При построении учебно-тренировочного процесса, надо знать основные методические принципы обучения технике футбола и уметь применять их на практике. Знание принципов построения обучающей тренировки и методики обучения техническим приемам, позволяет оценивать и построение тренировочного процесса и правильно подбирать способы, средства и методы применяемые на занятиях футболом.
Во многих учебных заведениях в настоящее время в программу по физическому воспитанию введены занятия по футболу. Поскольку посредством футбола, на наш взгляд, можно успешно решать оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи.
В ВУЗ поступают учащиеся из самых различных школ, где у одних ни разу не проводились занятия по футболу, у других — занятия проводились очень редко, у третьих, как, например, в сельских школах, играли в футбол постоянно, но без методики обучения технике футбола. В связи с этим актуальное значение приобретает рассмотрение успешного решения задач (по обучению, закреплению, совершенствованию) занятий по футболу у студентов.
Педагогам необходимо на каждом уроке ставить учебные задачи, связанные с освоением нового материала, решение которых должно осуществляться с учетом постоянного возвращения к ним через определенный период времени на последующих уроках, но на более высоком уровне достигнутой подготовленности занимающихся и с применением новых упражнений для совершенствования разучиваемых технических приемов.
Конспекты уроков составляются в соответствии с тематическим планом. Это позволяет построить содержание урока в нужной последовательности, подобрать средства и методы обучения, предусмотреть организацию и постановку задач с учетом конкретных условий.
К занятию следует приступать заранее, поскольку заранее надо проверить экипировку занимающихся, подготовку мячей, места для занятий. Учебные занятия начинаются со своевременного построения и отметки присутствующих. В начале занятия, с целью повышения умения и навыка занимающихся, следует коротко и ясно объяснить задачи урока.
Умение в футболе — применение игроком освоенного способа действий в различных ситуациях, уметь применять свои знания, навыки с учетом требований конкретной ситуации, что иногда называют «управление исполнением». Это вырабатывается в процессе обучения и тренировки при многократных повторенияхдвигательного действия. В результате таких повторений в мозге записывается как бы «программа» выполнения данного движения, позволяющая в дальнейшем выполнять действие автоматически, не затрачивая на него особых усилий.
Навык в футболе — это доведённая доавтоматизмаспособность выполнять тот или иной вид деятельности (чаще всего — двигательной). Важной является та особенность, что при автоматизированном навыке, действия осуществляются практическинеосознанно, без подключения сферы мышления, т. е. не создают для работающего проблемной ситуации. Навыки делают деятельность экономной и эффективной.
Соблюдение педагогических принципов обучения является неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса.
Термины«методика тренировки»и«методика обучения»не являются синонимами. Практическое наполнение их значительно отличаются. К сожалению, в настоящее время на занятиях студентов футболу, преобладает частичная тренировкав ущербобучениютехнике и развитию физических качеств с учетом индивидуальных способностей.
Принципы обучения являются закономерностями, то есть действуют вне зависимости от нашего согласия с ними. Эти закономерности надо поставить на службу, для повышения эффективности тренировочного процесса.
Как известно, урок состоит из таких частей как подготовительная, основная и заключительная.
Подготовительной части отводится 10–20 мин. Она направлена в основном на подготовку организма занимающихся к решению главных задач занятия. Для этого используются: ходьба и бег с различными способами и изменениями темпа и направлений, общеразвивающие упражнения, стартовые ускорения 3–5 м с различных исходных положений; прыжки по лестнице вверх и вниз, склону; махи ногой вперед, назад, в стороны; упражнения на растягивание мышц; жонглирование мячом с помощью ног, бедер, головы и т. п.
Чтобы добиться высокой эффективности в подготовительной части урока, необходимо проводить упражнения без больших пауз, особенно в холодную погоду. Чередовать общеразвивающие упражнения с бегом, упражнения на силу с расслаблением, и упражнениями на гибкость, чередовать выполнение упражнений в медленном и быстром темпе.
В процессе каждого занятия необходимо соблюдать принципы постепенности в нарастании и снижении нагрузки.
Основной части уделяется 60–70 мин. В начале основной части планируется включать изучение нового материала.
На каждом занятии отводится время для учебной игры, в которой закрепляется и совершенствуется изученный материал. По ходу игры преподавателем даются методические указания, направленные на исправление ошибок.
Одна из важных задач преподавателя в игре — дозировка нагрузки. Высокая эмоциональность игровой деятельности затрудняет контроль за своим состоянием. В результате, легко могут возникнуть состояния перевозбуждения и утомления.
При появлении выраженных признаков усталости (пассивность, нарушение точности и контролируемости действий, бледность лица пр.) необходимо снижать нагрузку. Регулировать ее можно различными методами:
– сокращением времени игры;
– введением перерывов,
– изменением количества играющих;
– уменьшением игровой площадки.
Игру нужно заканчивать своевременно, заранее предупредив об этом занимающихся. Преждевременное и внезапное прекращение игры вызывает неудовлетворенность. Следует стремиться, чтобы в игре были достигнуты поставленные цели. В этом случае игра доставит удовлетворение и вызовет у занимающихся желание повторить ее.
Заключительной части уделяется 3–5 мин, где преследуется задача перевода организма занимающихся из состояния повышенной функциональной активности в относительно спокойное состояние.
Средствами могут служить: медленный бег, ходьба, строевые упражнения, упражнения для развития дыхания и внимания, расслабления и растягивания мышц. Затем подводятся итоги и дается материал для самостоятельной работы.
Каждый тренер — преподаватель должен знать принцип систематичности и последовательности, которая требует, чтобы знания, умения и навыки формировались у студентов в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывался с другими, последующее опиралось на предыдущем, готовя к усвоению нового.
Литература:
- Цирик Б. Я., Лукашин Ю. С. Футбол.-М.: ФИС,1988.
- Чанади А. Футбол. Техника.-М.:ФИС,1978.
- Штуденер Х. Вольф В. Тренировка футболистов.- М.: ФИС,1970.