Обоснованность перехода на раздельный сбор ТБО в рамках инноваций экономики МО ГО «Воркута»
Автор: Дудкина Иветта Викторовна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 06.10.2014
Статья просмотрена: 460 раз
Библиографическое описание:
Дудкина, И. В. Обоснованность перехода на раздельный сбор ТБО в рамках инноваций экономики МО ГО «Воркута» / И. В. Дудкина. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 200-204. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6331/ (дата обращения: 16.12.2024).
Воркута — город с непростой судьбой: здесь тесно переплетаются боль и страдания ГУЛАГовского прошлого с целеустремленностью и особым характером заполярных жителей, сила воли многонационального народа и суровые климатические условия Крайнего Севера, а единение и выносливость граждан не подвластны географической отдаленности ото всех городов Республики Коми. Скудность арктической природы Заполярья наряду с ее северной уникальностью, сочетающей необыкновенные по своей красоте пейзажи, безграничные просторы тундры и разнообразные сокровища недр, обязывают нас бережно относиться к этому богатству. Актуальность проблемы экологической безопасности Крайнего Севера не нова, однако за последние годы вопрос сохранения экологического наследия стал одним из самых важных на современном этапе развития Республики Коми, а с учетом появления различных видов туризма в Воркутинском районе наряду с разработкой новых месторождений угля и нефти, а также строительства магистрального газопровода «Бованенково-Ухта», он приобрел первостепенное значение в экономике города.
Привлечение внимания граждан к проблеме загрязнения природы имеет в основном импульсный сезонный характер, когда при более-менее благоприятных погодных условиях силами работников предприятий и учреждений города организуются субботники. Тонны разнохарактерного мусора собираются и вывозятся на полигон, расположенный в Железнодорожном районе Воркуты, где он впоследствии утрамбовывается. Очищенные от мусора пространства в ближайшие несколько дней снова покрываются бытовыми отходами, и здесь уже возникает вопрос не в количестве субботников, а в отношении граждан к необходимости соблюдать чистоту.
В перечень отходов, вывозимых на полигон, входят:
- Отходы твёрдые несортированные от жилых зданий (класс опасности IV);
- Мусор строительный (класс опасности IV);
- Отходы (мусор) от уборки территорий и служебных помещений (класс опасности IV);
- Мусор от бытовых помещений организаций, крупногабаритный (класс опасности V);
- Отходы (мусор) от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли производственными и промышленными товарами (класс опасности V);
- Отходы (мусор) от уборки территорий и помещений учебно-воспитательных и культурно-спортивных учреждений (класс опасности V);
- Отходы (мусор) от уборки территорий кладбищ и колумбариев (класс опасности V).
Отходы, хранящиеся на полигоне, относятся к классам опасности IV и V. Ввиду отсутствия системы сортировки отходов и полигонов для хранения отходов класса I-III вероятно, что на полигоне имеются компоненты отходов класса I-III, но их относительное содержание на полигоне не учитывается.
В рамках реализации муниципальной программы муниципального образования городского округа «Воркута» «Охрана окружающей среды» по строительству полигона ТБО в Воркуте на 2013–2016 гг. выделено 70 млн. рублей, из них 56 млн. рублей из бюджета республики Коми и 14 млн. рублей из местного бюджета. Однако по итогам предварительной разработки технического задания и сметного расчета всего на мероприятия по строительству полигона, включая мусоросортировочную станцию с технологией прессования для переработки небольшого объема мусора, с учетом цен на доставку и расход материалов составляет примерно 180 млн. рублей.
Помимо перечисленного на территории МО ГО «Воркута» не решен вопрос сбора, накопления и утилизации ртутьсодержащих отходов.
Таким образом, на сегодняшний день экологическая проблематика МО ГО «Воркута» заключена в следующем:
- Отсутствие экологической культуры граждан.
- Отсутствие проектов, кардинально решающих экологические проблемы.
- Низкий уровень осознанности экологических последствий функционирования крупных предприятий, загрязняющих территории Воркутинского района.
Для решения обозначенных задач силами администрации МО ГО «Воркута» совместно с АНО «Центр развития Воркуты» принято решение разработать комплекс мероприятий, направленных на изменение отношения граждан к проблеме экологии родного края. Одним из основных среди них станет разделение мусора для последующей его вторичной переработки. Проект по улучшению экологической безопасности будет состоять из двух этапов: теоретического и практического. Первый этап будет представлять собой совокупность пропагандистско-просветительских бесед, классных часов, презентаций, как для населения, в том числе для школьников и молодежи, так и для сотрудников крупных предприятий, ведущих свою деятельность на территории Воркутинского района, а также взаимодействие с управляющими компаниями, ТСЖ, торговыми точками с целью наглядного представления экологической проблемы, обозначения путей ее решения и освещения предполагаемых результатов. Второй этап станет своеобразной эмпирической площадкой для внедрения проекта по разделению мусора, а именно: в различных учреждениях МО ГО «Воркута» (например, школах и детских садах) планируется установить разноцветные контейнеры в соответствии с имеющийся униформизированной международной системой распределения отходов. Так, для сбора стекла (бутылки, стаканы и прочее) будет установлен зеленый контейнер, бумажных отходов (газеты, журналы, другие печатные издания, бумажная одноразовая посуда, картон) — синий контейнер, пластика (пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, упаковка) — желтый контейнер (рис. 1.).
Рис. 1. Образец контейнера для раздельного сбора мусора
Применение раздельного сбора мусора наряду с просветительской работой в данном направлении позволит скорректировать степень осведомленности граждан о действительной угрозе экологии в случае дальнейшего бездумного выброса бытовых отходов, загрязнения природы продуктами производства, поможет понять необходимость изменения отношения к экологии, а также поспособствует поэтапному переходу к новому уровню улучшения экологической безопасности — вторичной переработке сырья.
Преимущества разделения мусора заключены в следующем [1]:
- Стоимость разделения мусора и его переработки довольно высока. Однако она окупается тем, что имеется доход от производимых из вторсырья продуктов.
- Даже, когда данного экономически положительного результата достичь не удается, всегда есть результат для окружающей среды: воздух чище, улучшается качество воды и общий уровень загрязнения снижается.
- Третьим преимуществом является то, что граждане, благодаря разделению мусора, становятся более ответственными перед своим городом, своей страной, своей планетой.
- Создание производств по выборочному сбору мусора и предприятий по его переработке создает новую потребность в рабочей силе, что впоследствии окажет благоприятное воздействие на пополнение казны бюджета, уменьшит безработицу.
Безусловно, претворения в жизнь только одного проекта по раздельному сбору мусора недостаточно. В администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» поступило предложение от АНО «Центр развития Воркуты» по созданию специализированного территориально-производственного комплекса вторичных ресурсов, а также разработке проекта последующего возведения мусоросортировочного комплекса и строительства комплекса сортировки и переработки бытовых отходов с производством биогумуса и полимерно-песчаных изделий (пластиковых ведер, швабр, кадок для цветов и растений, резиновых покрытий для детских площадок и так далее).
Таким образом, для полноценного решения экологической проблемы требуется организовать трехстороннее взаимодействие: власть-бизнес-население. Безусловно, весь процесс перехода на качественно новый уровень экологической осознанности займет немало времени и потребует привлечения значительных денежных средств, но экологическое благополучие Крайнего Севера в руках граждан, да и положительный опыт других городов Северо-Западного федерального округа в решении данной проблематики способен вдохновить население хотя бы начать двигаться в единственно верном направлении — изменить собственное видение экологической ситуации, направленное сегодня на потребление и уничтожение, на более вдумчивое и дальновидное отношение к природе. Так, например, в октябре 2013 года в г. Сыктывкаре прошел второй межрегиональный семинар-совещание и специализированная выставка «Оборудование и технологии для сбора, переработки и утилизации отходов», в которой приняли участие более 170 человек из числа представителей органов власти, специалистов-экспертов, бизнес-сообщества Республики Коми, Кировской, Архангельской и Московской областей, из городов Санкт-Петербург, Пермь, Тюмень, а также зарубежные гости из Литвы и Норвегии [2].
Основной целью данной встречи стал обмен мнениями о необходимости и целесообразности перехода на раздельный сбор мусора в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации с учетом опыта других регионов и стран, выработка путей решения сложившейся экологической проблематики и формирования у населения привычки и внутренней потребности сортировать мусор. В момент проведения первого подобного семинара-совещания в 2010 году ситуация с накопленными объемами мусора стала почти критической во многих населенных пунктах Республики Коми: не было полигонов, соответствующих современным стандартам, вокруг муниципалитетов образовались несанкционированные, стихийные свалки, в городах и районах не было представления о системе раздельного сбора мусора, ртутьсодержащие лампы и прочие опасные отходы выбрасывались вместе с основными бытовыми отходами жизнедеятельности. К примеру, в Воркуте полигон ТБО занимает сегодня почти 17 га земли, на которой бытовые отходы утрамбовываются слоями, переложенными ПГС, а высота мусора составляет примерно 15 метров, ежедневно пополняясь новыми партиями отходов.
По статистической форме 2-ТП (отходы) 2010 года в Республике Коми были учтены отходы 173 природопользователей. Суммарное количество отходов производства и потребления различных классов опасности, образовавшихся за 2010 год, составило 6, 58 млн. тонн, то есть на 27,5 % больше, чем в 2009 году (5, 16 млн. тонн). Основную долю в образование отходов вносят предприятия по добыче полезных ископаемых (77,6 %), обрабатывающие производства (14,5 %) и предприятия по производству и распределению воды, газа, электроэнергии (3,8 %) (Таблица 1.1.). В общем объеме образовавшихся отходов преобладают отходы V класса опасности (Таблица 1.2.) [3, с. 53].
Таблица 1.1
Образование и использование отходов по видам экономической деятельности
Наименование отрасли |
Объем образовавшихся отходов, тыс. тонн |
Объем использованных отходов, тыс. тонн |
Добыча полезных ископаемых |
5107,45 |
215,84 |
Обрабатывающие производства |
953,24 |
820,76 |
Производство и распределение воды, газа, электроэнергии |
248,02 |
1,43 |
Сельское и лесное хозяйство, охота |
53,91 |
8,36 |
Транспорт и связь |
40,11 |
5,24 |
Строительство |
43,66 |
0,15 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей |
30,62 |
0,22 |
Прочие |
101,692 |
9,9 |
Всего |
6578,702 |
1061,9 |
Таблица 1.2
Сведения об образовании отходов по классам опасности за 2010 год
Класс опасности |
Образование отходов |
|
тонн |
% |
|
I класс (чрезвычайно опасные) II класс (высокоопасные) III класс (умеренно опасные) IV класс (малоопасные) V класс (практически неопасные) |
39,327 148,585 83 605,491 618 480,610 5 876 433,633 |
0,0006 0,0023 1,2708 9,4013 89,3250 |
Всего |
6 578 707,646 |
100,0000 |
Основные отрасли промышленности, в которых образуются и накапливаются отходы — угледобывающая и деревообрабатывающая (Рис. 2).
Рис.2. Предприятия, являющиеся основными источниками образования отходов на территории Республики Коми в 2010 году
Как видно из диаграммы, наибольшее количество твердых бытовых отходов образуется в городах, в которых сосредоточена основная часть населения Республики Коми (Сыктывкар, Ухта, Воркута, Инта) [3, с. 54].
В соответствии с разделом 5.5 «Охрана окружающей среды» «Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года № 45 (в редакции постановления Правительства Республики Коми от 26 января 2009 года № 22) одной из задач для улучшения экологической обстановки в Республике Коми является снижение негативного влияния отходов производства и потребления. В связи с этим была разработана долгосрочная республиканская целевая программа «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми на 2012–2016 годы», преимуществами которой уже воспользовались некоторые муниципалитеты республики. Так, например, в Прилузском, Койгородском, Корткеросском, Усть-Куломском и Троицко-Печорском районах, в Сыктывкаре и Ухте началось создание систем раздельного сбора отходов. В Прилузском районе закуплено 186 мусорных контейнеров современного образца, обустроено 3 контейнерные площадки для раздельного сбора мусора. В Сыктывкаре закуплено 60 контейнеров для раздельного сбора пластиковых бутылок и макулатуры, а также экомобиль для транспортного сообщения с пригородными поселками. По информации исполняющего обязанности министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Сергея Гераймовича, средства на закупку экомобиля, контейнеров для раздельного сбора отходов и для ртутьсодержащих ламп, а также мусоровозы с задней загрузкой, может получить каждый муниципалитет республики, но пока этим правом воспользовались только 7 перечисленных муниципалитетов.
Наряду с закупкой указанного оборудования с 2010 года в Республике Коми проводится республиканская экологическая акция «Речная лента», целью которой стало улучшение экологической обстановки на водотоках, водоемах и прибрежных территориях, а также развитие практической деятельности жителей региона по защите окружающей среды. Так, в период с 23 июня по 22 сентября 2014 года в Воркутинском районе в процессе акции силами 358 человек из различных учреждений и предприятий было собрано 619 м3 разнообразных отходов (в том числе 153 м3 — ОАО «Воркутауголь»), очищено от мусора 41 795 м2 территории и 1100 м от береговой линии в границах промышленных площадок.
В рамках проведения второго межрегионального семинара-совещания «Оборудование и технологии для сбора, переработки и утилизации отходов», о котором уже было сказано ранее, выяснилось, что Северная экологическая финансовая корпорация НЕФКО выделяет займы предприятиям, расположенным в северных регионах России, при осуществлении в них экологических проектов. Например, по программе «Энергосбережение» НЕФКО «Коми тепловая компания» получила кредит в размере 16 млн. рублей на модернизацию 10 котельных, инвестировав при этом самостоятельно в проект 9 млн. рублей.
По подсчетам экспертов, это позволит снизить выбросы углекислого газа на 3 117 т в год, сократит образование шлаков в объеме 241,6 т в год, поспособствует снижению потребления угля на 1 417 т в год. Кроме того, сократятся затраты на ремонт и техническое обслуживание, что создаст ежегодную экономию в 1,17 млн. рублей. При этом фиксированная процентная ставка по программе «Энергосбережение» составляет всего 3 % годовых в рублях.
Таким образом, переход на раздельный сбор бытовых отходов актуален для муниципального образования городского округа «Воркута» в качестве инновационного подхода решения экологической проблематики, и для этого рекомендуется:
1. Воспользоваться возможностями, предлагаемыми в Республике Коми, по закупке экомобиля, контейнеров для раздельного сбора отходов и для ртутьсодержащих ламп, а также мусоровозов с задней загрузкой.
2. Совместно с АНО «Центр развития Воркуты» организовать лекционно-просветительский курс для населения о преимуществах раздельного сбора отходов.
3. Создать в социальной сети «ВКонтакте» воркутинскую группу российского Экологического движения «РазДельный Сбор» для оперативного оповещения населения о раздельном сборе отходов, а также о проводимых субботниках и акциях.
4. Рассмотреть возможность применения предложений Северной экологической финансовой корпорации НЕФКО по программе «Энергосбережение» для проведения модернизации МУП «Котельные» муниципального образования городского округа «Воркута».
5. Продолжить участие в ежегодной республиканской экологической акции «Речная лента».
Конечно, в свете поднимаемого вопроса об экологии некорректно сравнивать Воркуту и Республику Коми с другими городами и регионами страны, так как здесь имеется ряд ключевых отличий, как географического, так и финансово-экономического масштаба, но идея попробовать хоть что-то изменить в экологической проблематике, принимая во внимание имеющийся опыт, заслуживает внимания, ведь речь идет не только о настоящем, но и о будущем наших детей, родных и близких.
Литература:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/
3. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Республики Коми в 2010 году» / Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ГУ «ТФИ РК». — Сыктывкар, 2011. — 116 стр, 8 илл., 64 табл.