Автор: Кобзева Татьяна Яковлевна

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

III международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 04.10.2016

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Кобзева Т. Я. Взгляд на менеджмент как на двигатель предпринимательства в современных рыночных условиях [Текст] // Инновационная экономика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 74-76.



В статье рассмотрены вопросы роли менеджмента предпринимательства в современных условиях,поскольку предпринимательство является неотъемлемой и очень важной частью экономической системы государства.

Ключевые слова: что такое «менеджмент», особый вид деятельности,менеджмент в российской практике, основные задачи менеджмента,профессия менеджера, почему менеджмент так важен для предпринимательства, «миссия»,успешность предпринимательства,«двигатель» обоснования существования компании, повышается роль менеджмента, недоработки и ошибки в менеджменте,чреваты большими потерями.

Актуальность темы обусловлена возрастающей потребностью осуществления адекватного управления в рыночных условиях российскими предпринимателями, поскольку предпринимательство является неотъемлемой и очень важной частью экономической системы государства. Нельзя не отметить, что роль предпринимательства, особенно малого бизнеса, в мировой экономике, резко возросла начиная с 80–90-х лет прошлого столетия. По данным ООН, в целом на малых и средних предприятиях в мире занято почти 50 % трудового населения и производится 33–60 % национального продукта [1].

Изменения в развитии современного мира, непрерывно происходящие активные преобразовательные процессы во всех сферах общества, в том числе и социально-экономической, требуют от менеджмента большей роли, представляя управление чуть ли не основным показателем совершенного предпринимательства. Несмотря на то, что менеджмент как понятие, в обиходе появилось относительно недавно (если точнее — в начале девяностых прошлого века), сегодня профессия менеджера одна из самых актуальных и востребованных. Рассмотрим, что такое «менеджмент» вообще. Термин менеджмент происходит от древнеанглийского слова manage (латинское manus) — «рука». Буквально слово manage означало «объезжать лошадей». Будучи связанным с процессом езды, с «управлением» лошадью, смысл слова сохранился до настоящего времени в понятии «управление».

Таким образом, менеджмент — это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий — функций управления. Принято считать, что одним из первых перечень управленческих функций предложил А. Файоль: «Управлять — это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» [1]. Вспомним, что один из ведущих теоретиков в области управления и организации Питер Друкер определил управление как «особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу». Иными словами, как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.

Следует отметить, что, в силу определенных обстоятельств менеджмент в российской практике сопровождается «пакетом» серьезных проблем, которые тормозят процесс развития отечественных предпринимателей, как юридических, так и физических лиц. Так, на пример, назовем самые насущные проблемы инновационного предпринимательства:

– отсутствие правовой основы: поскольку нет четкого разграничения (определения) таких понятий, как «инновации» и «инновационная деятельность», размыты критерии оценки инновационной деятельности, недостаточно статистики, отсутствует мониторинг деятельности инновационных предпринимателей, не разработан механизм объективной оценки инновационного предпринимательства, отсутствует четкая методика определения какие предприятия следует относить к инновационным;

– минимальная востребованность малого инновационного предпринимательства (вполне естественно, что предприниматели предпочитают заниматься сферами, гарантированно приносящими прибыль, в частности, торговлей);

– кадровая проблема (именно сейчас происходит «смена поколений». Опытные кадры покидают систему инновационного предпринимательства, а у молодых не хватает опыта и навыков ведения разного рода инновационных проектов);

– низкая мотивация исследователей (исследования по определению не могут давать прибыль, поскольку они носят фундаментальный характер. Только применение результатов в конкретных областях может сулить совсем небольшой заработок предпринимателю. Иными словами, малый бизнес никогда не был заинтересован в настоящих исследованиях, поскольку те не дают гарантированной прибыли. Если же исследования действительно стоящее, то предприниматель чаще всего не находит достаточных средств для достижения исследуемых результатов);

– недостаток финансовых средств для осуществления инновационной деятельности (это одна из основных проблем любого инновационного предпринимательства, т. к. для создания опытных образцов необходима дорогостоящая материально — техническая база).

Почему же менеджмент так важен для предпринимательства? Ответ очевиден. Основными задачами менеджмента являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач. Как отмечено ранее, менеджмент, как процесс, включает в себя ряд последовательных функций. Рассмотрим подробней основные указанные функции:

– планирование предпринимательской деятельности как основная функция, обеспечивающая совокупность взаимосвязанных организационных, технических, финансовых, социальных и иных мероприятий;

– организация менеджмента: в теории и практике менеджмента различают два основных направления. Первое направление связано с разработкой рациональной системы управления организации. Второе — касается построения структуры организации;

– мотивация сотрудников, обеспечивающая побуждение, заинтересованность в работе, желание стремиться к осуществлению целей организации;

– координация усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования.

– контроль, как метод анализа обнаружения и решения проблем, которые препятствуют успешной деятельности организации.

Отметим, что предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользование имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.

Как любая деятельность, предпринимательская деятельность тоже требует управления, а так как предпринимательская деятельность постоянно подвергается различным рискам, ее планирование и управление становиться особенно важным аспектом.

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы предприятия. Выбор формы зависит частично от личных интересов и профессиональных навыков предпринимателя, но в основном определяется объективными условиями. Соединение собственности и управления в предпринимательстве дает реальные преимущества в конкурентоспособности.

Однако, предприниматели не смогут выйти на новый, более высокий уровень экономического развития не преодолев определенные проблемы в сфере менеджмента.

Наиболее важная проблема, с которыми приходиться сталкиваться и бороться российскому предпринимательству это:

– минимальный уровень или полное отсутствие стратегического планирования в большинстве российских компаний. Сущность стратегического планирования заключается в разработкой компанией её миссии, далее — целей, а также прогнозируемые мероприятия и механизм их достижения. В процессе жизнедеятельности компании выбор или формулировка стратегии — очень важный этап, который оказывает огромное влияние на её последующее развитие. Стратегия способствует выработке и осуществлению действий, ведущих к повышению эффективности компании, увеличению доходности, укреплению конкурентоспособности в жесткой, непрерывно изменяющейся внешней среде. Однако современные российские менеджеры не достаточное внимание уделяют созданию эффективной стратегии, позволяющей выживать компании в долгосрочной перспективе.

Важную роль в стратегическом планировании играет разработка миссии и целей компании. Если компания определила для себя, что она будет двигаться в том или ином направлении, выбрала ценности, на которые всегда будет ссылаться на любом этапе при принятии любых решений и чем будет объяснять любые процессы, происходящие в ней, то данное направление — её миссия. Главная цель каждой компании — максимально полно удовлетворить своей продукцией запросы её потребителя. Цель должна быть достижимой, — чтобы служить повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям. Кроме того, цели «представляют собой важные мотивы поведения людей в организации». Если цели не достижимы, стремление работников к успеху будет блокировано, и их мотивация ослабнет. Поскольку в повседневной жизни принято связывать вознаграждение и повышение по службе с достижением целей, недостижимые цели могут сделать средства, используемые в организации для мотивации сотрудников, менее эффективными.

Во многих российских фирмах «миссия» просто на просто не разработана, т. е. отсутствует, либо она выражена в неявной, расплывчатой форме. Соответственно, у сотрудников отсутствует «двигатель», который обосновал бы, почему компания, в которой они работают, вообще должна существовать. Это «тормозит» продвижение российского предпринимательства, замедляет реакцию на постоянные изменения, происходящие в мире. Иными словами, управленческие аспекты выражены в качестве менеджмента согласно оценке персональных достижений менеджеров, работающих в компании. Вместе с тем, цели, связанные с качеством менеджмента, многим российским фирмам важными не представляются, поскольку с получением краткосрочной прибыли напрямую не связаны. Ведь краткосрочная прибыль — это нередко результат везения, предпринимательского чутья и таланта. Однако в долгосрочном периоде хорошо продуманные методы управления и разработки в этой области являются существенными для развития и успеха компании.

Итак, определение компаниями их миссии, целей, стратегии и донесение их до сотрудников даст возможность процветанию компании, а, следовательно, предпринимательства в целом.

Таким образом, малый и средний бизнес являются основой для крупного бизнеса, соответственно, предпринимательство является одним из главных сегментов социально-экономической системы. Это не только рыночная экономика, но и гражданское общество, которое затрагивает все его сферы. От уровня экономического развития предпринимательства зависит дальнейшее развитие экономики России.

Подводя итог, можно сказать, что успешность предпринимательства начинает все более зависеть от таланта и усилий, прилагаемых сотрудниками и, как следствие, повышается роль менеджмента в стратегии развития предпринимательства в России ориентированная на использование глобализации в целях более эффективного обеспечения экономики страны финансовыми ресурсами. Недоработки и ошибки в менеджменте, проявление низкого профессионализма самими менеджерами компании, чреваты большими потерями в предпринимательстве, а часто и вовсе банкротством.

Литература:

  1. М. Банчич, Основы предпринимательского дела [Текст] / М. Банчич. — М.: ФиС, 2013.
  2. В. Путин: Малый и средний бизнес должны играть заметную роль в формировании ВВП. [Электронный ресурс]//Вестник «Бизнес Березники» 15.11.2012. URL:http://www/biztass.ru/news/id/46916
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
  4. Т. Кобзева, Д. Махкамов Статья: «Столкновение миров: выбор между экономическими и социальными отношениями в менеджменте предпринимательской деятельности», IY Международная НПК студентов и молодых ученых «Теория и практика управления», Москва, Палеотип, 2013.
  5. Т. Кобзева, В. Перегон Статья: «Программное обеспечение в менеджменте предпринимательской деятельности», IY Международная НПК студентов и молодых ученых «Теория и практика управления», Москва, Палеотип, 2013.
  6. Частное предпринимательство: основные понятия, теория и практика: Учеб. пособие / Под. ред.: И. Г. Минервин, М. А. Павлова. — М.: Эксмо, 2010.
  7. Современная экономика: Многоуровн. учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационного предпринимательства, предпринимательская деятельность, роли менеджмента предпринимательства, развития предпринимательства, роль менеджмента, важной частью экономической, проблемы инновационного предпринимательства, менеджменте предпринимательской деятельности», малого инновационного предпринимательства, оценки инновационного предпринимательства, систему инновационного предпринимательства, частью экономической системы, экономической системы государства, показателем совершенного предпринимательства, роль предпринимательства, IY Международная НПК, молодых ученых «Теория, стратегии развития предпринимательства, двигатель предпринимательства, экономического развития предпринимательства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос