Почти тридцать три века отделяют нас от эпохи, когда жила древнеегипетская царица Нефертити. Еще 50 лет имя ее было известно лишь узком кругу специалистов, сегодня портреты царицы получили мировую известность. В прошлом столетии Древний Египет в первую очередь ассоциировался с пирамидами, сфинксами, знаменитым писцом из Лувра; наше время вписало в ряд прославленных шедевров и имя Нефертити, что в переводе на русский язык означает «Прекрасная пришла».
Много тайн связано с судьбой Нефертити, и вряд ли кто–либо сумеет их раскрыть. Нам известно ее происхождение — были ученые, которые считали принцессу чужестранкой, присланной в жены фараону из царства Митанни на Среднем Евфрате. Однако, обращаясь к прошлому Египта, следует отметить, что имена, имеющие в корне «нефер» «прекрасная» или «нефрет» (красота), носили многие египтянки, Египтянкой могла быть и Нефертити. Есть предположение, что она даже состояла в родстве с фараоном Аменхотепом IV, будущим своим мужем. Внутри династические браки между родственниками-явление нередкое в Древнем Египте; заключались они с целью сохранения престола, передававшегося обычно по женской линии.
Сходства портретных изображений Нефертити и Аменхотепа IV на памятниках древнеегипетского искусства отражает своеобразнее художественного почерка эпохи, когда черты внешнего облика правящего фараона переносились на членов его семьи и приближенных
Как жена Аменхотепа IV, Нефертити часто изображалась со своим венценосным супругом. Вместе с ним она поклонялась солнцу, образ которого стал главным объектом почитания бога.
Кратковременное правление Аменхотепа IV (1370–1352 годы до новый эры) вписало яркую страницу в историю древнеегипетского государства Будучи сыном Аменхотепа III, в сорокалетний период царствования которого Египет достиг зенита своего могущества, молодой фараон продолжил политику отца. Разногласия с фиванским жречеством, возникшие Аменхотепе III, особенно обострились при его преемнике. В борьбе за утверждение власти Аменхотен IV опирался не на знать, а среднее сословие, представители в его придворное окружение, Вступив на престол, молодой фараон на шестом году правления провел религиозную реформу; вместо сонма древних божества он провозгласил единым и истинным богом солнце, сияющее на небосводе и несущее свет и тепло всему живущему на земле. Чтобы противостоять жрецам, которые почитали Амона и поклонялись ему в образе человекоподобного бога новый фараон ввел культ Атона, олицетворявшего солнце.
Идеализация образа в портретах органично сочеталась с индивидуальными чертами: согласно представлениям египтян о вечной жизни в загробном мире статуи и рельефы должны были служить вместилищем духа–двойника умершего, его жизненной силы «ка», которая обеспечивала покойному вечное существование в потустороннем мире. Стилистические приемы передачи его внешнего облика переносились и на изображение Нефертити. Теми же приемами отмечен и ряд портретов Нефертити, хотя в некоторых из них сохраняется обаяние ее женственности и красоты.
В гробницах его приближенный появляются новые композиции, представляющие Эхнатона и царицу Нефертити в домашней обстановке, в окружении дочерей.
Современники с восхищением говорят о Нефертити, называя ее «прекрасною ликом», умиротворяющей солнце голосом сладостным». Многочисленные изображения дают представление о наружности царицы. Она была невысокого роста, стройного сложения, отличалась красивой посадкой головы на длинной шее. Полуопущенный веки, слегка прикрывавшие большие глаза продолговатого разреза, придавали взгляду мягкий, меланхолический оттенок. В какие годы правления Эхнатона исполнен этот бюст и другие великолепные портреты Нефертити, сказать с определенностью невозможно. Во всяком случае, эти произведения выполнены после шестого года правления Эхнатона,
В древнеегипетской скульптуре практически не встречаются отдельно исполненный головы — бюсты. Среди них много прелестных женский головок, изображающих дочерей Эхнатона и Нефертити. Иногда бывает трудно с полной достоверностью определить, когда изображают те или иные портреты — саму ли царицу либо одну из принцесс.
Шли годы, подрастали дочери фараона, становились старше и Нефертити. Статуэтка, представляющая царицу в канонической позе с выставленной вперед левой ногой, вытянутыми вдоль тела руками является одним из поздних скульптурных воплощений Нефертити. Хотя она и не утратила былой красоты осанка фигуры изменилась: голова сильнее склонилась вперед, округлее стали живот и бедра. Художник, привыкший в период Амарны исходить в своих работах из индивидуальности модели, и в этом памятнике не прибегает к приемам идеализации.
Он действительно достоин стоять в ряду поэтичнейших женских образов, созданных мировым искусством. Если ваше воображение когда-нибудь в детстве рисовало облик сказочной царицы, царицы своенравной и горделиво прекрасной, какие бывают именно в сказках, то к этому образу ближе всего подходит Нефертити. Имя скульптора, изваявшего эту прекрасную голову — Тутмес.
Религиозно-политические реформы Эхнатона были слишком смелыми, чтобы быть долговечными. Однако новые начала, внесенные в искусство, развивались еще в течение по крайней мере столетия. Всемирно историческая роль Египта в то время уже была исчерпана, и все ярче разгоралось восходящее солнца Эллады.
Литература:
- Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. — Москва: Искусство, 1986.
- Померанцева Н. Рассказы о шедеврах. Юный художник. Ежемесячный журнал. № 3. 1987. — С.21–23.