Библиографическое описание:

Дарибаева Р. Д., Толегенова К. К., Толегенова С. Научно-теоретические основы использования коучинговой технологий в социальной работе // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1101-1103.



Статья посвящена анализу научно-теоретических основ коучинговой технологии в целом, также рассматривается коучинг как отдельная методика, находящая широкое применение в социальной работе. Авторами приведены определения коучинга, история возникновения и развития коучинга, а также классификация видов коучинга.

Ключевые слова: социальная работа, коучинг, коучинговая технология, коуч-менеджмент, коуч-метод, социальное поведение.

Социальная работа как отдельная профессиональная деятельность направлена на улучшение и преодоление личностных и социальных трудностей людей, социальных групп, посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Имея цель содействовать социальным слоям общества социальная работа использует разные технологии и методики для наилучшей эффективности работы.

Наиболее эффективным в социальной работе является коучинговый подход при работе с клиентами, нуждающиеся в социальной помощи, так как коучинг представляет собой некую систему обучения, основанная на раскрытии собственного потенциала отдельной личности.

На сегодняшний день индустрия коучинга прочно стоит на ногах и динамично развивается. Особенно актуальна тема коучинга в области менеджмента и консалтинга. Само слово «коуч» имеет английское происхождение и дословно переводится как «карета», «репетиторство, подготовка». В общем понимании смысл этого слова — доставить человека туда, куда он стремится. Методика коучинга направлена на обучение тому, как самостоятельно справляться с возникающими проблемами без посторенней помощи, увидеть альтернативные варианты решения личных проблем, посмотреть на них с другой стороны. Не случайно, что большинство коуч-консультантов интерпретируют его как философию, как систему методов и технологий, направленных на постановку целей и максимально быстрого достижения результатов.

Самостоятельно оформленное явление, коучинг возник в Америке в 70-х годах ХХ века.

В современном понимании основоположником коучинга является спортивный тренер Тимоти Голвер, автор концепции внутренней игры, лежащей в основе коучинга. Концепция впервые была изложена в книге «Внутренняя игра в теннис», которая была издана в 1974 году. Суть концепции спортивного тренера состоит в том, что внутренний «противник в голове» спортсмена гораздо опаснее реального соперника и «если коуч поможет игроку устранить (смягчить) внутренние препятствия, это позволит игроку научиться самому добиваться эффективности, и потребность в технических советах тренера отпадет» [1].

В 1980-х годах коучинг начал активно применяться в бизнесе. Этому свидетельствует концепция Дж.Уитмора, один из последователей Т.Голви, основатель корпоративного бизнес-направления и менеджмента в коучинге, который развил идею применения коучинга в бизнесе. Труд Дж.Уитмора (“Coaching — новый стиль») стал первой книгой по коучингу, изданной на русском языке.

По П.Эрику коучинг определяется следующим образом: «Коучинг — это процесс, который облегчает обучение и развитие и, таким образом, повышает эффективность».

С данным подходом к коучингу соглашается М.Дауни в своей работе «Эффективный коучинг: уроки для коучей»: «Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека».

Так же представляется другой подход к коучингу в социальной работе Дж.Доннера и М.Вилера, которые сравнили работу коуча с деятельностью акушерки: «Коучинг — это взаимодействие, в котором коуч ведет себя как акушерка — поддерживает, ободряет и помогает клиенту посредством собственного опыта, пока не удостовериться, что он достиг уровня эксперта и человека, который способен делать задуманное реальностью».

Из отечественных авторов книг, опубликованных на русском языке по коучинговой технологий, первыми были А. Д. Савкина и М. А. Данилова, «Коучинг по-русски: смелость желать». Авторы лаконично определили коучинг как один из видов психологического консультирования, которое занимает важное место в социальной работе [2].

Психологическое консультирование как технологический способ решения социальных задач — процедура, которая часто используется в социальной работе, путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи.

Курт Левин широко признан как основатель социальной психологии. Он считал, что поведение человека связано не только с его личностными характеристиками, но и с его социальным окружением. Сегодня кажется, что это положение очевидно, но оно шло вразрез с психологической мыслью того времени. Тогда бытовало мнение, будто мотивы человеческого поведения в основном зависят от внутренних побуждений [3].

Модель К. Левина — это способ наблюдения за происходящим. Она согласуется с подходом Тимоти Голлви (Т. Gallwey), который тот назвал «внутренней игрой». Сам Т. Галлви утверждает, что всю проделанную им работу отражает одна единственная фраза: «Я нашел лучший способ изменения». Тимоти Голви полагает, что изменение начинается с осознания. А под этим он понимает «точное знание настоящей ситуации». Как только вы ее поняли, можете приступать к осуществлению перемен. Тимоти Голви утверждает даже, что лишь само это осознание ситуации уже создает изменение. Модель К. Левина в данном случае работает на уровне повышения осознания. Для того чтобы составить модель, необходимо сначала внимательно присмотреться к происходящему, проанализировать ситуацию и полностью прояснить ее. Иногда этого уже бывает достаточно для запуска процесса изменения.

Многие авторы, говоря о коучинговой технологий в социальной работе, в первую очередь обращают внимание на психологические факторы. Так, Н.Самоукина и Н.Туркулец трактуют коучинг таким образом: «Психологический коучинг — это построение внутренней психотехники существования человека, формирование его осознанного оптимизма, умения справляться с трудностями и преградами, его способности по-настоящему любить себя и свою жизнь» [4].

Современный коучинг стал сегодня таким, какой он есть, также во многом благодаря исследованиям эмоционального интеллекта Дэниэла Гоулмена.

В дальнейшем, с развитием теоретической базы и с расширением сферы применения, термин «коучинг» стал распространяться на значительно большее количество сфер деятельности, связанных с поучением, наставничеством, инструктированием и консультированием.

Коучинг (англ. сoaching — наставлять, воодушевлять, тренировать для специальных целей, подготавливать к решению определенных задач) — это система принципов и приемов, способствующих развитию потенциала личности и группы совместно работающих людей, а также обеспечивающих максимальное раскрытие и эффективную реализацию этого потенциала. Основные общепринятые значения термина таковы:

– индивидуальное консультирование в спорте высших достижений;

– особый стиль руководства, направленный на развитие;

– форма индивидуального и группового консультирования для проект-менеджеров и руководящих работников среднего и высшего уровней.

В английском варианте слову «сoaching» можно сопоставить «co-achieving» — содостижение, содействие. Это наиболее точно отражает понимание процесса коучинга как совместного действия консультанта и клиента [5].

Разработано несколько основные классификации видов коучинга.

  1. Индивидуальный коучинг основан на работе с персональным тренером. При этом охватывается самый широкий спектр направлений, от личного роста в бизнесе до гармонизации отношений с окружающим миром и самим собой.
  2. Специализированный. По своему пониманию он находится рядом с индивидуальным, но имеет конкретную направленность либо в каком-то аспекте жизни, как, например, достижение карьерного роста, работа со стрессовыми ситуациями и т. д. — либо в конкретном направлении деятельности: банковская структура, маркетинг, управленческий аппарат. Так существует коучинг для высшего звена менеджмента. Он также близок к индивидуальному, но подразумевает работу менеджерского состава предприятия в коуч-сессиях или семинарах по повышению профессионального уровня, разработке бизнес-планов, оценке достигнутых результатов.
  3. Командный или бизнес коучинг направлен на создание внутренних коммуникаций на предприятиях и фирмах. Любой бизнес чаще всего — это командная деятельность. Когда команда сплочена и настроена на достижение одного результата, ее эффективность намного выше. Научиться работать в команде, достигать поставленные цели, исключить конфликтные ситуации, создать рабочую и психологически комфортную ситуацию в коллективе — это основные цели командного коучинг [6].

В последнее время данный метод эффективно используется и в социальных сферах. Специалисты в сфере социальной работы решают задачи обязательно с учетом личностных моментов своих клиентов.

Социальный работник как компетентный специалист вмешиваясь в частную жизнь клиента обязан оказать максимальную помощь в обучении его к самостоятельности в решении задач, помочь с адаптацией к изменчивым внешним обстоятельствам, развить необходимые способности и навыки для получения результата. Здесь и используется методика коучинга.

Технология коучинга является инновационной технологией в социальной работе.

Коучинг считается универсальным методом в достижении целей и решении разного рода проблем в любых отраслях человеческой жизни: бизнесе, образовании, физическом здоровье, карьере, межличностных отношениях, семье и др.

Коучинг как социальная технология позволяет формировать социальные реакции индивидов посредством специализации активности.

Использование технологии коучинга в социальной работе позволяет структурировать процесс достижения наилучших результатов.

Технология коучинга обеспечивает долгосрочность достигаемых личностных преимуществ, адаптируя индивида к высокой эффективности [7].

В социальной работе коуч-метод используется таким образом, что на каждой встрече, тренинге клиент выбирает предмет разговора, коуч слушает и вносит свою лепту в виде проясняющих замечаний, эффективных вопросов, предоставлением обратной связи. Такое взаимодействие проясняет ситуацию и побуждает клиента действовать. Коучинг ускоряет процесс самосовершенствования клиента, открывая перед ним более широкий выбор. Коучинг фокусирует внимание на том, где клиент хочет оказаться, в какой точке он находится в данный момент и что он готов сделать, чтобы попасть туда, где он хочет быть завтра [8].

Все используемые в коучинге методы направлены, главным образом, на то, чтобы сосредоточить внимание человека на целенаправленном действии и побудить его совершить это действие, получив от этого удовольствие.

”Основной отличительной особенностьюкоучингаявляется то, что коуч помогает человеку найти собственное решение, а не решает проблему за него. Следовательно,коучвовсе не обязательно — эксперт в области проблемы. Но он должен быть экспертом в том, как помогать другим в раскрытии их собственных возможностей» [9].

Цель коучинга — не переделывать человека, а раскрывать его потенциал. Вот почему коуч не дает готовых советов и рекомендаций, а помогает клиенту найти собственные решения актуальных проблем [10].

Фокусом мотивации в стиле коучинг, как отмечалось ранее, является процесс выстраивания сотрудниками организации личностно значимых целей в работе. Цели являются источником мотивации, они могут стимулировать мощные процессы самоорганизации, мобилизующие как сознательные, так и бессознательные ресурсы личности

Первое, что должен сделать специалист, — обрисовать примерную картину будущего. Это приблизительное представление о том, что человек хочет пережить, где он мечтает оказаться, а не какая-то вполне определенная цель. При этом руководитель-коуч задает вопросы о возможностях (например, «Как вы хотите, чтобы все было?»).

На основе примерной картины будущего руководитель-коуч и сотрудник проводят далее совместную работу над запросом последнего — целью или проблемой. Задача руководителя-коуча здесь (о чем упоминалось ранее) — подвести сотрудника к максимальному осознанию цели, результатов и последствий ее воплощения. Работе над целью может быть посвящено несколько бесед.

Итак, клиент с помощью руководителя-коуча сформулировал свою цель. Но для того, чтобы она воплотилась в жизнь, цель должна быть представлена в так называемом «формате конечного результата» [11].

Литература:

  1. (Томашевская Ю. Н. Коучинг как основа инновационного способа развития и управления// Материалы международной научной конференции «Развитие теории и практики педагогики, педагогической и социальной психологии в условиях обновления системы образования». — Санкт-Петербург, 2013 г.
  2. А. Савкин, М. Данилова, «Коучинг по-русски: смелость желать», // С-Пб.: Речь, 2003.
  3. Коучинг: истоки, подходы, перспективы / [сост. М. А. Данилова, Е. В. Фролова]. — СПб., 2003.
  4. Н. Самоукина, Н. Туркулец. “Коучинг — ваш проводник в мире бизнеса”, // С-Пб.: Питер, 2004.
  5. Рогачев, С. А. Коучинг: возможности применения в бизнесе / С. А. Рогачев. — Ростов н/Д, 2003.
  6. Дилтс, Р. Коучинг с помощью НЛП / Р. Дилтс. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.
  7. “Коучинг: истоки, подходы, перспективы. Сборник статей”, // С-Пб.: Речь, 2003.
  8. (Социальная работа с лицами, пережившими насилие в семье)
  9. “Коучинг: истоки, подходы, перспективы. Сборник статей”, // С-Пб.: Речь, 2003.
  10. Основы коучинга: учеб.посбие/ Т. А. Никитина, М. А. Шаталина. — Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 2007.-184 с.
  11. Курпас, Л. В поиске индивидуального стиля коуча / Л. Курпас // Персонал-Микс. — 2002. — № 5. — С. 103.
Основные термины (генерируются автоматически): социальной работе, видов коучинга, Технология коучинга, актуальна тема коучинга, индустрия коучинга, классификация видов коучинга, понимании основоположником коучинга, коучинговой технологий, идею применения коучинга, определения коучинга, развития коучинга, Методика коучинга, методика коучинга, понимание процесса коучинга, классификации видов коучинга, основе коучинга, работе «Эффективный коучинг, Использование технологии коучинга, Основы коучинга, Цель коучинга.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос