Библиографическое описание:

Элибоева Л. С. Анализ особенности применения ролевых игр в учебном процессе // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1318-1321.



В большинстве европейских педагогических эпох, главным образом, когда речь шла о проведении в жизнь нового умонастроения и/или об эффективной «работе с общественностью» школы, вдохновенно применялась театральная игра, чтобы эффективнее достичь отдельных учебных целей. Как дидактический метод сценическое представление получило свое окончательное признание в школе и на учебных занятиях к началу 20 века, во время педагогической реформы (рабочий самодеятельный театр, драматическая художественная самодеятельность, педагогический театр Макаренко); оно возникло из вопроса, как можно в том числе и во время обучения контролировать переживания, представления и образцы поведения, которые оказывают влияние на учебный процесс. С начала 1970-х годов приобрела значение педагогика ролевых игр и понятие «сценическая игра» постепенно утвердилось и охватывает сегодня все игровые формы, в которых представляются в ситуациях/сценах реальные и вымышленные роли.

Преподаватели (редко профессионально этому обученные) опять играют вместе со своими учащимися, потому что применение сценического представления, в первую очередь ролевой игры, кажется целесообразным, а также связано с большими ожиданиями — однако, спорадическое и исключительно методическое применение показало себя как мало полезное. Важно понять сценическое представление как учебный/обучающий метод и как предмет усвоения/предмет изучения. Сценические представления применяются в школах (в школах всех форм, прежде всего в начальной школе) и в высших школах, при повышении квалификации, в социальной работе и при наблюдении или контроле за работой. Во многих федеральных землях учащиеся различных типов школ могут выбрать учебный предмет «актерское мастерство» (наряду с эстетическим воспитанием и музыкой), в некоторых университетах имеется дополнительный учебный предмет «актерское мастерство» для обучения преподавателей. В школе можно сценически представить различные темы и учебные ситуации, прежде всего по гуманитарным учебным предметам. Но и на предметах естественнонаучного цикла они также могут применяться, например, для наглядного представления абстрактного содержания. Применение этого метода особенно подходит для преподавания языков (как модель взаимодействия и коммуникационная модель), в сфере социализации (как модель действия), на занятиях литературой, в дидактике использования фильмов и телевизионных передач (анализ фильмов и телепередач) и в терапевтической области (терапевтическая ролевая игра).

Сценическое представление охватывает все изобразительные игровые формы (от простых до комплексных, от коротких до длинных), в которых сценически представляются реальные и вымышленные взаимодействия и взаимоотношения или роли в воображаемой ситуации (зрители нужны не обязательно). Некоторые авторы употребляют понятие «сценическое представление» как синоним ролевой игры (в широком смысле); мы подводим ролевую игру под сценическое представление, так как мы рассматриваем ролевую игру как представление (воображаемых) реальных взаимодействий и взаимоотношений или ролей (это значит, что игра вымышленных ролей — сказочных героев, комических персонажей, героев фильмов, как мы это понимаем, не проводится).

Характерным для сценического представления является совместное действие (групповая и партнерская работа). Это значит, что каждый вступает с каждым во взаимодействие, а также по окончании проводится анализ представления. Обсуждаться могут собственные представления, опыт, переживания, собственное поведение, а также ролевое поведение. При этом, не читая никаких моралей и нравоучений, в центре внимания находятся чаще всего актуальные социальные ситуации или общие комплексы тем, такие как «молодежь» и т. д. Но и художественные представления с вымышленными ролями (фильмы, тексты, картины) могут стать предметом так же как и специальное научное содержание, которое может быть связано с социальной ситуацией (прежде всего на уроках музыки, искусства, истории, политики, географии). Очевидно близкое родство с ролевыми играми, для многих авторов ролевая игра является возможностью сценического представления.

В числе прочего, на учебных занятиях можно интегрировать следующие формы сценического представления, причем возможны плавные переходы и комбинации (отчасти неоднозначная терминология):

 ролевая игра;

 танец;

 импровизационная игра (без основного текста и без определенной последовательности, краткое время на подготовку);

 пантомима;

 театр фигур/поз, неподвижное изображение, театр теней,

 волшебство/фокус, жонглерство/показывание фокусов, клоунада.

В ролевой игре (в узком значении) исполняются исключительно реальные роли (поведение в социальных конфликтных ситуациях), в сценическом представлении наряду с ними исполняются также и вымышленные роли. Таким образом, ролевая игра может быть подведена под категорию «сценическое представление»

Чаще всего, сценическое представление представляет межпредметный проект, в котором находят применение различные формы работы (читать, составлять тексты, работать, мастерить, рисовать, шить, сочинять...).

Учебными целями сценического представления, если оно понимается как учебный метод и предмет усвоения, являются:

 представление и анализ социальных (конфликтных) ситуаций или наглядное изображение (специального) научного содержания/(по)знания;

 содействие общей способности к действию (связь с действием, самосознание);

 анализ поведения и при необходимости изменение поведения в действительности;

 дальнейшее развитие поведения во взаимоотношениях и поведения в общении, содействие коммуникационной компетенции;

 содействие способности к сотрудничеству и к работе в команде, а также к сопереживанию;

 комплексное обучение во всех смыслах;

 развитие спонтанности, телесности и языка (мимики, жестикуляции, языка);

 дальнейшее развитие методической компетенции;

 содействие восприятию самого себя и восприятию других представителей социального окружения.

Целью обучения является также и само сценическое представление (ключевое слово: эстетическое воспитание). Учащиеся узнают, что исполнению роли в сценическом представлении также нужно учиться, что необходимо целенаправленно отрабатывать определенные навыки, например, технику говорения, технику дыхания и что, следовательно, театральная игра также имеет дело с усилиями и подготовкой.

Для ознакомления рекомендуются невербальные игры (например, пантомимы). Позже Вы можете включать короткие заданные заранее тексты и постепенно переходить к импровизациям. Путь должен вести от простых форм игры к сложным/комплексным формам игры (игровые формы могут быть тоже классифицированы, например, в зависимости от степени управления руководителем игры: от ограниченной постановки задания до открытой постановки задания). Подбор партнеров и групп Вы, как руководитель игры, можете предоставить случаю (методом жеребьевки) или провести самостоятельно.

Отсюда можно указать важные преимущества применения данного метода:

 сильная мотивация благодаря ориентированию на учащихся;

 включение в учебные будни;

 целостное обучение (обучение с задействованием всех чувств);

 ориентирование на процесс и на продукт;

 интерактивная работа (речь, движение, музыка, ритмика);

 учебные занятия, проводимые несколькими преподавателями (преподавателем эстетического воспитания, музыки, иностранного языка);

 сотрудничество с родителями;

 связь между практикой (конкретный опыт) и теорией (абстрактное учебное содержание);

 сотрудничество, работа в группе.

Литература:

  1. Петерсен, Вильгельм Х.: Малый методический лексикон, 2001 (стр. 58–60).
  2. Stankewitz, Winfried: SzenischesSpielalsLernsituation, 1977/ Станкевитц, Винфрид: Сценическая игра как учебная ситуация, 1977.
  3. Thurn, Bernhard: MitKindernszenischspielen, 1992/ Турн, Бернхард: Сценически играть с детьми 1992.
  4. Reich, K. (Hg): Methodenpool. In: URL: http://methodenpool.uni-koeln.de 2003 ff.
  5. http://www.jugendserver.de/wai1/showcontent.asp?ThemaID=4974 (по состоянию на: 07.01.2005)
  6. http://www.but.bkj.de/ (по состоянию на: 07.01.2005)
  7. http://www.schultheater-studio.de (по состоянию на: 07.01.2005)
Основные термины (генерируются автоматически): сценическое представление, сценического представления, ролевая игра, игровые формы, учебный предмет «актерское, предмет «актерское мастерство», вымышленные роли, метод сценическое представление, применение сценического представления, театральная игра, формы сценического представления, возможностью сценического представления, целями сценического представления, учебных занятиях, сценическом представлении, ролевой игры, наглядного представления абстрактного, ролевых игр, «сценическое представление», дополнительный учебный предмет.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос