Автор: Порошина Анастасия Дмитриевна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 15.05.2016

Статья просмотрена: 669 раз

Библиографическое описание:

Порошина А. Д. Рассмотрение органами прокуратуры обращений граждан // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1028-1030.



Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила в ст. 2 приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе общепризнанных ценностей [1]. Это обуславливает необходимость создания механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации разработку и реализацию указанного механизма осуществляют федеральные органы исполнительной власти.

Однако в Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти недостаточно обеспечивает защиту прав и свобод граждан, недостаточно разработан механизм реализации гражданами прав и свобод, не полностью сформирована законодательная база. Нерешенность данных проблем влечет к нарушению прав и свобод граждан.

В складывающейся ситуации востребована роль прокуратуры в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Одним из полномочий, которыми наделены органы прокуратуры в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина является рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений граждан, содержащие сведения о нарушении законов.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 (далее — Закон о прокуратуре) поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, установленные инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (далее — Инструкция) [2]. Данная инструкция была утверждена приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 № 2007.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры РФ обращений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории РФ.

Согласно данной Инструкции правом на обращение в органы прокуратуры за защитой нарушенных прав обладают как физические, так и юридические лица. Также в ней закреплено положение о том, что жалобы, заявления и обращения могут поступать как от самого лица, чьи права были нарушены, так и от его представителя [3].

Обращения в органы прокуратуры могут быть в письменной, устной форме, на личном приеме, переданные по почте, телеграфу, факсу, интернету.

Обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ в обязательном порядке должны быть рассмотрены. После предварительного рассмотрения обращений граждан органы прокуратуры должны принять одно из следующих решений:

− принять данное обращение к дальнейшему разрешению;

− либо оставить обращение при наличии определенных оснований без разрешения;

− передать обращение для разрешения в нижестоящие органы прокуратуры;

− если данное обращение относится к компетенции других органов, то направить его в соответствующие органы;

− прекратить рассмотрение обращения по инициативе граждан;

− приобщить к раннее поступившему обращению;

− возвратить данное обращение заявителю.

Резюмируя изложенное, рассмотрение обращений граждан органами прокуратуры можно поделить на 2 этапа. На первом этапе происходит распределение полученных обращений, те, которые относятся к компетенции органов прокуратуры, и тех обращений, рассмотрение которых отнесено к ведению других органов. Второй этап — разрешение прокурором обращений и принятия решений (таких как, удовлетворение жалоб, заявлений и обращений либо отклонение их).

Согласно Инструкции поступившие заявления в течении 3 дней подлежат обязательной регистрации после поступления данных заявлений в органы прокуратуры [4].

Заявления, жалобы, обращения разрешаются в течении 30 дней со дня поступления, а те, которые не требуют дополнительной проверки — в течении 15 дней. Если установленный срок истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

Все заявления, жалобы, обращения должны быть приняты к рассмотрению, или переданы в нижестоящий орган прокуратуры, или в другие органы. А те заявления, жалобы, обращения, которые рассматриваются другими органами, подлежат разрешению в семидневный срок со дня регистрации.

Если заявления, жалобы, обращения не содержат всех необходимых сведений для достаточного разрешения, то в этом случае прокурор в течении 7 дней со дня регистрации обращения возвращает его заявителю для пополнения информации.

Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре для проведения прокурором проверки необходимо наличие сведений о нарушении закона [5].

Во время проведения проверки необходимо определить: имелся ли факт нарушения прав и свобод человека и гражданина, какие законы при этом были не соблюдены, каким органом было совершено правонарушение, а также, что послужило причиной данного правонарушения.

В том случае, если прокурор отказал в рассмотрении обращения гражданина, то в обязательном порядке прокурор отправляет гражданину не позднее 10 дней решение об отказе в рассмотрении с обоснованным разъяснением данного отказа, при этом прокурор должен указать порядок обжалования принятого решения. Без разрешения могут быть оставлены обращения граждан, если: обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи; обращение, лишенное по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании гражданина недееспособным [6].

За гражданином закрепляется право прекратить рассмотрение его заявления. Если же гражданин решит прекратить рассмотрения его заявления, то это автоматически влечет прекращение рассмотрения данного заявления прокурором, при условии, если в заявлении нет сведений, подтверждающих наличие какого-либо правонарушения. После проведенной проверки заявитель вправе ознакомится со сведениями, относящимися к нарушению его прав и свобод, при условии, что данная возможность гражданина не противоречит законным интересам других лиц.

Обращение считается разрешенным, если в нем были рассмотрены все поставленные вопросы и предприняты все меры к восстановлению нарушенных прав.

В соответствии с п. 4.14 Инструкции по итогам рассмотрения обращения прокурор принимает одно из следующих решений:

− удовлетворить обращение и принять соответствующие меры восстановлению нарушенных прав заявителя;

− удовлетворить обращение, в котором ранее было принято решение об отказе в удовлетворении решения;

− отклонить требования заявителя, которые являются необоснованными;

− разъяснить принятое решение;

− оставить без разрешения;

− направить обращение в течение 7 дней в другие компетентные органы [7].

Необходимо отметить, что при рассмотрении обращений граждан прокурор вправе принять соответствующие меры, а именно возможность прокурора при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии со ч. 2 ст. 27 Закона о прокуратуре и в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.(ч. 3 ст. 27) [8].

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений представляет собой важный самостоятельный вид деятельности российской прокуратуры. Рассматривая и разрешая обращения, прокурор получает информацию о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина и принимает меры к восстановлению нарушенных прав и свобод.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. — 1993. — 25 дек.
  2. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202–1- ФЗ //Собр. законодательства РФ. — 1995. — № 47. — ФЗ. — Ст. 1011.
  3. Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокуратуры РФ от 30 января 2013 г. № 45 // Законность. — 2013. — № 4.
  4. Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокуратуры РФ от 30 января 2013 г. № 45 // Законность. — 2013. — № 4.
  5. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202–1- ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1995. — № 47. — ФЗ. — Ст. 1011.
  6. Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокуратуры РФ от 30 января 2013 г. № 45 // Законность. — 2013. — № 4.
  7. Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ Генпрокуратуры РФ от 30 января 2013 г. № 45 // Законность. — 2013. — № 4.
  8. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202–1- ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1995. — № 47. — ФЗ. — Ст. 1011.
Основные термины (генерируются автоматически): органы прокуратуры, Российской Федерации, свобод человека, органах прокуратуры, прокуратуры Российской Федерации, органах прокуратуры Российской, порядке рассмотрения обращений, обращений граждан, приема граждан, прокуратуре Российской, прокуратуре Российской Федерации, свобод граждан, Конституция Российской Федерации, граждан органы прокуратуры, органы прокуратуры заявления, действие Инструкции, приказ Генпрокуратуры, граждан органами прокуратуры, нижестоящие органы прокуратуры, обращений граждан РФ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос