет всего несколько основных видов функций:

а) Планирование;

б) Организация;

в) Стимулирование /мотивация/;

г) Контроль.

Планированиепроцесс подготовки на перспективу решения о том, что должно быть сделано, как, когда, какие и сколько ресурсов должно быть использовано. Функция планирования отвечает на три вопроса:

– где организация находится в настоящее время;

– куда она хочет двигаться;

– как организация собирается сделать это.

Организация.

Этапы:

  1. структурная организация (включает структуру полномочий и структуру коммуникаций);
  2. организация процесса производства (включает организацию работы персонала, работы во времени, работы в пространстве).

Мотивациямаксимальное удовлетворение потребности работников организации в обмен на их эффективную работу.

Этапы:

  1. определение потребности работников;
  2. предоставление возможности работнику удовлетворить эти потребности через хорошую работу.

Контрольпроцесс обеспечения того, что организация действительно достигла своей цели.

Этапы:

  1. установление стандартов;
  2. измерение того, что было фактически достигнуто и сравнение достигнутого с намеченными стандартами;
  3. определение источников расхождения и действий, необходимых для коррекции планов.

Концепция управленческого процесса применима ко всем типам организаций, поскольку процессный подход определяет лишь основные общие шаги при управлении и предоставляет возможность их использования и выбора содержания в зависимости от условий каждой конкретной фирмы [1].

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Выделяют:

Административные методы. Ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т. п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Экономические методы. Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.

Социально-психологические методы. Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия

Говоря о малом бизнесе можно отметить тот факт, что малое предпринимательство во всем мире является одной из движущих сил экономического и научно-технического прогресса, а также главным организатором рабочих мест в экономике и важнейшим стратегическим фактором устойчивого экономического развития.

Факторами, влияющими на эффективность структуры, являются: технология, внешнее окружение, размер предприятия, стратегия, персонал, система решений, сложившаяся традиционная структура. В основном, малые предприятия работают в сфере торговли и сервиса. Некоторые предприятия выбрали строительство и промышленность, общественное питание. Форма собственности связана с небольшим количеством числа руководителей, чаще всего — это ООО, АО, ЗАО, производственный кооператив. Значительное влияние на работу бизнеса оказывают личные качества руководителя, его поступки и опыт. Выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили управления. Первый характеризуется подчинением решений руководителя, во втором — решения принимаются коллегиально, в третьем — решения формируются исходя из личной ответственности каждого работника.

Предусмотрены следующие инструменты поддержки малого бизнеса:

– гранты начинающим на создание собственного бизнеса;

– гранты малым и средним инновационным компаниям;

– содействие развитию лизинга оборудования и специализированных автотранспортных средств, приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин, средств и технологий;

– содействие развитию микрофинансирования;

– создание и развитие гарантийных фондов.

В настоящее время существующая система поддержки малого бизнеса направлена на оказание поддержки тем хозяйствующим субъектам, которые могут предоставить достаточное залоговое обеспечение, и недоступна для большинства субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следует отметить, что наибольшее количество предприятий малого и среднего бизнеса заняты торговлей. Чуть меньше — сельским хозяйством, строительством, связью и транспортом, что достигается за счет снижения предпринимательства в промышленности.

Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями и проблемами, а именно:

Основная проблема — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая.

Следующая проблема — законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Проблема правовой основы малого предпринимательства в конечном счете будет убедительно решена лишь тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Следующая важная проблема — кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что урожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, урожденных музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой.

Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Как известно, ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной.

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль для государства. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:

  1. Более быстрая адаптация к изменяющимся условиям хозяйствования.
  2. Значительная независимость действий субъектов малого предпринимательства.
  3. Гибкость и оперативность в принятии решений.
  4. Большая возможность для реализации собственных идей.
  5. Более низкая потребность в первоначальном капитале.
  6. Более высокая оборачиваемость собственного капитала.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки:

– более высокий уровень риска,

– зависимость от крупных компаний,

– слабый профессиональный уровень руководителей,

– трудность в получении кредита и субсидий.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая профессиональная подготовка предпринимателей, а также размер финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможности сохранить деятельность в кризисный период.

Таким образом создание нового предприятия требует продуманного подхода и тщательной подготовки. Вновь созданное предприятие должно иметь четко отлаженный и управляемый «организм», включающий концентрацию внимания на рынке, финансовое предвидение, своевременное создание высшего звена и умение определять участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей. Так же, важным для эффективного функционирования предприятия является выбор оптимальной технологии и организации производства; своевременное и рациональное ресурсное обеспечение; формы и методы реализации продукции и т. д. В условиях рыночной системы хозяйствования диапазон использования этих факторов чрезвычайно большой, поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию.

Литература:

  1. Егоршин А. П. «Управление персоналом», 2003
  2. Акимов О. Ю. «Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития», 2011
  3. Волкова-Гончарова Т. А. «Современная оценка экономического и налогового потенциала малого предпринимательства: региональный аспект», 2013
Основные термины (генерируются автоматически): малого бизнеса, малого предпринимательства, малое предпринимательство, эффективного функционирования предприятия, малых предприятий, рыночной системы хозяйствования, субъектов малого, актуальность малого бизнеса, предприятиями малого бизнеса, роль малого бизнеса, Организатором малого бизнеса, значении малого бизнеса, неудачах малого бизнеса, поддержки малого бизнеса, регулирования малого бизнеса, субъектов малого предпринимательства, основы малого предпринимательства, потенциала малого предпринимательства, развития малого предпринимательства, Экономические методы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос