Криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 27.04.2016

Статья просмотрена: 518 раз

Библиографическое описание:

Ахъядов, Э. С. Криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности / Э. С. Ахъядов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 794-796. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29022/ (дата обращения: 16.01.2025).



Само слово «коррупция» в переводе с латинского языка означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Успех и эффективность противодействия коррупции во многом зависит от зрелости и достаточности понимания рассматриваемой проблемы, и наоборот, как свидетельствует мировой опыт, неглубокие и разрозненные представления о подобном явлении могут привести антикоррупционную деятельность в тупик, а зачастую — многие десятилетия сводить на нет усилия разработчиков государственной политики в области борьбы с коррупцией.

В настоящее время объективные данные свидетельствуют о том, что коррупция непосредственно оказывает воздействие на эффективность работы государственных органов. Согласно статистическим данным Росстата, численность госаппарата Российской Федерации в последнее время превысили показатель в 1,6 млн. человек. При этом, как отмечают многие эксперты, если сложить всех депутатов — федеральных, региональных и местных, служащих министерств и ведомств и их региональные подразделения, администраций всех регионов и муниципалитетов, сотрудников многочисленных контролирующих ведомств, социальных фондов и все их раздутые аппараты, в общей сложности получится около 6 млн. человек. Это показатель больше, чем был в свое время в СССР. И это учитывая то, что СССР по размерам своей территории и численности населения значительно превышал аналогичные показатели современной России.

В наибольшей степени опасность для российского общества несет коррупция, возникающая в аппаратах государственной власти и местного самоуправления, прежде всего в сферах выработки и принятия управленческих решений. Ее широкое распространение и системный характер привели к тому, что государственная и региональная политика зачастую прямо диктуется частными интересами лиц, находящихся непосредственно во власти или способных напрямую влиять на принятие решений. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что преступность, в том числе организованная и профессиональная, широко проникла и укоренилась практически во всех властных структурах. Определенная часть работников государственных и муниципальных органов власти поражена коррупцией в ее самом распространенном проявлении — взяточничестве. По экспертным оценкам, ежегодные потери экономики от коррупции составляют в стране десятки миллиардов долларов.

О коррупции и преступлениях коррупционного направления говорят и пишут очень много, и основное внимание при этом уделяется несовершенству законодательства, в том числе уголовного и уголовно-процессуального.

Статьей 1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция определяется как:

  1. злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  2. совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Исходя из положения законом можно сформулировать понятие коррупции, как социального явления, которое характеризуется использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (например, депутатами) либо служащими коммерческих иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) либо предоставление последним лицам таких преимуществ.

При этом ни в Уголовном Кодексе Российской Федерации, ни в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ не раскрывается понятие преступлений коррупционной направленности. Законодатель попытался лишь дать их примерный перечень (ст. ст. 201, 285, 291, 290, 204 Уголовного Кодекса Российской Федерации). В теории же уголовного права неоднократно делались попытки определить признаки и перечень таких преступлений. Например, Д. В. Мирошниченко выделяет следующие признаки коррупционного преступления:

  1. сделка, участниками которой выступают, с одной стороны, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, с другой — любой другой субъект, заинтересованный в осуществлении действий (бездействия) первого, определяемых условиями данной сделки;
  2. сделка имеет возмездный характер, при котором обязательству должностного лица совершить (не совершить) какое-либо действие соответствует обязательство заинтересованного лица предоставить в добровольном порядке какое-либо материальное благо или оказать услуги имущественного характера;
  3. данная сделка имеет заведомо незаконный характер для обеих сторон.

Большое значение для определения понятия «коррупционное преступление» имеет указание Генеральной прокуратуры РФ № 52–11, МВД России № 2 от 15 февраля 2012 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса РФ, используемых при формировании статистической отчетности», где в п. 1 Перечня 23 определено: «...к преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев:

  1. наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к ст. 285 Уголовного Кодекса Российской Федерации, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к ст. 201 Уголовного Кодекса Российской Федерации;
  2. связь деяния со служебным положением субъекта, с отступлением от его прямых прав и обязанностей;
  3. обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц).

Литература:

  1. Абдул-Кадыров Ш. М. Комментарий на заседании межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции (21.04.2015) — http://procrf.ru.
  2. Авдеев В. А. Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям — Хабаровск: ООО Издательство «Юрист», 2013 г. — с. 4–5.
  3. Аксенов Ю. М. Коррупция: проблемы и условия, ее порождающие — М.: ИНИОН РАН, 2013 г. — с 182.
  4. Аминов Д. И., Гладких В. И., Соловьев К. С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления. — М.: Юристъ, 2002 г. — с. 101.
  5. Артемьев А. М. Криминализация экономической деятельности — М.: Щит-М, 2006 г. — с. 63.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Уголовный Кодекс, должностное лицо, коррупция, имущественный характер, коррупционная направленность, лицо, местное самоуправление, СССР, юридическое лицо.


Задать вопрос