В статье проводится анализ современной системы преподавания английского языка с учетом тайм-менеджмента. Раскрывается закономерность влияния личностной организованности в процессе педагогической деятельности на успешность обучения английскому языку. В управлении временем учащихся при изучении английского языка рассматриваются следующие процессы: моделирование деятельности с учётом проведённого анализа предыдущих успехов в обучении; постановка цели; планирование и расстановка приоритетов; разработка плана достижения поставленных целей и выделение приоритетных задач для выполнения; реализация плана; контроль достижения цели; подведение итогов по результатам.
Актуальность рассматриваемой проблемы в том, что в современном мире, когда устанавливаются и развиваются политические, экономические, научные, этнические связи с другими странами и государствами, возрастает потребность изучения иностранных языков, и, в большей степени, английского языка. Изучение любого иностранного языка будет более эффективным, если учитывать тайм-менеджмент. Не все учащиеся могут распределить свое время для выполнения домашних заданий, на уроке, и, тем более, в изучении английского языка. Проблема в том, что для успешного изучения английского языка необходимо: развитие грамматической компетенции учащихся; коммуникативные игры; диалоги; театрализованные представления; использование кейс-метода в обучении; аудирование и др. При обучении английскому языку в начальной школе осуществляется образовательный процесс, который проявляется, прежде всего, в том, что усвоение английского языка, его фонетики, грамматики, лексики происходит не отдельно, как неких дискретных компонентов языка, а с учетом интеграции. Понятно, что для осуществления всех форм и методов обучения необходимо научиться управлять своим временем, так как у школьников помимо английского языка как предмета изучения, есть другие образовательные дисциплины.
Для анализа современной системы преподавания английского языка и умения учащихся управлять своим свободным и учебным временем в 2015 году был проведен эксперимент, в котором приняли участие ученики 2 «В» и 2 «Д» класса ГБОУ гимназия № 1272 г. Москвы. В основу эксперимента были положены диагностические педагогические методы: опросы и интервью, а также включенное и научное наблюдение за учащимися во всех режимных моментах гимназии; коррегирующие методы — обучение тайм-менеджменту. Эксперимент длился с февраля по май месяц. Учащимся был предложен опросник, на утверждения которого они отвечали выбором цифры от 1 до 5, где средним значением была цифра 3. (1 — несогласие; 5 — согласие) Данные диагностики отражены в таблице 1.
Таблица 1
Изучение возможностей управления временем учащихся 2 «В» и 2 «Д» классов
Опросник |
2 «В» |
2 «Д» |
Я всегда планирую свое время в течение дня |
4 |
3,7 |
Иногда мне не хватает времени для выполнения домашнего задания |
1 |
1 |
Мне приходится тратить много времени для выполнения домашнего задания |
2,3 |
2,1 |
Я планирую свое свободное время по рекомендациям родителей |
1,7 |
2 |
Я часто заканчиваю выполнение домашнего задания после 22:00 часов |
3,4 |
3,5 |
Я часто трачу время попусту |
4,8 |
4,3 |
Если я не успеваю выучить задание к уроку, у меня пропадает интерес к учебе |
2 |
2,2 |
На уроках английского языка я все задания успеваю сделать в течение отведенного времени. |
1,5 |
1,2 |
Я переживаю, если не успеваю поиграть или погулять после уроков |
1 |
1,3 |
Больше всего я люблю ничего не делать |
4,5 |
4,7 |
Интерпретация результатов показала, что большинство учеников не умеют планировать свой распорядок дня. Но здесь мы дает поправку на возрастные характеристики. В возрасте 7–8 лет идет, но еще не закончен, интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей, поэтому ее организация несет в себе возможности для развития личности ученика. А значит, при использовании корригирующих воспитательных мероприятий, ученики способны научиться управлять своим временем.
Большое значение имеют социальные мотивы в процессе обучения. Один из них — долг, ответственность перед родителями, поэтому почти все ученики отметили, что планируют свое время совместно с родителями.
И, необходимо отметить, что преобладающее большинство учащихся отметили, что «больше всего они любят ничего не делать». Это объясняется тем, что познавательный интерес у большинства детей этого возраста остается на низком или средне-низком уровне (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, Д. Б. Эльконин). И часто преобладает мотивация избегания наказания.
Проанализировав данные, полученные после опроса учащихся, были запланированы занятия по обучению учащихся управлять своим временем. Занятия включали в себя упражнения: «Упражнение с секундомером», «Я и мой темперамент», «Позитивные привычки». Эти упражнения проводились во время «Игрового английского», при аудировании, в обучении с использованием ИКТ.
В воспитательных целях использовались психологические сказки «Бык и кнут», «Сад судьбы», «Пропавшее время» и др. Особенности психологических сказок в том, что они стимулируют собственное мышление и дают возможность использования комментариев, уточняющих их смысл и углубляющих его с помощью дополнительных интерпретаций. Задача психологических сказок состоит в создании своеобразной виртуальной модели и в организации встречи миров: нашего реального мира и построенного сказочного. Если в результате этого взаимодействия миров у ребенка возникнет новое представление о собственных жизненных ориентирах, пусть даже вначале смутное, не совсем осознаваемое — значит, сказка «работает».
Интересным для учащихся и самым сложным испытанием была инсценировка «Модель духовных ориентиров или поведение, которое ведет к потере времени». Ее особенности в том, что она стимулирует собственное мышление и дает возможность использования комментариев, уточняющих ее смысл и углубляющих его с помощью дополнительных интерпретаций.
Эксперимент закончился в мае месяце 2015 года. Для выявления результатов эксперимента было проведено исследование, которое включало в себя моделирование ситуаций. В моделируемых ситуациях ученики ощущали действия таких факторов, с которыми они ежедневно сталкиваются или могут столкнуться, как в учебное, так и во внеурочное время. Анализ исследования показал следующие результаты.
Таблица 2
Выявление эффективности корригирующих занятий по тайм -менеджменту уучащихся 2 «В» и 2 «Д» классов
Навыки управления временем |
2 «В» |
2 «Д» |
Управление временем как система самодисциплины |
У 1/3 учащихся повышение уровня самодисциплины |
У 1/3 учащихся повышение уровня |
Учебная мотивация |
80 % учащихся имеют устойчивый мотив к изучению английского языка |
82 % учащихся имеют устойчивый мотив к изучению английского языка |
Оценка эффективности и активности на уроке |
Активность выше среднего уровня |
Активность выше среднего уровня |
Планирование учебной недели |
Ограничивается заполнением дневника и планированием досуга |
Ограничивается заполнением дневника и планированием досуга |
Расстановка приоритетов |
Не выражена |
Не выражена |
Организация рабочего места (подготовка к уроку) |
Около половины учащихся тратят до 10 минут на подготовку к уроку и до 30 минут на подготовку к выполнению домашней работы |
Около половины учащихся тратят до 10 минут на подготовку к уроку и до 30 минут на подготовку к выполнению домашней работы |
Максимальное переключение с одного вида деятельности на другой |
Быстрое переключение, высокая активность практически у всех |
Быстрое переключение, высокая активность практически у всех |
Выявленные показатели подтвердили правильность выбора корригирующих мероприятий, направленных на обучение учащихся тайм-менеджменту. В современных условиях обучения, в ускоряющемся ритме жизни, в связи с требованиями ФГОС, обучение учащихся управлению временем является необходимым условием для достижения целей образования. С этой целью была разработана и используется с сентября 2015 года схема по развитию у детей умения управлять временем. В схему включены:
антистрессовая программа (создание психологически комфортной обстановки на уроке);
развитие мотивационно-потребностной сферы младших школьников;
использование вероятностного прогнозирования в активном обучении английскому языку;
развитие дивергентного мышления на уроках английского языка;
целеполагание и выбор;
развитие индивидуального сознания у учащихся;
обучение принципам и правилам планирования изучения английского языка и планирование собственной образовательной деятельности.
Таким образом, образование не должно быть просто трансляцией чужого опыта; оно не дается, а приобретается учеником, который через умственные усилия находит пути для саморазвития и самообучения. Задача педагога, моя задача — формирование индивидуальных траекторий с учетом возможностей каждого конкретного ученика и оказание педагогической и психологической помощи в его самореализации и развитии. Я должна дать не только знания по английскому языку, но и научить детей применять их в повседневной жизни, научить их управлять своим временем, для того чтобы они обладали целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии.
Литература:
- http://www.emissia.org/offline/2013/1947.htm
- Беспаленко Е. М. Психологическое сопровождение инновационных процессов в школе. Труды международной научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях», Воронеж, 2008, ВГУ.
- Беспаленко Е. М. Практикум по психологии менеджмента в образовании. Учебное пособие: Воронеж: издательство «Истоки», 2013, — 102 с. ISBN 987–5-88242–963–7.
- Бордовская Н. В., Реан А. А. «Педагогика». Учебник для вузов — СПб: издательство «Питер», 2000, — 304 с.
- Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]: [веб-сайт]. — Режим доступа: http://www.rsl.ru.