Влияние СМИ на мотивацию преступного поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 18.05.2016

Статья просмотрена: 1871 раз

Библиографическое описание:

Вавилин, С. В. Влияние СМИ на мотивацию преступного поведения / С. В. Вавилин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 967-969. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30243/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: СМИ, идея преступления, правонарушение, влияние СМИ, медианасилие, криминология.

Наш сегодняшний мир — это удивительное место. Он удивителен не только с точки зрения величия природы, человека и самой планеты Земля, он велик ещё и с точки зрения истории и прогресса. Возможно, вы не знали, но время отделяющее существование стегозавра от тираннозавра больше, чем время отделяющее тираннозавра от существования людей (80–90 млн. лет и 65.5 млн лет соответственно). Казалось бы, зачем тут был упомянут этот интересный факт? Дело в том, что зачастую люди не осознают всю силу времени.

Скорее всего, если перенести обычного человека из средневековья в наше время и поместить его в «среду обитания» среднестатистического современного человека, то он очень долгое время будет приспосабливаться т. к. те вещи, которые обычны для нас будут для него если не магией, то наверняка чем-то дьявольским. После того как у него пройдёт шок от железных колесниц, великих дворцов (небоскрёбов) и огромного количества людей в ярких одеждах, он будет потрясен может быть даже еще более странной, «бесовской коробкой», с застрявшими в ней людьми, которые будут пытаться из неё выбраться. Конечно же, возможно всё будет совсем по-другому, но популярный фильм «Пришельцы» предполагает, что развитие событий пойдёт примерно по такому сценарию.

Давайте же остановимся именно на этой «бесовской коробке» или как её называем мы — телевизоре. Интерес для исследования, как нам кажется, представляет, во-первых, сам феномен телевидения. Хотя это средство массовой коммуникации вошло в нашу жизнь совсем недавно, всего лишь каких-то 50–70 лет назад, мы уже почти не представляем без него жизни, что совсем неудивительно. Тот же человек из средневековья мог за всю свою жизнь получить меньше знаний об окружающем его мире, чем зритель канала Discovery за 1 день и это ли не невероятно?

Создание печатного станка ознаменовало появление средства массовой коммуникации и информации. Существовавшие до этого благородные писари книг не в счёт, так как в те давние времена ни о какой массовости речи не шло. Изобретение радио позволило осуществлять передачу информации без участия голубей, лошадей и других животных, через многие километры без физических затрат со стороны человека.

Возможно, мы нечасто задумываемся об этом, но скорость прогресса в последние сотни лет поразительна. К сожалению, поражает она как с хорошей стороны, так и с плохой. С одной стороны ещё во время первой мировой войны люди тысячами умирали от самых обычных ран, но изобретение пенициллина дало им шанс не только поправку, но и на полное выздоровление. Сегодня это лекарство, как и сотни других, продаются в каждой аптеке, но меньше века назад о них никто и не догадывался. Что касается негативного воздействия научного прогресса, то с ним мы сталкиваемся каждый день и оно проявляется не в поведении людей, пытающихся нас убить, напугать или обмануть. Нет, оно проявляется, как плод развития прогресса и средств массовой информации (СМИ) и коммуникации (СМК) в виде телевидения и компьютеров.

Хотелось бы заранее оговориться, что далее мы будем говорить о телевидении, кинематографе и сети Интернет. Это связано с тем, что сегодняшние реалии почти исключили газеты и радио из нашей жизни, так как телевидение совместило в себе звуковую, текстовую и зрительную информацию.

Практически сразу после появления телевизоров учёные начали изучать не только алгоритмы его действия, но и то, способен ли он психологически воздействовать людей или нет, ведь из экранов на нас полился просто невероятный поток самой разнообразной информации. Политологи изучают влияние СМИ на сознание людей и способы манипулирования ими для достижения поставленных перед ними задач управление массами. Социологи определяют, как СМИ влияют на общество в целом, а психологи пытаются понять, как весь этот поток информации может влиять на сознание и подсознание человека, и каковы последствия этого влияния. Криминологи же лишь недавно начали исследовать средства массовой информации на их причастность к причинности преступлений.

Саму проблему причинности преступлений можно смело назвать одной из основных для криминологии как науки. Изначально учёные разделились на 2 лагеря, первые (Т. Мор, Т. Компанелла, Д. Верас, Ж. Мелье) считали, что причина преступлений кроется в социальной сфере. Другие же мыслители (Ч. Ломброзо, М. Шарашидзе, И. С. Ной) считали, что источник совершения преступлений нужно искать в самом человеке, то есть в его биологии. С течением времени сторонников социальной теории становилось всё больше и постепенно приверженцы биологической стали признавать, что действительно роль социума более очевидна, нежели фактора рождения. [1]

И так как автор данной статьи также придерживается мнения, что основой преступного поведения служит именно окружающий человека социум, то средства массовой информации являются главным рычагом давления и влияния на общество и общественное мнение. Проблема СМИ заключается в том, что если в советские годы до появления телевиденья граждане СССР в основном читали газеты и слушали радио, то после появления в каждом доме «голубого экрана» ситуация кардинально изменилась. Количество информации, передаваемое с телеэкрана, не идёт ни в какое сравнение с таким источниками как газеты/книги или радио. К тому же общеизвестным фактом является то, что основным источником получения информации об окружающем нас мире являются глаза и уши т. е. слух и зрение. И тут телевизор сильно переигрывает своих конкурентов.

Советская власть понимала, что такой мощный источник массовой информации может оказать неоценимую помощь в борьбе с капитализмом и в пропаганде социалистических ценностей. И, поэтому активно использовала телевидение в целях пропаганды необходимых ценностей и оказания влияния на общественное мнение. Эта целенаправленная деятельность продолжалась до развала Советского Союза. Однако, чем ближе был 1991 год, тем заметнее становилось ослабление цензуры в средствах массовой информации.

Некоторые считают, что первым признаком такого ослабления было декларирование руководством СССР с 25 февраля 1986 года политики «гласности». А 12 июня 1990 года Верховным Советом СССР был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», в котором было прямо указано, что «Цензура массовой информации не допускается» [2]

После того как страны СНГ обрели свою независимость, СМИ перестали быть тотально контролируемым государством органом. В них стала появляться информация о том, что ранее считалось запретным. Конечно, людям хотелось вкусить этого запретного капиталистического плода информации и новых знаний. К сожалению, и этот плод, как бывает в сказках, был отравлен. И для понимания содержания такого яда следует обратиться к американским специалистам. Именно они задолго до остальных начали понимать, какое негативное влияние могут оказывать средства массовой информации. Речь, конечно же, идёт о таком феномене как «медианасилие».

Джордж Г. и Ларри Г. дают следующую характеристику медианасилию: «открытое применение физической силы против себя или другие принудительные действия, осуществляющиеся против чьей-либо воли под страхом нанесения телесных повреждений или убийства, либо при фактическом осуществлении последних». [3]

Если задуматься, то это довольно серьёзные вещи для демонстрации на ТВ, но на самом деле мы каждый день видим проявления медианасилия и даже не замечаем их. Постоянные драки, убийства и другие проявления насилия настолько стали нам привычны, что мы просто на них не реагируем.

Исследователи также выявили, что люди, которые часто и подолгу смотрят на проявления насилия и жестокости на экранах, не отторгают её и принимают как должное, если действие на экране обладает рядом факторов. К этим факторам относятся:

  1. Преступник представляет собой привлекательную ролевую модель;
  2. Насилие выглядит оправданным;
  3. За насилием не следует возмездия (преступные действия не вызывают раскаяния, не осуждаются, не наказываются);
  4. Жертва насилия несет минимальный ущерб;
  5. Сцена насилия воспринимается зрителем как реалистичная. [4, c.33]

Другими словами если в фильме/сериале/мультфильме или шоу сюжет будет построен на том, что жену/девушку/ребёнка главного героя похитили и главный герой идёт её спасать, попутно избивая, калеча или даже убивая врагов, при этом не нанося вреда «обычным» людям, то эта сцена будет рассмотрена зрителем как вполне нормальная. И действительно, такое поведение на экране встречается почти в каждом боевике или блокбастере. И действительно, в списке из 10 самых кассовых фильмов в истории 8 из 10 фильмов построены на насилии открытом и агрессивном, либо насилие в них представлено как акт добра и справедливого наказания. [5]

Так же можно заметить, что очень редко в своих «похождениях» герои с телеэкрана отвечают за свои поступки. Для примера можно взять знаменитую франшизу фильма «Заложница» с Лиамом Нисоном в главной роли. В неё отец спасает свою дочь из рук похитителей-террористов попутно убивая и калеча десятки людей. При этом в конце фильма зрителю так и не показывают, как государственные органы проводят расследования по всем этим убийствам, находят человека их совершившего, собирают всю доказательственную базу против него и в суде ему выносят приговор в виде пожизненного заключения. Нет, государство молчаливо бездействует, а герой-одиночка просто уходит вместе с дочкой в закат, а зритель рад, что все эти злодеи мертвы/покалечены и семья снова вместе. Справедливость восторжествовала!

Главная проблема медианасилия заключается в том, что постепенно, в человеческом сознании происходит накопление определённой информации, в данном случае о насилии. И такая информация, впоследствии, перерастёт в идеи о совершении преступления, о насилии в принципе или же в положительное отношение к насилию и преступлениям.

В качестве доказательства можно привести исследования Стивена Джонсона, которые он провёл в надежде узнать источник возникновения хороших идей. Он установил, что идеи не рождаются в результате каких-то спонтанных действий, они являются результатом длительной работы сознания и подсознания. Джонсон выяснил, что лишь получив необходимую информацию о чём-либо, наше сознание может дать нам идею об этом. [6] И даже знаменитая архимедовская «Эврика!» на самом деле не озарение, а просто результат того, что наш мозг наконец-то смог собрать воедино всю ту информацию, что мы ему дали и выдал нам нужную идею. [7]

Таким образом, мы можем сделать вывод, что человека, который будет ежедневно сталкиваться с проявлением насилия в реальной жизни, будет свидетелем медианасилия по телевидению, кино или в сети Интернет и сам будет относиться к насилию спокойно или даже положительно, в результате его самого станут посещать мысли о возможности совершения того или иного насильственного правонарушения. Конечно, механизм мотивации преступного поведения гораздо более сложен и не ограничивается лишь внешним воздействием СМИ или иных факторов. Но пренебрегать очевидным криминогенным воздействием современных СМИ, на наш взгляд, значит проявлять непродуманность, легкомыслие и безответственность. Не только самими СМИ, но и государством, призванным обеспечивать общественный покой, безопасность, здоровый социально-психологический климат и предупреждать преступность.

Сложившаяся сегодня ситуация свидетельствует о том, что СМИ свои коммерческие интересы ставят превыше интересов общества и людей, а государство, как нам представляется, пока еще всей серьезности этой ситуации не оценило. Однако очевидный рост агрессивности, жестокости, насилия современного общества убеждают в необходимости принятия срочных мер и продуманного контроля за деятельностью СМИ.

Литература:

  1. Курс лекций по Криминологии под авторством Фёдорова В. С. // Учебный портал РУДН. URL: http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/krim/P5.htm (дата обращения 14.03.2016)
  2. Цензура в СССР // Wikipedia. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Цензура_в_СССР (дата обращения 15.03.2016)
  3. Gerbner, G. (1972). Violence in television drama: Trends and symbolic functions. 2ndEDHoraceNewcomb 1979.
  4. Доклад для президента США по результатам исследования телевизионного насилия, 1998, с. 33.
  5. Самые кассовые фильмы // Kinopoisk.ru. URL: http://www.kinopoisk.ru/box/best_total/view_all/1/ (дата обращения 15.03.2016)
  6. TED (конференция)// Wikipedia. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/TED_(конференция) (дата обращения 16.03.2016)
  7. Steven Johnson, Where good ideas come from, TED talk// TED: Ideas worth spreading. URL: https://www.ted.com/talks/steven_johnson_where_good_ideas_come_from/ (дата обращения 16.03.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, насилие, проявление насилия, влияние СМИ, время, массовая коммуникация, общественное мнение, преступное поведение, самое дело, СМИ.


Ключевые слова

СМИ, правонарушение, криминология, идея преступления, влияние СМИ, медианасилие, криминология.

Похожие статьи

Социальное становление личности в гражданском обществе

Влияние насилия в семье на психологическое развитие подростков

Наркозависимость как психолого-педагогическая проблема современного общества

Криминогенное значение СМИ в современном обществе

Роль СМИ в современной России: приоритетные задачи в рамках диалога с государством

В статье рассматривается взаимодействие средств массовой информации и государства в современной России. Автор анализирует роль СМИ в политическом процессе и их способность влиять на общественное мнение и формирование политического курса.

Проблема алкоголизма среди подрастающего поколения

Статья посвящена разъяснению проблемы алкоголизма среди подрастающего поколения. История возникновения. Предназначение. Пагубное воздействие.

Понятие и виды коррупции как социального и исторического явления

В статье дано определение коррупции, отмечены основные ее виды. Проанализировано влияние коррупции с точки зрения развития социально-экономических систем в рамках институционализма.

Принцип толерантности и его особенности

Особенности личности при шизофрении, симптомы заболевания

шизофрения, шизоидное расстройство личности, психиатрия, изменения личности

Инновационный риск: понятие, этапы управления

В статье раскрыто понятие инновационного риска, представлены этапы управления инновационным риском и характеристика каждого этапа.

Похожие статьи

Социальное становление личности в гражданском обществе

Влияние насилия в семье на психологическое развитие подростков

Наркозависимость как психолого-педагогическая проблема современного общества

Криминогенное значение СМИ в современном обществе

Роль СМИ в современной России: приоритетные задачи в рамках диалога с государством

В статье рассматривается взаимодействие средств массовой информации и государства в современной России. Автор анализирует роль СМИ в политическом процессе и их способность влиять на общественное мнение и формирование политического курса.

Проблема алкоголизма среди подрастающего поколения

Статья посвящена разъяснению проблемы алкоголизма среди подрастающего поколения. История возникновения. Предназначение. Пагубное воздействие.

Понятие и виды коррупции как социального и исторического явления

В статье дано определение коррупции, отмечены основные ее виды. Проанализировано влияние коррупции с точки зрения развития социально-экономических систем в рамках институционализма.

Принцип толерантности и его особенности

Особенности личности при шизофрении, симптомы заболевания

шизофрения, шизоидное расстройство личности, психиатрия, изменения личности

Инновационный риск: понятие, этапы управления

В статье раскрыто понятие инновационного риска, представлены этапы управления инновационным риском и характеристика каждого этапа.

Задать вопрос