Внедрение критериев оценки ИКТ в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 11.05.2016

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Атаджанова Н. С., Исроилова Н. Внедрение критериев оценки ИКТ в Узбекистане // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 609-611. — URL https://moluch.ru/archive/114/29327/ (дата обращения: 22.08.2018).



В настоящее время в Узбекистане целенаправленно внедряются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе для предоставления интерактивных государственных услуг населению и юридическим лицам.

Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым подчеркнута важность ускоренной реализации мер и проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий: «Мы должны отдавать себе отчет, что без кардинального, я бы сказал взрывного продвижения по пути широкого внедрения во все сферы экономики, в нашу повседневную жизнь современных информационно-коммуникационных систем трудно видеть перспективу. Нам необходимо в кратчайшее время не только устранить имеющее место отставание по многим видам оказания информационных услуг, но и выйти в разряд передовых стран с высоким уровнем внедрения информационно-коммуникационных технологий».

Оформить социальную помощь, оплатить коммунальные услуги, зарегистрировать предприятие, заплатить налоги, встать на учет в ГАИ, получить разъяснения от таможенников, участвовать в он-лайн, суде ознакомиться с последними изменениями в законодательстве, посмотреть, как голосует конкретный депутат, задать вопрос президенту. Всё это становится возможным благодаря так называемому «электронному правительству».

Благодаря новым средствам коммуникации, в частности, интернету, государство все ближе становится гражданам.

В целях совершенствования взаимодействия государственных органов с населением и субъектами предпринимательства, а также мониторинга состояния внедрения ИКТ Узбекистана поставлена задача по внедрению международных критериев и индикаторов оценки уровня информатизации отраслей и сфер экономики страны и осуществлению системного мониторинга. Для успешного выполнения вышеперечисленных задач должен оптимально функционирующая модель системы «электронного правительства».

Любая система «электронного правительства» предполагает четыре этапа внедрения:

− государственные органы предоставляют в интернете информацию о своих услугах. В частности, это может быть расписание приемных часов, контактные телефоны руководителей, информация о деятельности госоргана, о последних решениях принятых ведомством, описание процедуры получения необходимых услуг;

− загружать с сайта ведомства формы анкеты или заявления, бланков необходимых документов;

− документы заполняется в режиме онлайн прямо на сайте;

− перечисляется по интернету плата за какую-либо услугу, проконтролировать, на каком этапе находится рассмотрение вашего заявления, получить, не отходя от клавиатуры, консультацию специалиста или руководителя и тому подобное.

Наиболее авторитетным рейтингом среди существующих глобальных рейтингов оценки уровня развития электронного правительства является рейтинг ООН, которая раз в два года проводит исследование для оценки уровня применения ИКТ в решении административных и экономических задач стран мира и освоения современных технологий при предоставлении государственных услуг. В этом отношении особенно показателен опыт Республики Корея, которая на протяжении нескольких лет лидирует в мировом рейтинге ООН в области внедрения электронного правительства. Корейское правительство оказывает около 87 % всех государственных услуг, учитываемых в рейтинговом исследовании ООН.

Классификация электронного правительства Евросоюза предусматривает 20 видов основных государственных услуг, которые должны предоставляться в электронном виде. Высокий уровень развития «электронного управления» наблюдается и в США. Здесь государственная почтовая служба может распечатать ваше электронное сообщение, упаковать в конверт и отправить по адресату.

Одним из передовиков введения «электронного правительства» стала Эстония. Она даже предоставила своим гражданам голосовать на выборах через интернет. Многочисленные удостоверения и документы — паспорт, водительские права, амбулаторную карточку — эстонцу заменяет персональная ІD-карта. Полиция не может оштрафовать вас за вождение без прав, так как эта информация уже храниться в базе данных полиции. Для получения разрешения, лицензии нет необходимости собирать сотни справок. В систему делается запрос, а робот сам собирает всю необходимую информацию. Ни одна госструктура не потребует от вас информации, которая уже была занесена в единую информационную систему.

Эстонское законодательство требует выкладывать в интернет всю официальную информацию. На сайте мэрии можно узнать мобильный телефон руководителя, посмотреть его налоговую декларацию и даже проследить, сколько он потратил денег налогоплательщиков, чтобы купить себе канцтовары.

Активно развивается «электронное правительство» и в Казахстане. Власти страны планируют перевести в электронный режим практически все госорганы, которые предоставляют услуги населению и внедрить 1200 услуг на портале.

В отчете ООН о состоянии развития электронного правительства отмечается, что Узбекистан стремительно движется к внедрению элементов электронного правительства, в частности, принимаются соответствующие правительственные решения и вносятся изменения в законодательные акты, совершенствуется Правительственный портал. Государственными органами посредством своих Web-сайтов и Правительственного портала Республики Узбекистан (Gov.uz) оказывается более 400 интерактивных государственных услуг. Для населения Узбекистана недавно сдан в эксплуатацию единый портал my.gov.uz, оказывающие различные интерактивные государственные услуги. Этот портал является единой точкой доступа к интерактивным государственным услугам, предоставляемым государственными органами, в том числе на платной основе.

Предоставление интерактивных государственных услуг через Единый портал осуществляется для заявителей, прошедших процедуру регистрации и авторизации согласно Положению о Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 378 от 30 декабря 2012 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Правительственного портала Республики Узбекистан в сети Интернет с учетом предоставления интерактивных государственных услуг».

Данный портал создан в целях предоставления доступа пользователей к интерактивным государственным услугам, в том числе на платной основе и основными задачами портала являются: предоставление возможности пользователям для прямой подачи обращений в государственные органы; интеграция пользователей с другими проектами в сфере информационно-коммуникационных технологий; повышение эффективности взаимодействия пользователей с государственными органами; сокращение и устранение бюрократических преград и барьеров для пользователей при обращении в государственные органы; содействие в дальнейшем развитии «электронного правительства» и внедрении современных информационных технологий в государственное управление.

Доступ в персональный кабинет для физических (на основании заявления и паспорта) и юридических лиц (на основании заявления и свидетельства о регистрации) предоставляется:

  1. Центром «Узинфоком» и Центром компьютеризации при хокимияте города Ташкента в течение одного рабочего дня; центрами компьютеризации при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента в течение двух рабочих дней.
  2. Центр «Узинфоком» или Центр компьютеризации при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента вправе заблокировать или закрыть доступ в Единый портал по инициативе пользователя. Общий вид этого портала выглядит таким образом.

В заключении можно сказать, на данном этапе актуальным является применение критериев оценки развития электронного правительства с учетом положительного международного опыта, что будет способствовать эффективному мониторингу проводимых реформ в области внедрения ИКТ любого государства.

Литература:

  1. www.ccitt.uz
  2. www.podrobnosti.ua
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, электронное правительство, услуга, Единый портал, Центр компьютеризации, Правительственный портал Республики, ташкент, Совет Министров Республики, область внедрения, основание заявления.


Похожие статьи

Анализ развития системы электронного правительства...

Ключевые слова: электронное правительство, информационно-коммуникационные технологии, информатизация, человеческий капитал, инфраструктура

В Узбекистане в середине 2013 года был запущен Единый портал интерактивных государственных услуг (my.gov.uz).

Развитие электронного правительства в Узбекистане

Ташкент: «Академия» – 2007 г. системы «Электронное правительство», системы Республики Узбекистан, информационных систем, информационно-коммуникационной системы Республики, развития Национальной...

Становление и развитие системы «Электронное правительство»...

Узбекистан, электронное правительство, государственная власть, государственное управление, услуга, система, правительственный портал Республики, единый портал, дальнейшее развитие компьютеризации, дальнейшее...

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

30 мая 2002 г. Президентом Республики Узбекистан был подписан Указ “О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении

При министерстве открыт Центр внедрения электронного образования в образовательных учреждениях.

Анализ и функционирование рынка информационных услуг...

В Республике Узбекистан принят ряд правительственных постановлений, направленных на внедрение и развитие электронной коммерции.

Проект «Политика ИКТ» ПРООН и Правительства Республики Узбекистан.

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

Рассматриваются вопросы формирования электронного правительства в Самарской области.

 бесплатный доступ к федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»

Состояние электронного правительства в Республике Беларусь

 Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2012 г. № 138 «О базовых электронных услугах».  Стратегией развития информатизации в Беларуси на 2016–2022 годы (готовится проект).

Открытые образовательные ресурсы в Узбекистане

Для обеспечения качественной работы в сфере связи и информатизации Правительство Республики Узбекистан ставит перед собой задачу массового внедрения и

Открытые образовательные ресурсы вузов: интеграция в электронной библиотеке портала "Единое окно".

Современное состояние формирования электронной коммерции...

Решение об «Электронном правительстве», т. е. переход правительственных учреждений в систему on-line и обеспечение единых электронных средств коммуникаций между

Асамов Б. М. Развитие электронной коммерции в Республике Узбекистан при условии вступления в ВТО.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Анализ развития системы электронного правительства...

Ключевые слова: электронное правительство, информационно-коммуникационные технологии, информатизация, человеческий капитал, инфраструктура

В Узбекистане в середине 2013 года был запущен Единый портал интерактивных государственных услуг (my.gov.uz).

Развитие электронного правительства в Узбекистане

Ташкент: «Академия» – 2007 г. системы «Электронное правительство», системы Республики Узбекистан, информационных систем, информационно-коммуникационной системы Республики, развития Национальной...

Становление и развитие системы «Электронное правительство»...

Узбекистан, электронное правительство, государственная власть, государственное управление, услуга, система, правительственный портал Республики, единый портал, дальнейшее развитие компьютеризации, дальнейшее...

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

30 мая 2002 г. Президентом Республики Узбекистан был подписан Указ “О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении

При министерстве открыт Центр внедрения электронного образования в образовательных учреждениях.

Анализ и функционирование рынка информационных услуг...

В Республике Узбекистан принят ряд правительственных постановлений, направленных на внедрение и развитие электронной коммерции.

Проект «Политика ИКТ» ПРООН и Правительства Республики Узбекистан.

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

Рассматриваются вопросы формирования электронного правительства в Самарской области.

 бесплатный доступ к федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»

Состояние электронного правительства в Республике Беларусь

 Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2012 г. № 138 «О базовых электронных услугах».  Стратегией развития информатизации в Беларуси на 2016–2022 годы (готовится проект).

Открытые образовательные ресурсы в Узбекистане

Для обеспечения качественной работы в сфере связи и информатизации Правительство Республики Узбекистан ставит перед собой задачу массового внедрения и

Открытые образовательные ресурсы вузов: интеграция в электронной библиотеке портала "Единое окно".

Современное состояние формирования электронной коммерции...

Решение об «Электронном правительстве», т. е. переход правительственных учреждений в систему on-line и обеспечение единых электронных средств коммуникаций между

Асамов Б. М. Развитие электронной коммерции в Республике Узбекистан при условии вступления в ВТО.

Задать вопрос