Если борьба Амира Темура с Моголистаном и Улусом Джучи имела в какой-то степени оборонительный характер и была направлена на защиту созданного им государства от посягательств правителей Моголистана и Дашт-и кипчака, то войны в Иране, Азербайджане, Ираке, Сирии и Индии носили в какой-то степени завоевательный характер. Свои действия сам Амир Темур, как сын своей эпохи, обосновывал необходимостью укрепления и распространения ислама, желанием положить конец беззакониям и самочинству местных правителей, защищать торговые караваны и паломников от посягательств воров и грабителей и тем самым содействовать развитию торговли и культурного общения народов Востока и Запада. Но как бы там ни было, войны Амира Темура, которые он вел на протяжение четверти века, привели к разрушениям, и человеческим жертвам с обоих сторон. Таковы законы войны, как в прошлом, так и в настоящем, в условиях же классового общества для того, чтобы существовать и быть независимым и сильным, нужно было распространять свое военно-политическое влияние на другие страны. В этом Амир Темур был не одинок. Так поступили до него, и после все великие правители: Дарий и Александр Македонский, Юлий Цезарь и Наполеон, Махмуд Газнави и великие Сельджуки, Чингисхан и Батый, Иван Грозный и Петр Первый и др.
Первый поход Амира Темура был направлен против Мелик Гияс ад-Дина Пир Али II, правителя Герата (1370–1381). Зимой 781 г. х (январе-феврале 1380 г.) Амир Темур отправил в Герат Хаджи Сайф ад-Дина и пригласил Гератского правителя на курултай. Мелик Гияс ад-Дин принял посланца Амира Темура с почестями, но задержал его и занялся укреплением Герата и его крепостных сооружений, начал запасаться фуражом и провиантом. Словом, начал готовиться к войне со своим могущественным соседом. Весной 782 гл. (в апреле 1380 г.) Амир Темур направил в Хорасан с 50 полками (кошуном) эмирзаде Джахангира вместе с эмирами Хаджи Сайф ад-Дином, Ак-Бугой и другими. Они прошли через Балх и Шеберган и разбили лагерь в Бадгисе, а в феврале 1381 г. выступил на Хорасан сам Амир Темур. Мелик Мухаммад, брат Мелик Гияс ад-Дина Пир Али II, находившийся тогда в крепости Серахса, не оказал сопротивление Амиру Темуру и вручил ему ключи от крепостных ворот. Не встретил сопротивления Амир Темур и в других местах по пути к Герату и разбил лагерь в местечке Джигдалик, расположенном в II фарсахах от столицы Хорасана. Однако, осаждать Герат Амир Темур не стал. Как опытный военачальник, он решил сначала отрезать Герат от коммуникации и поэтому главный удар направил на другие укрепления области: на Джам и Кавсия, которые также сдались без боя, лишь Фушендж оказал серьезное сопротивление. Герат же был взят после тяжелых осадных боев. Убитых было много, 2000 человек попали в плен, но Амир Темур велел отпустить всех их до единого. Тогда же были взяты Тус и Келат. На пути в Тус, в мазаре Абу Муслима, к Амиру Темуру с выражением покорности явились предводитель хорасанских сарбадаров Али Муайяд и маханский правитель Алибек Джаникурбани. Некоторые историки, исходя из того, что Али Муайяд добровольно передал власть Амиру Темуру в 1381 г., предполагают наличие каких-то близких связей последнего с хорасанскими сарбадарами. Однако, факт этот источники не подтверждают. Из рассказа Шараф ад-Дина Али Йазди явствует, что сарбадаров Сабзевара уничтожил Мелик Гияс ад-Дин, поэтому укрывавшийся до этого в Тусе или Келате Али Муайяд вынужден был явиться к Амиру Темуру с изъявлением покорности. [1; с. 38].
В 783 г. х. (1381–82 году) состоялся второй поход Амира Темура на Иран, когда были подчинены Келат, Туршиз, Сабзевар, (однако Амир Темур вернул его Али Муайяду) и Мазандеран. 785 г. х. (1383 г.) он выступил на Сеистан и подчинил его важнейшие города-крепости: Зирех, Заве, Фарах, Буст и другие.
В 786/1384 году Амир Темур совершил поход на Астрабад, Азербайджан и завладел городами Амул, Сари, Султания и Тебриз.
В дальнейшем Амир Темур совершил три больших похода на Иран, Азербайджан, Ирак, Сирию, вошедших в историю как трехлетний, пятилетний и семилетний походы.
Во время третьего похода (1386–88) были взяты Азербайджан и Фарс, совершены рейды на владения Кара Юсуфа туркмена, на Гуржистан и Армению (область озера Ван). В этом походе, как пишет Шараф ад-Дин Али Йазди, происходили тяжелые, кровопролитные сражения с большими людскими потерями, разрушениями городов и селений. Амир Темур сдавшихся и добровольно согласившихся уплатить контрибуцию (мал-и аман) городов не трогал, воинов своих в город не пускал, посылал туда только сборщиков дани (мухассилан). Подвергал разграблению и разрушению только оказавшие упорные сопротивления города-крепости, при этом, та часть населения, которая сражалась с оружием в руках, подвергалась наказанию, мирных же не трогали. Не трогали и сайидов, ученых, поэтов и ремесленников. Для примера возьмем Исфахан. По словам автора «Зафар-наме», жители Исфахана поддались на подстрекательство некоего Али Кучана, напали ночью на сборщиков дани и гарнизон и вырезали всех до единого. Был истреблен и трехтысячный гарнизон, оставленный Амиром Темуром для защиты города и области. Темур узнал о трагедии в пути на Фарс, остановил поход и повернул войска на Исфахан и в пылу гнева отдал приказ об убиении всех, кто был виновен в этом. Исфаханцы в целях самозащиты взялись за оружие, но были подавлены. Шараф ад-Дин Али Йазди говорит о сооруженной тогда Амиром Темуром башни из 70 тысяч голов убитых. Здесь, на наш взгляд, цифра явно преувеличена [2; с. 68].
Пятилетний поход (1392–1396) на Иран был вызван происходившими там волнениями и сепаратисткими устремлениями правителей Мазандерана, Южного Ирана (Музаффаридов), Джалаиридов и правителей Малого и Большого Лура. Главным итогом этой компании было искоренение династии Музаффаридов (1314–1396), Джалаиридов и правителей Большого Лура. Что же касается Султана Ахмада, одного из выдающихся представителей Джалаиридов, то он не смог оказать сопротивление и, оставив Багдад, бежал в Египет, где нашел приют у Мамлюков.
Дело в том, что до 1393 года Амир Темур не включал Иран, Ирак и Азербайджан в состав своего государства, и только после 1393 года он сделал это и назначил туда своих наместников.
Семилетний поход Амира Темура на Ближний Восток (1399–1404) и поход на Индию были также тяжелыми и кровопролитными.
Сначала о походе на Индию. Он, на наш взгляд, был беспочвенным, так как особых причин для этого мы не видим. Современные историки объясняют данное событие ослаблением там устоев ислама — якобы мусульман окружают гебры (язычники), а мусульманские правители ничего не делали для распространения укрепления устоев ислама. Довольствовались они только взиманием налога и податей с населения, а язычникам представили полную свободу действий и, поэтому Амир Темур решил «объявить священную войну против них и усердствовал, чтобы и там возобладала мусульманская религия».
Огромная армия Амира Темура огнем и мечом прошла по всей Индии, искореняя еретичество. Была захвачена и доставлена в Самарканд и Кеш огромная добыча, среди которой было 120 боевых слонов, использовавшихся затем Амир Темуром как в войне, так и на строительной работе.
Семилетняя война кончилась в мухарраме 807 г.х. (в июне 1404 г.) завоеванием Сирии и большей части Турции, налетами армии Амира Темура на Грузию. Самой же крупной победой явилась победа Амира Темура над могущественным султаном Турции Баязидом Йилдиримом I (1389–1402) под Анкарой на равнине Чибукабад в пятницу 19 зу-л-хиджа 804 г.х. (20 июля 1402 г.). Сражение было ожесточенным и шло с переменным успехом. Но исход битвы решила излюбленная тактика Амира Темура — отвлекающий маневр. Уже было за полдень, и в разгар ожесточенных схваток он послал Мухаммад Султана с отборными полками центра (кул) и резерва на господствовавшую стратегическую высоту, расположенную в середине Чибукабада, занятой стрелками султана Баязида. Мухаммад Султан выбил оттуда стрелков и занял эту высоту, создав тем самым угрозу полкам Баязида. Последний решил выбить с высоты темуридские войска, вернуть эту важную стратегическую высоту и ударил всем центром своего войска. Мухаммад Султан действовал по заранее разработанному плану и не оказал ему особого сопротивления, ибо главная цель была уже достигнута — армия Баязида была расчленена, а фланговые части оказались без резерва. Этим воспользовался Амир Темур и окружил оба фланга турецкой армии. Полки Шахруха и Мираншаха быстро расправились с левым и правым крылом турецкого войска и затем, все вместе, направились на помощь Мухаммад Султану против окружавшего его Баязида. Баязид яростно отбивался, но к закату солнца все было уже кончено. Баязид вынужден был, оставив высоту, отступить по специально образованному войсками Амира Темура коридору, подвергаясь сильному обстрелу с обеих сторон. Спаслись тогда лишь немногие во главе с самим Баязидом. Султан был схвачен и доставлен в стан Амира Темура. Последний обошелся с ним милостиво, даже одарил его дорогой одеждой и другими дарами и, более того, отпустил султана. Баязид умер спустя восемь месяцев в Ак-сарае 14 шаъбана 805 г. х. (9 марта 1403 г.).
Получив сведение о смерти Баязида, Амир Темур прибыл в Ак-сарай для выражения соболезнования и передал сыну Баязида Мусе управление Турецкой империей.
Амир Темур возвратился в Самарканд в м-це мухаррам 807 г. х. (в июле 1404 г.) и сразу же приступил к подготовке к войне против Китая, правители которого постоянно выступали с притязаниями на сюзеренитет над Маверауннахром. После трехмесячной подготовки, 23 джумада I 807 г. х. (27 ноября 1404 г.) он вышел из Самарканда во главе двухсоттысячного войска, но поход был прерван вследствие смерти Амира Темура, последовавшей в Отраре 17 шаъбана 807 г. х. (18 февраля 1405 г.) [3; с. 107].
Войны Амира Темура, как и всякие войны, которые вели феодальные властители, принесли бедствия как собственному народу, так и, народам завоеванных стран. Многие некогда процветавшие города были превращены в руины. Из покоренных, стран военачальники Амира Темура вывезли огромную добычу. В Самарканд, Кеш, Бухару и другие города Маверауннахра были переселены видные ученые, искусные ремесленники и строители. Все это Амир Темур направлял на развитие и укрепление своего государства, созданного его волей, энергией, умением. Заслуживает при этом внимание тот факт, что Амир Темур осуществлял строительство не только в Маверауннахре, в своем особо привилегированном уделе, но пусть и в меньшей степени, и в завоеванных странах. Источники сохранили сведения о восстановлении ряда городов: Багдада, Дербента, Байлакана, Гурганджа и других городов. Войны Амира Темура, да вообще всякая война — явление отрицательное в общественной жизни, ибо причиняют обществу невероятные испытания, большие разрушения и человеческие жертвы. Тем не менее, войны Амира Темура имели и положительные последствия. Они следующие:
Как известно, после распада государства Ильханидов (1336), Иран, Азербайджан и Ирак оказались в тисках общественно-политического кризиса, в результате которого до того единая страна оказалась раздробленной на части. Так, например, один только Хорасан был разделен между тремя правителями: сарбадарами, картами и племенными вождями Джаникурбани; в Южном Иране выдвинулась местная династия Музаффаридов; над Ираком и Курдистаном свою власть установили Джалаириды; Луристан был подчинен хазараспидами и династией Инджу; Азербайджан был захвачен туркменами Кара-коюнлу и т. д. [4; с. 83]. Феодальная раздробленность вызвала межфеодальные войны, наносившие большой урон не только миру и экономике самих стран, но и по связям стран Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии со странами Средиземноморья и Европы, которые осуществлялись испокон веков о древнему Шелковому пути. Теперь, с ликвидацией феодальной раздробленности на Ближнем и Среднем Востоке, были восстановлены эти столь необходимые для народов мира экономические и культурные, связи.
- Амир. Темур в результате военной кампании 1391 и 1395 гг. против Тохгамыша нанес непоправимый удар военно-политической мощи Золотой орды, которая в течение полуторастолетия держала под страхом Россию и Восточную Европу. Разгром Тохгамыша и Золотой орды избавил народы Европы от постоянной тревоги и опасений и значительно приблизил освобождение России от господства монголов.
- Прогрессивное последствие для Европы и стран Балканского полуострова имел разгром Амиром Темуром могущественного турецкого султана Баязида Йилдирима I под Анкарой 20 июля 1402 г.
Рассуждая о войнах Амира Темура на Среднем и Ближнем Востоке 1381–1404 гг., необходимо иметь ввиду и существовавший тогда военно-политический союз между Золотой ордой и Мамлюкским Египтом. Союз этот оформился еще в самом начале 60-х гг. XIII века при хане Берке (1257–1267) и султане Малик аз-Захире Бейбарсе I (1260–1277) и упрочился при Бердибеке (с 1357 г.) и небезызвестном Тохтамыше (1376–1395). Как видим из свидетельств арабских историков (Ан-Нувейри, Ибн ал-Дина Бейбарса и др) Золотой орде нужен был Иран и Азербайджан, мамлкжскому Египту — Сирия и Ирак. В 80-х гг. XIV века к этому союзу были втянуты Джалаириды Ирака, Турция и правители Южного Азербайджана из династии Кара-коюнлу.
Литература:
- Мухамеджанов А. Р. История Узбекистана. Т., 2001.
- Ахмедов Б. Сахибкиран Темур. (О жизни и общественно — политической деятельности). Т., 1996.
- Амир Темур в мировой истории. Т., 1996.
- Белегицкий А. М., Бентович М. Б., Большаков О. Т. Средневековые города Средней Азии. Л., 1973.