Библиографическое описание:

Блынская М. О., Рабовалюк Л. Н. Образ будущего ребенка у детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1017-1020.



статья посвящена исследованию образа будущего ребенка у детей младшего дошкольного возраста. Рассматриваются особенности формирования образа будущего ребенка в 4–5-летнем возрасте. Приводятся примеры интерпретации детских рисунков и предлагается модифицированная методика экспресс диагностики образа будущего ребенка.

Ключевые слова: родители, дети, образ будущего ребенка, формирование образа будущего ребенка, младший дошкольный возраст.

В настоящее время область психологии родительства считается одной из малоизученных в науке. Готовность к родительству ведется в различных аспектах: в плане социологических исследований позднего материнства и материнства несовершеннолетних; в филогенетическом аспекте (Филиппова Г. Г.). Исследуются влияние социальной депривации на формирование субъективного образа будущей семьи у детей младшего дошкольного возраста [4], изучаются факторы, влияющие на материнское поведение (M. Klos, R. Jeranld, Кравцова Н. А.) [5, 6].

Одним из факторов, влияющих на родительское поведение является образ будущего ребенка. Современные исследователи отмечают, что образ будущего ребенка формируется задолго до беременности [1, 2, 7, 8], именно поэтому его важно исследовать не уже беременных женщин и, готовящихся к рождению дитя мужчин, а еще детей, которые только формируют свое мировосприятие. Ранняя диагностика позволит начать раннюю коррекционную, информационно-просветительскую деятельность с целью улучшить отношение к будущим детям, а значит, и понизить количество абортов, сократить число детей, оставленных без попечительства, поднять рождаемость. Г. Г. Филиппова отмечает, что образ будущего ребенка формируется с детства на протяжении нескольких этапов. Первые два этапа включают в себя опыт взаимодействия со своей матерью, с другими детьми, а так же во время сюжетно-ролевой игры.

В пилотажном исследовании образа будущего ребенка приняли участие дети в возрасте 4–5 лет (10 детей). Исследование проводилось на базе ресторана «Гутовъ». Родители приходили в ресторан вместе с детьми в дневное или вечернее время, и, пока родители обедали и отдыхали, дети находились с няней-психологом в детской комнате. Для установления контакта с детьми использовалась беседа, а так же различные игры.

В хоте теоретической подготовке к исследованию было обнаружено, что для диагностики образа будущего ребенка у детей младшего дошкольного возраста мало материала, в связи с этим было предложено модифицировать методику «Я и мой ребенок» Г. Г. Филлиповой, которая была предложена в целях выявления особенностей переживания ситуации материнства, восприятии себя, ценности ребенка. В данной методике рассматривались такие показатели как «благоприятная ситуация», «незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности», «конфликт с ситуацией родительства». К основным показателям были добавлены следующие критерии: «эмоциональный контакт», «количество детей на рисунке», «пол детей на рисунке», «возраст детей на рисунке», «возраст родителя на рисунке», «соотношение размеров родителя и ребенка», «использование цветов», «наличие дополнительных деталей», «положение рисунка на листе», «положение листа», «заполненность листа».

Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально. Ребенку были предложены необходимые материалы: чистый лист, набор цветных карандашей и фломастеров. Затем была озвучена инструкция: «Нарисуй себя и своего ребенка, так, как ты себе это представляешь». По окончанию рисования был проведен пострисуночный опрос, который включал в себя такие вопросы как: кто нарисован на рисунке? Сколько лет тебе на рисунке? Сколько лет ребенку? Какого пола ребенок? Чем вы занимаетесь? и др.

В результате исследования образа будущего ребенка у детей младшего дошкольного возраста было выявлено, что, с уровнем достоверности Z=3,000 при p= 0,022 было у детей 5 лет предполагаемый возраст, когда они станут родителями выше, чем у детей 4-летнего возраста. Для детей в возрасте 4 лет характерно называть возраст, когда они стали родителями соответственно своему фактическому возрасту (3 человека из 5). Дети 5 лет уже предполагают, что они станут родителями в более позднем возрасте (6, 7, 8, 17, 20–30 лет). Возможно, это связано с тем, что дети в 5-тилетнем возрасте более сформированы и лучше осознают перспективу своего будущего, когда дети в 4-хлетнем возрасте еще не совсем понимают, что они взрослеют и их возраст может изменяться.

При сравнении образа будущего ребенка по проективной методике «Я и мой ребенок» Г. Г. Филипповой у детей в возрасте 4–5 статистически значимые результаты были выявлены по критерию «использование цветов». С уровнем достоверности Z=5,000 при p= 0,025 было выявлено, что для детей 5-летного возраста характерно использование 1 цвета при рисовании (3 из 5 рисовали только 1 цветом), при этом, один из них рисовал только фломастером. Нам трудно объяснить, почему в 5 лет используют только один цвет. По всем правилам возрастной психологии с возрастом цветовой диапазон должен быть шире. Можно предположить, что выбор цвета был связан с актуальным состоянием детей и их низкой замотивированностью в диагностике.

Статистически значимые различия были выявлены и при изучении критерия «наличие дополнительных деталей». С уровнем достоверности Z=5,000 при p= 0,036 было выявлено, что дети в возрасте 5 лет чаще используют в своем рисунке дополнительные детали (4 из 5), чем 4-летние (1 из 5), что свидетельствует о том, что по мере взросления образ будущего ребенка становится более детализированным, осознанным, что может быть связано с накоплением опыта взаимодействия с миром, другими детьми и взрослыми.

Согласно полученным данным, были выявлены следующие качественные особенности рисунков: конфликт с ситуацией родительства для детей не характерен (слабо выражен на 5 рисунках из 10, у остальных он в средней степени). Можно объяснить тем, что дети считывают образ взаимоотношений со своим ребенком с родителей, а те в свою очередь показывают им благоприятное отношение к ним, что и приводит к положительной оценке ситуации родительства у детей.

При этом сильный эмоциональный контакт с будущим ребенком у 3 детей, и у стольких же он выражен слабо. Что так же может являться отражением родительского паттерна поведения со своими детьми.

Так же в рисунках наблюдаются различия в размерах ребенка и родителя. 1 ребенок нарисовал своего будущего ребенка выше себя, на 2-х рисунках разницы в росте родителя и ребенка не обнаружено, у остальных ребенок нарисован ниже, чем родитель.

Рис. 1. Аня, 5 лет. Ребенок (слева) — девочка, 1 год, зовут Мисти, на голове у нее шапка. Она грустная, только родилась, плачет, глазки слезятся, потому что не узнала маму. Дочка с мамой (справа) гуляют в парке, знакомятся с лошадьми. Ребенка начала рисовать как куклу (перед рисунком играла с куклой). Позже играла с куклой, которая «рожала». По словам мамы, дома «рожала» игрушка-панда. При следующей встрече «рожала» игрушка-собака

На рисунке 1 заметно, что ребенок выше, чем родитель. Возможно, это связано со значимостью ребенка и ситуации родительства для девочки.

Средний возраст предполагаемых детей по всем рисункам составляет 2–3 года. Лишь один респондент указал возраст своего будущего ребенка 18 лет, что может свидетельствовать о нарушении крайней границы в восприятии возраста.

4 ребенка, описывая свой рисунок, говорили, что они гуляют. Остальные описывали иной вид деятельности (5 человек) или не описывали вовсе (1 человек). 2 ребенка описали те игры, в которые они играли перед рисованием (играли в рыцарей — на рисунке отец с сыном «дерется на мечах», играли в прятки — мама с дочкой играют в прятки).

C:\Users\1\Desktop\Курсовая\BROTHER\Новый точечный рисунок.bmp

Рис. 2. Влад, 5 лет. Ребенок (слева) мальчик, 4 года, «любит играть со мной в прятки». Родитель (справа) с ребенком «дерутся на мечах» (1- острие меча, 2-рукоятка меча). Перед рисунком играли в рыцарей. Желательный образ — красивый, умный, «супер-герой», чтобы всегда играл. Нежелательный образ — плакса, «чтобы был какашкой», чтобы не называли плохими словами, чтобы не били

Из рисунка 2 видно, что образ складывается не только из актуального состояния ребенка, но и внутрисемейных отношений. Возможно, респонденту было важно, чтобы его ребенок был «супер-героем», который будет всегда играть, но при этом он не будет плакать, и его никто не будет бить и обзывать, потому что, эти потребности он испытывает на себе. Таким образом, можно отметить, что младшие дошкольники, формируя свой образ будущих детей накладывают на него как свой жизненный опыт, таки и свои собственные потребности.

Некоторые дети при рисовании называли своих детей своими родителями (3 человека), говорили, что это психолог, проводящий диагностику (2 человека) или начинали рисовать куклу, с которой недавно игрались (1 человек). Таким образом, можно заметить, как образ будущего ребенка складывается из того, что окружает ребенка: значимые люди, игрушки и игры в которые они играют, и др.

1 девочка (4 года) рисовала сначала себя беременную, затем ее ребенок «вылупился» и был нарисован рядом, позже между ними был дорисован еще 1 ребенок в коляске. Так же, девочка (5 лет) сначала хотела рисовать ребенка «в животике», но позже решила нарисовать его рядом. Все остальные сразу рисовали ребенка отдельно от себя.

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\3.jpg

Рис. 3. Настя, 4 года. Рисовала себя (слева) беременную, затем ребенок «вылупился» и был нарисован справа. Назвала ребенка именем матери (Аня), потому что «мама мой ребенок». Позже дорисовала ребенка в коляске (посередине) и назвала Рита (имя психолога, проводящего диагностику). Ане — 2 года, Рите — 1 год

Так же были замечены особенности в последовательности рисования себя и детей. 1 девочка рисовала то себя, то ребенка, 1 мальчик рисовал сначала ребенка, затем себя.

В целях исследования качественных характеристик идеального и нежелательного образа ребенка была использована модификация метода «Ассоциативный эксперимент» К. Г. Юнга. Детям предлагалось описать желательный и нежелательный образ будущего ребенка.

Существуют качественные различия в представлениях желательного и нежелательного образа ребенка у детей 4-х и 5-ти лет. Детям в возрасте 4-х лет сложно представить, каким бы они хотели или не хотели будущего ребенка. Только 3 человека из 5 назвали желательный образ и 2 из 5 нежелательный. Возможно, это связано с небольшим словарным запасом в этом возрасте. Детям в возрасте 4-х лет еще сложно ответить на вопрос какой?

Из 10 человек пожелали, чтобы их будущий ребенок был «хорошим» — 4 человека, «добрым» — 3 человека, «красивым» — 2 человека, «умным» — 2 человека, чтобы «всегда играл» — 2 человека.

Не хотелось бы, чтобы их будущий ребенок был «злым» — 3 человека, «был бьющимся» или «чтобы его били» — 2 человека из 10.

Таким образом, исследовать образ будущего ребенка у детей младшего дошкольного возраста актуально в связи с тем, что именно в этот период происходить активное становление образа мира ребенка. Дети в возрасте 4–5 лет набирают опыт общения с детьми в процессе игры, взаимодействия со сверстниками и старшими, который в дальнейшем переходит в образ их будущего ребенка и семьи. В связи с этим необходимо разрабатывать методики экспресс-диагностики и коррекции образа будущего ребенка у детей младшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Агафонова Е. Б., Коробкин А. Л. Работа со сновидениями как метод диагностики и коррекции образа будущего у детей // Вологдинские чтения. 2004. № 45–1. С. 68–74.
  2. Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности.// Вопросы психологии. — 1997г., № 6, С.38–47
  3. Корепанова М. В., Забровская О. В. Формирование образа «Я — будущий школьник» у детей 5–7 лет //Начальная школа плюс До и После. 2007. № 5. С. 16–20.
  4. Котова С. А. Влияние социальной депривации на формирование субъективного образа будущей семьи у детей младшего дошкольного возраста //Детство и общество: социокультурный контекст материалы XII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». 2005. С. 311–315.
  5. Кравцова Н. А., Катасонова А. В., Довженко А. Ю., Денисова В. А., Рабовалюк Л. Н. Факторы и механизмы развития психосоматических расстройств //
  6. Тихоокеанский медицинский журнал. 2013. № 4. С. 48–55.
  7. Рабовалюк Л. Н. Ценность материнства на рубеже третьего тысячелетия Система ценностей современного общества. 2011. № 17–2. С. 155–163.
  8. Ситников В. Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. — СПб.: Химиздат, 2001г. — 288с.
  9. Филиппова Г. Г. Психологияматеринства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): будущего ребенка, образа будущего ребенка, образ будущего ребенка, детей младшего дошкольного, младшего дошкольного возраста, нежелательного образа ребенка, диагностики образа будущего, Образ будущего ребенка, коррекции образа будущего, будущего ребенка выше, формирование субъективного образа, субъективного образа будущей, образа будущей семьи, исследованию образа будущего, образа мира ребенка, формирование образа будущего, формирования образа будущего, исследовании образа будущего, размерах ребенка, сравнении образа будущего.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос