В условиях рыночной экономики важной задачей государства является регулирование рынка труда, которое проявляется в повышение уровня занятости трудоспособного населения. Данная задача осуществляется в основном двумя путями:
- Непосредственное создание новых рабочих мест за счёт государственных расходов, чаще всего, для выполнения работ в интересах общества. Кроме создания новых государственных предприятий, это, работа в области охраны окружающей среды, строительства автомобильных и железных дорог, а также организация общественных работ — благоустройство мест проживания и т. п.
- Создание в законодательном порядке и практическое внедрение в жизнь норм, обеспечивающих благоприятные условия труда и здоровую конкурентную среду для субъектов малого бизнеса, которое проявляется:
− во-первых, в действительно конкурентной среды, т. е. создание для малого бизнеса равных условий функционирования, ограждая его от антиконкурентных действий монополистов;
− во-вторых, создание относительно лучших по сравнению с крупными предприятиями условий.
Предполагается, что в результате этого малые предприятия развиваясь, будут создавать новые рабочие места, содействуя занятости населения. Данное обстоятельство и является основной причиной, пристального внимания руководства республики Узбекистан развитию малого бизнеса и частного предпринимательства.
Основным источником стимулирования малого бизнеса является банковская система, тогда как их поддержка является, в основном, государственной прерогативой. В странах с рыночной экономикой вмешательство государства в экономическую деятельность предприятий носит преимущественно косвенный характер, то есть, путём регулирования налогообложения и кредитно-финансовых механизмов.
В Узбекистане в результате осуществления системных мер, направленных на последовательное решение проблем обеспечения занятости населения и создания новых рабочих мест, численность занятых в экономике достигла около 15 млн. человек. Доля занятого населения в негосударственном секторе экономики составила 80,0 %, в том числе в малом бизнесе и частном предпринимательстве — 77,0 %. Наиболее высокие темпы роста занятости происходят в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании населения, торговле и общественном питании, транспорте и связи. [1. стр. 10].
Наблюдаются позитивные тенденции и в отраслевой структуре занятости. Существенно сократилась занятость в сельском хозяйстве, в котором в начале 1990-х трудились свыше 40,0 % от общего числа занятых работников в отраслях экономики. В 2015 году в данной отрасли было занято только 25,0 % от общего числа занятых работников. В то же время значимый рост занятости произошли в сфере услуг и транспорта с 36,0 до 54,0 %, а также в строительстве. [2, стр. 5]
Данная положительная, на наш взгляд, тенденция в изменении отраслевой структуры приближается к структуре занятости в развитых странах.
В Узбекистане разработана и последовательно реализуется национальная модель создания новых рабочих мест в отраслях экономики, которая на деле признана способствовать росту занятости населения. Так, в частности реализация этих государственных и региональных целевых программ позволила увеличить количество новых рабочих мест с 85 тысячи в 1995 году до 980 тысяч в 2015 году. [2, стр. 6]
В решении острейшей для Узбекистана социальной проблемы — обеспечение занятости населения особенно высока роль малого бизнеса и частного предпринимательства. Если в 2000 году из общего числа занятого населения в экономике страны 49,7 % трудились в этом секторе, то в 2005 году этот показатель достиг 64,8 %, а в 2015 году — 77,0 %. Количество новых рабочих мест, созданных в этом важнейшем секторе экономики страны, с 1995 года возрос более чем в 13 раз. [2, стр. 3]
В малом секторе национальной экономики ускоренно развивается сфера услуг. В настоящее время ее доля в ВВП страны составляет более 54,0 %. Наиболее высокими темпами растут высокотехнологичные и инфраструктурные виды услуг, такие как услуги связи и информатизации, компьютерное программирование, ремонт и обслуживание технологического оборудования, финансово-банковские услуги и другие, что способствует созданию дополнительных рабочих мест.
В республике ежегодно создаётся около 80 тысяч рабочих мест в секторе надомного труда. В его разные сферы вовлечены более 208 тысяч многодетных женщин, инвалидов и других граждан, нуждающихся в социальной защите. В стране создана целостная система стимулов для предприятий, работодателей и населения, занимающегося надомным трудом. В частности, предприятия освобождены на 5 лет от уплаты единого социального платежа в размере средств, выплаченной надомникам заработной платы, налоговые льготы на имущество, переданное надомникам и другие. [3, с. 511].
Надомный труд позволяет привлечь к труду большую часть населения, в том числе в сельских населенных пунктах с избыточными трудовыми ресурсами, путём размещения заказов промышленных предприятий. Кооперация с надомниками позволяет крупным промышленным предприятиям наладить работу по семейному производству или освоению новой продукции, освободить производственные площади для высокотехнологичной продукции, путём передачи надомникам части операций, требующих больших трудозатрат.
Осуществляемые в Узбекистане реформы, в первую очередь, направлены на обеспечение достойного уровня и качества жизни каждого гражданина страны. Рост доходов населения во многом зависит от их занятости.
Доходы населения — это совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный период. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависят от величины (размера) дохода.
Переход на рыночные отношения изменил прежнюю структуру доходов населения. Появились новые источники доходов (предпринимательский доход, доход от собственности), изменилась и роль отдельных источников доходов, их значимость для различных групп населения.
Доход от предприимчивости, или предпринимательский доход, который является вознаграждением предпринимателя за выполнение им функций (соединение труда, капитала, природных ресурсов в единый процесс производства товаров и услуг; принятие решений по управлению фирмой, внедрение инноваций, риски, связанные с вложением средств). Этот доход образуется за счет части прибыли, остающейся в распоряжении предпринимателя после уплаты процентов за кредит, является переменной величиной и зависит от эффективности хозяйствования.
Формирование доходов населения происходит под воздействием множества факторов. К их числу можно отнести факторы, зависящие от самого человека, его отношение к труду, образовательный, профессиональный и трудовой потенциал. Немаловажное значение при формировании доходов имеют форма собственности предприятия, его организационно-правовая форма, отрасль, в состав которой входит предприятие, место расположения, развитость социально-трудовых отношений.
В Узбекистане в структуре баланса денежных доходов населения отчетливо прослеживается тенденция: если раньше основным источником дохода населения была заработная плата, то сейчас все весомым становятся доходы от предпринимательства. Если по сравнению с 2000 годом реальные доходы на душу населения выросли в 8,6 раза, то за последние 15 лет доля доходов от предпринимательской деятельности и собственности, включая доходы от сельского хозяйства, в совокупном доходе домохозяйств выросла более чем в четыре раза [4, с. 73].
Поэтому закономерно, что в 2015 году международно признанный Институт Легатум (Великобритания) в своем Индексе благополучия и процветания поставил Узбекистан на 44-е место среди стран мира. При этом по уровню социального благосостояния, включая продолжительность жизни, благополучие семьи, низкую безработицу, доступ к социальной инфраструктуре, Узбекистан в мировом сообществе устойчиво занимает одно из высоких мест.
Безусловно, заработная плата является основным источником доходов значительной части населения, работающей по найму. Определяющими факторами роста зарплаты становятся интенсификация производства и рост производительности труда за счет модернизации и технического перевооружения предприятий, проведение жесткой финансово-кредитной и денежной политики. Совершенствуется и система оплаты труда, предусматривающая усиление стимулирующей роли заработной платы, более полного учёта квалификации и особенностей трудовой деятельности работников. Повышение заработной платы имеет огромное общеэкономическое значение — ее рост стимулирует развитие предпринимательства в стране, служит сильным импульсом развития промышленности, сельского хозяйства.
Вместе с тем, если в Узбекистане в настоящее время заработная плата и другие доходы от предприятий составляют 34,5 % от общего дохода населения, то доходы от предпринимательской деятельности, включая реализацию сельскохозяйственной продукции и другие, достигли 51,0 % [1. с. 12].
Обобщающим индикатором уровня и качества жизни людей является их самооценка, осознание своей принадлежности к той или иной группе населения. При этом наряду с доходами на душу населения учитываются такие важнейшие показатели качества жизни как:
− условия и стандарты проживания; обеспеченность населения благоустроенным современным жильем; развитие и благоустроенность среды проживания людей;
− наличие и качество необходимой инфраструктуры; обеспечение населения качественными потребительскими товарами, в том числе отечественного производства;
− доступ к качественному образованию и здравоохранению и другие.
В Узбекистане в настоящее время 97,0 % семей имеют собственное жилье, 90,0 % населения обеспечены всеми основными видами товаров длительного пользования, каждая третья семья имеет собственные легковые машины, на должном уровне обеспечиваются потребительскими продуктами. Поэтому по проводимым опросам в настоящее время около 60,0 % населения страны относит себя к среднему классу, в то время, как в 2000 году к среднему классу причисляли себя около 24,0 населения.
Малый бизнес и частное предпринимательство по своей сути служат постоянно расширяющейся базой для формирования среднего класса. Это социальная прослойка — средний класс собственников, заинтересованный в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства и защите, в первую очередь, своей собственности, а в конечном итоге в сохранении мира и стабильности в стране в целом, в современных условиях становится все более прочной опорой экономического и социального прогресса Узбекистана.
Литература:
- Данные Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан // http: // www.stat.uz.
- Каримов И. А. «Наша главная цель — несмотря на трудности, решительно идти вперёд, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая ещё более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса» Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. Т.: Народное слово № 11(6416) от 16. 01. 2016 г.
- Указ Президента Республики Узбекистан № УП-3706 от 5 января 2006 года «О мерах по стимулированию расширения кооперации между крупными промышленными предприятиями и производством услуг на базе развития надомного труда» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 1, ст. 1; 2009 г., № 25, ст. 282; 2010 г., № 52.
- Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990–2010 гг.) и прогноз на 2011–2015 гг. — Т.: Узбекистан, 2011 год.