В статье представлен инвестиционный проект сооружения энерготехнологического комплекса по переработке твердых бытовых отходов на территории ЯНАО.
Ключевые слова: бизнес-план, твердые бытовые отходы (ТБО), инвестиционный проект, переработка, субарктическая зона, технологии.
В условиях субарктической зоны организация процессов сбора и постепенное, ступенчатое выделение вторичного сырья идет пока точечным, зачастую экспериментальным охватом отдельных населенных пунктов. Это является следствием фактического отсутствия федеральных целевых законодательных актов и программ, направленных на реализацию проектов селективного сбора отходов и формирования рынка вторичного сырья.
В данной статье представлен инвестиционный проект сооружения энерготехнологического комплекса по переработке твердых бытовых отходов. Реализация проекта позволит получать тепловую энергию.
Предприятий переработки ТБО крайне мало. В округе предприятия переработки ТБО отсутствуют. Практикуется захоронение на полигонах.
Цели проекта: Удовлетворить потребности города, населения и предприятий, в направлении размещения отходов (переработки, захоронения).
Инновационность проекта: Переработка органической составляющей отходов с выходом товарной продукции имеющей устойчивый спрос у юридических и физических лиц.
Конкурентные преимущества проекта: Конкуренция отсутствует. Отсутствие предприятий переработки ТБО, территорий пригодных для строительства полигона, удаленность предприятий осуществляющих размещение и захоронение ТБО, делает проект востребованным и вне конкуренции для города и района.
Предполагаемые источники финансирования инвестиционного проекта: в Ямало-Ненецком автономном округе реализуются государственные программы по поддержке малого и среднего бизнеса.
Структура капитальных вложений по направлениям приведена в таблице 1.
Таблица 1
Стоимостные показатели энерготехнологического комплекса, тыс. руб.
№п./п. |
Наименование показателей |
Значение показателей |
1.1 |
Сметная стоимость строительства энерготехнологического комплекса (с НДС), в том числе: |
326039,9 |
1.2 |
строительно-монтажные работы |
136735,5 |
1.3 |
оборудование |
156801,1 |
1.4 |
прочие |
32503,36 |
2. Разбивка по главам ССР |
||
2.1 |
Подготовка территории строительства |
3562,577 |
2.2 |
Основные объекты строительства, в том числе: |
192075,4 |
оборудование |
117860,6 |
|
строительно-монтажные работы |
74214,79 |
|
2.3 |
Объекты подсобного и обслуживающего назначения |
6487,098 |
2.4 |
Объекты энергетического хозяйства |
10545,91 |
2.5 |
Объекты транспортного хозяйства и связи |
9245,739 |
2.6 |
Наружные сети и сооружения ВК, тепло-, газоснабжения |
1533,302 |
2.7 |
Благоустройство и озеленение территории |
5573,779 |
2.8 |
Временные здания и сооружения |
2799,453 |
2.9 |
Прочие работы и затраты, в том числе: |
19252,7 |
пусконаладочные работы |
3492,544 |
|
2.10 |
Содержание дирекции (технадзор) |
8509,363 |
2.12 |
Проектные и изыскательские работы, авторский надзор |
8672,642 |
Итого по главам 1–12 |
268257,9 |
|
Сметная стоимость строительства энерготехнологического комплекса составляет 326039,9 тыс. руб., при этом стоимость строительно-монтажных работ составляет 136735,5 тыс. руб., стоимость оборудования — 156801,1 тыс. руб.
Локальная смета затрат представлена ниже.
Таблица 2
Локальные сметные расчеты строительства энерготехнологического комплекса
Наименование объектов, работ изатрат |
Сметная ст-сть (тыс. руб.) |
Образование территории строительства площадки энерготехнологического комплекса |
385,80 |
Состав технологического оборудования энерготехнологического комплекса |
2877,47 |
Загрузочное устройство (фронтальный погрузчик, или экскаватор с грейферным захватом, возможно использование отечественной техники) |
168,04 |
Валковые дробилки DW 3080 «Mammut» (DW 2560 «Bison») |
101,45 |
Магнитный сепаратор для черных металлов |
3,16 |
Сортировочная установка барабанного типа (грохот) SM 618 profi |
8,99 |
Сортировочная установка для ручной сортировки DSA-1000 |
17,66 |
Магнитный сепаратор для черных металлов (возможна установка сепаратора для цветных металлов). |
212,64 |
Линия производства резинового порошка из отсортированных отходов РТИ, автопокрышек |
5,90 |
Дополнительное оборудование Автопогрузчики с щековым и фронтальным захватом тюков и с ковшом для россыпи отходов дизельгазогенераторная установка |
349,06 |
Вспомогательное оборудование весы автомобильные тензометрические установка очистки производственных стоков |
137,28 |
Оборудование. Электрооборудование силовое. |
1606,62 |
Монтаж оборудования. Электрооборудование силовое. |
19,25 |
Материалы. Электрооборудование силовое. |
0,32 |
Монтажные работы. Электроосвещение. |
77,84 |
Строительные работы энерготехнологического комплекса |
3846,47 |
В ходе разработки магистерской диссертации были приняты корректировочные изменения в расчете себестоимости энерготехнологического комплекса в целом с НДС, данные представлены в таблице 3.
Таблица 3
Изменение стоимости строительства
Наименование стройки |
Сметная стоимость строительства сНДС по проекту вценах 2010г., тыс. руб. |
Сметная стоимость строительства сНДС после корректировок, тыс. руб. |
Отклонение |
Энерготехнологический комплекс, в т. ч. |
319158,188 |
326039,945 |
6881,757 |
СМР |
135383,582 |
136735,499 |
1351,917 |
оборудование |
151849,222 |
156801,112 |
4951,890 |
прочие затраты |
319158,188 |
326039,945 |
6881,757 |
Общее изменение стоимости строительства составило 6881,757 тыс. руб., в том числе стоимость строительно-монтажных работ выросла на 1351,917 тыс. руб., стоимость запланированного оборудования увеличилась на 4951,890 тыс. руб., прочие затраты также увеличились на 6881,757 тыс. руб.
При этом необходимо отметить, что резерв на непредвиденные работы составляет 3 %, затраты связанные с уплатой НДС запланированы в размере 18 %.
Распределение капитальных вложений по направлениям использования энергетических ресурсов и воды с определением удельного веса каждого из направлений представлено в таблице 4.
Таблица 4
Распределение капвложений по направлениям использования энергетических ресурсов иводы сопределением удельного веса каждого из направлений
Наименование |
Сметная стоимость |
|
тыс. руб. |
% |
|
Использование и утилизация промышленных отходов |
3,402 |
0,04 |
Охрана и рациональное использование водных ресурсов |
1812,858 |
20,92 |
Охрана атмосферного воздуха |
0,746 |
0,01 |
Охрана и рациональное использование земель (включая благоустройство территории) |
6532,808 |
75,38 |
Другие мероприятия (проведение спецмероприятий по обеспечению нормальных условий труда, ПЭМ) |
316,502 |
3,65 |
Всего |
8666,316 |
100 |
Наибольшую долю в расходах на природоохранные мероприятия составляет статья по охране и рациональному использованию земель 75,38 %, а также охрану водных ресурсов — 20,92 %. Сметной документацией предусмотрены инвестиции по охране окружающей среды в размере 3,14 % от общей стоимости строительства энерготехнологического комплекса.
Таблица 5
Потоки денежных средств от реализации инвестиционного проекта, млн. руб.
Показатели |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Денежный приток |
48,906 |
114,114 |
130,416 |
130,416 |
Инвестиционные затраты |
130,416 |
136,937 |
52,166 |
0 |
Результат |
-81,510 |
-22,823 |
78,250 |
130,416 |
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что в первые 2 года реализации инвестиционного проекта отток денежных средств по операционной деятельности превышает приток денежных средств.
В качестве критерия для анализа рисков инвестиционного проекта взяты: чистая текущая стоимость проекта (NPV) и внутренняя норма доходности (IRR).
В соответствии с приведенными в таблице 5 данными по чистому доходу от деятельности за четыре года, сумма составит 130,416 млн. руб.
Для того чтобы рассчитать показатели эффективности проекта, необходимо рассчитать параметры денежного потока с учетом дисконтирования.
Таблица 6
Экономические показатели проекта, сучетом дисконтирования, млн. руб.
Показатели |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Денежный приток |
48,906 |
114,114 |
130,416 |
130,416 |
Инвестиционные затраты |
130,416 |
136,938 |
58,686 |
|
Коэффициент дисконтирования |
0,030 |
0,027 |
0,025 |
0,023 |
Дисконтированный приток (Ar) |
48,906 |
125,525 |
157,803 |
97,983 |
Дисконтированный приток нарастающим итогом |
48,906 |
174,431 |
332,235 |
430,218 |
Дисконтированный отток (Ak) |
130,416 |
124,488 |
48,501 |
0,000 |
Дисконтированный отток нарастающим итогом |
130,416 |
254,904 |
303,405 |
303,405 |
NPV |
-81,510 |
-80,473 |
28,830 |
126,813 |
PI |
0,38 |
0,68 |
1,10 |
1,42 |
MIRR= |
0,21 |
|||
DARR |
0,24 |
В первые 2 года реализации проекта, доходы будут ниже суммы инвестиций, сумма денежного потока от реализации проекта превысит инвестиции только в 2018 году.
Проведенный анализ показал, что полученные показатели соответствуют желаемым, следовательно, мы можем говорить об успешности проекта, т. к. ожидаемая доходность выше цены капитала, используемого для финансирования данного проекта.
Индекс доходности проекта представляет собой размер дисконтированных результатов приходящихся на единицу инвестиционных затрат. В данном случае индекс более 1 уже в третий год реализации проекта, т. е. доходы превысят инвестиции, проект следует считать эффективным.
Из анализа данных, приведенных по чистому доходу, инвестиционным затратам, можно рассчитать момент окупаемости инвестиционного проекта, данные представлены в таблице 7.
Таблица 7
Показатели экономической эффективности проекта
Показатели |
Значение |
Критерии |
Вывод |
Чистый приведенный доход NPV |
186,813 |
186,813>0 |
Проект эффективен |
Индекс доходности PI |
1,42 |
1,42>1 |
Проект эффективен |
Внутренняя норма прибыли |
82,7 % |
82,7 %>20 % |
Проект эффективен |
Срок окупаемости проекта с учетом дисконтирования |
3,7 |
3,7>3 |
Проект эффективен |
Срок окупаемости представляет собой период времени, в течение которого, получаемые результаты покрывают инвестиционные затраты, которые и вызвали их получение, расчеты показали, что проект окупится за 3 года и 7 месяцев.
Таким образом, показатели, которые рассчитаны в данной работе и приведенные в таблице 7, отвечают заданным условиям, инвестиционный проект эффективен.
литература:
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 № ВК 477). — М.: Экономика, 2000.
- Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: утверждена Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года № Пр-1969 — Режим доступа: http://base.consultant.ru. — БД Консультант Плюс.
- Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ: Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14 августа 2013 г. № 298 — Режим доступа: http://base.consultant.ru. — БД Консультант Плюс.
- Об утверждении комплексной схемы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2015–2020 годов: Постановление Правительства ЯНАО от 26.11.2014 № 968-П (вместе с «Перечнем объектов размещения отходов, подлежащих закрытию, ликвидации (рекультивации) в период 2015–2020 годов») // Красный Север. — спецвыпуск № 86/2. — 2014.