Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде «ребёнок — родитель — педагог» как необходимое условие социализации воспитанников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 502 раза

Библиографическое описание:

Гусева, И. А. Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде «ребёнок — родитель — педагог» как необходимое условие социализации воспитанников / И. А. Гусева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 72-75. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27828/ (дата обращения: 22.11.2024).



В последнее время мы часто используем термин «интерактивность», который в своём прямом переводе с английского (англ. interation — взаимодействие) обозначает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Наиболее широко используется в таких областях как: теория информации, информатика и программирование, системы телекоммуникаций, социология, промышленный дизайн и других. Нас в психолого-педагогическом контексте интерактивность интересует как специально организованная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность. Т.о. прилагательное «интерактивный» означает «основывающийся на взаимодействии».

Социализация, в свою очередь, — это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает. Осуществляется социализация, главным образом, через общение, а поскольку первый человек, с кем ребенок начинается общаться и испытывать в нем потребность — это мама (или человек ее заменяющий), то семья выступает первым и главным «институтом социализации».

Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса социализации ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно, наощупь изучая и понимая зыбкий баланс между этими требованиями и собственными потребностями. В педагогике эти процессы называют факторами социализации.

Факторы социализации личности ребенка-дошкольника могут быть внешними, к которым относится, во-первых, семья, во-вторых, детский коллектив, прежде всего дошкольного образовательного учреждения, как системообразующий, и/или различные развивающие и образовательные детские центры, которых очень много в Москве в последние годы, и в-третьих, это культура и религиозные убеждения и верования социального окружения ребёнка. Внутренние факторы социализации — это индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.

В связи с новыми требованиями, выдвигаемыми ФГОС ДО, социализация является основным фактором, показывающим готовность дошкольника принять на себя новую социальную роль — ученика и успешно осваивать её в процессе обучения в школе. Поэтому в процессе формирования предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников особое место занимает формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Классики отечественной педагогики и психологии (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев и др.) доказали, что особенности социализации детей дошкольного возраста состоят в том, что пути и средства социализации личности дошкольника напрямую зависят от возрастного этапа развития и определяются типом ведущей деятельности. В зависимости от возраста главным в личностном развитии ребенка выступает следующее: до года — это семья, в период с года до 3 лет — появляется потребность в детском коллективе и 3–7лет коммуникация как способ познания мира, а соответственно, и социализация, строится ребёнком с использованием собственной речи.

Так как понятие «ребёнок-дошкольник» охватывает период от 3 до 7 лет, а дети приходят в дошкольное образовательное учреждение и с 1,5 лет, в основном в адаптационные группы кратковременного пребывания, то хотелось бы остановиться на социализации в этом возрасте как процессе адаптации к новым социальным условиям. Мы, как педагоги, специалисты в области возрастной педагогики и психологии, знаем, что для детей до года самое важное — общение внутри семьи. Именно через призму семейных отношений и ценностей им воспринимается и усваивается базовая информация о внешнем мире, формируются шаблоны поведения. Наша ДОО функционирует 15 лет, и сейчас уже приходят вторые и третьи дети из семей, с которыми мы начинали сотрудничать после открытия. И хотя в ДОО детей в возрасте до года сейчас нет, но есть родители, которые приводят своих старших детей в ДОО, имея младенцев в семье. И взаимодействие с родителями наших потенциальных воспитанников строится во многом по направлениям психопрофилактики и просвещения. В консультациях мамам даётся информация о том, как важен телесный и визуальный контакт с ребёнком.

Следующий возрастной период, в котором у ребёнка сохраняется базовая потребность в семье, и при этом появляется потребность в общении в детском коллективе — после года и примерно до 3 лет. Именно поэтому родителям объясняется, как важно создавать ребёнку условия для возможности полноценных межличностных коммуникаций — то есть водить ребенка в группы раннего развития в ДОО или детских центрах, на детские площадки, и т. п. К счастью, информированность родителей в этом отношении достаточно высока: так называемое «сарафанное радио» и Интернет (именно в таком порядке!) делают открытой информацию о разных видах образовательных услуг в микрорайоне проживания семьи. И многие семьи выбирают ДОО как именно здесь дети учатся полноценно общаться с себе подобными, учат друг друга простым нормам сосуществования в обществе, например, тому, что нужно дружить, делиться, сопереживать. Вообще ранний возраст (от 1,5 до 3 лет) — очень информативен для педагога о способе организации жизни в семье воспитанника. Здесь для нас в настоящее время — огромное поле деятельности в связи с поведенческими особенностями современных родителей. Я объясню, что имеется в виду. Когда заканчивается «острый» период адаптации в группах кратковременного пребывания, дети начинают вести себя естественным образом, во многом повторяя поведение родителей дома. Поведение девочек здесь чаще более информативно, т. к. в большей степени проецирует поведение мамы, ухаживающей за ребёнком и проводящей с ним гораздо больше времени, чем в основном много работающие отцы. У нас достаточно большая площадь отведена под ГКП — это стандартное групповое помещение, поэтому и разнообразных игрушек, и места для двигательной активности детей достаточно. Так вот, самыми предпочтительными игрушками оказываются коляски с куклами, которые можно катать по группе для девочек и большие машины для мальчиков, в которых можно передвигаться, сидя внутри. Девочки с колясками, одновременно 2–3-4, выбирают коляски, укладывают туда своих кукол, затем берут телефоны (или предметы, их замещающие), и начинают катать коляски, одновременно разговаривая по телефону! С «условным ребёнком» в коляске они не общаются, зато останавливаясь, «понарошку» как бы собираясь на детской площадке, обмениваются репликами о магазинах. Если в момент включённого наблюдения за такой «игрой» педагог скажет что-либо типа: «Анечка, слышишь, у тебя ребёнок плачет!», Анечка, исполняющая роль «мамочки» может даже не переключиться на куклу, а только обратить внимание на обратившегося к ней воспитателя. И здесь, на наш взгляд, важным является то, что сама Анечка не всегда чувствует поддержку своей взрослой мамы, показывая, что общение по телефону или с подружками важнее для неё потребности в общении ребёнка. Поэтому для родителей детей из ГКП устраиваются семинары-тренинги, Круглые столы и консультации по обучению интерактивному взаимодействию с собственным ребёнком, общую тематику которых можно назвать «Общаться с ребёнком. Как?»

От 3 до 6 лет главным средством познания мира для ребенка становится собственная речь: он учится задавать вопросы, строить диалог, анализировать знания, полученные вербальным путем. Наши «Почемучки» с одной стороны, стали другими, с другой — это те же дети, с теми же глубоко драматичными для их детской жизни проблемами и страхами. Поясню свою мысль: нам очень долго твердили, что вырастает новое поколение детей — дети «индиго» с высоким уровнем интеллекта, необычайной чувствительностью, телепатическими способностями и мн. другие. Утверждалось также, что «дети индиго» будто бы представляют собой «новую расу людей». Однако, по мнению гораздо более информированной в отношении изменения детской сущности М. М. Безруких [2], директора Института возрастной физиологии РАО, и физиологически, и психологически дети за эти 20 лет изменились не настолько, чтобы говорить о принципиально «новой расе». Да, мы видим, что дети играючи осваивают сложные гаджеты, к которым мы зачастую не знаем, как подойти. Но делают они это, потому что это их новая реальность, они просто не боятся! Типичной становятся ситуации, подобные той, в которой 4-летняя девочка очень сердилась на маму, показавшую ей в окно птичку, а оконное стекло не увеличивало изображение, хотя девочка пальчиками его раздвигала, чтобы птичка стала крупнее. Это очень злило ребёнка, и она требовала маму «исправить» стекло! В машинах, в детских креслах, в детской поликлинике уже привычное зрелище — малыш даже в коляске с электронным гаджетом, хотя мама рядом, но она тоже в своём телефоне. Проблема здесь во многом, на наш взгляд, в том, что нынешние родители дошкольников, у которых это первый ребёнок (потому что именно на опыте первого родительства мы совершаем самые большие ошибки) — это «дети перестройки», т. е. молодые люди 25–30 лет. Их детство прошло в условиях выживания их родителей. С ними часто так же не играли и не общались в раннем детстве, поэтому и опыта личного общения с ребёнком у них нет. Поэтому задача ДОО в данном возрастном периоде её воспитанников — продолжить обучение родителей полноценному общению с ребёнком, в котором важно не время, проведённое вместе, а его насыщенность, «качество общения».

В контексте статьи, мы считаем необходимым отметить, что для успешной социализации ребёнка –дошкольника очень важна предметно-развивающая среда ДОО. В Москве вообще, в нашем учреждении в частности, для реализации задач социального развития созданы все условия: оформлены игровые уголки по группам, имитирующие взрослые гостиные и столовые, подобраны оборудование и атрибуты для полноценных сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Библиотека», театральные уголки и др.

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, который по высказываниям Л. С. Выготского рассматривается как “врастание в человеческую культуру”. В нашем дошкольном образовательном учреждении проводятся разнообразные праздники, в том числе фольклорные, досуги и др. мероприятия, реализующие задачи развития социальной компетентности. В частности, в этом учебном году в рамках проектной деятельности специалисты одним из направлений выбрали проект «Праздники знакомые и необычные». Суть проекта заключается в том, что все сценарии мероприятий придумываются специалистами (это гарантирует их оригинальность и чёткую направленность на решение определённых задач), а также то, что проводится это в самых разных формах. Пример: традиционный День знаний 1 сентября был организован как викторина-путешествие детей на самолётё в разные аэропорты — математики, литературы, музыки, спорта. В ставший уже традиционным День матери (последнее воскресенье ноября) специалисты подготовили для воспитанников авторский спектакль «Наши мамы могут всё», а воспитатели в группах в процессе НОД провели беседы о семье, важности взаимовыручки и помощи каждого члена семьи, в том числе детей.

Возвращаясь к проекту «Праздники знакомые и необычные» хочу рассказать ещё о двух из них. В сентябре ЮНЕСКО отмечал Всемирный день благодарности. Мы придумали, поставили и показали кукольный спектакль «Почему нужно благодарить». Нам кажется важным отметить вот что: все проекты, в том числе с использованием театрального оборудования реализуются, исходя из игрушек и костюмов, имеющихся в ДОО. Тема, которую мы хотим раскрыть — важность благодарности за то, что для тебя (ребёнка) делается — на примере семьи зверей. И мы как авторы, пишем и разыгрываем текст от имени тех персонажей, которые у нас в наличии. А воспитатели в группах после просмотра закрепляют нравственный аспект театрализованного действия.

Пожалуй, самым необычным был праздник 12 октября — Всемирный день яйца (World Egg Day), который начали отмечать в мире с 1996 года. В этот день для детей провели интеллектуальную игру — квест «Кто живёт в яйце?», объединяющую знания и умения детей во всех 5 образовательных областях. Здесь важно отметить, что все эти мероприятия проводятся для всех возрастов, просто сценарии расписываются таким образом, что информация, которую в результате получает ребёнок, соответствует его возрастным психофизическим возможностям.

К этому проекту примкнул ещё один, проводимый в рамках Семейного клуба и продолжающийся и сейчас «Игрушки своими руками. Делаем игрушки вместе с родителями». На всех возрастных параллелях (а у нас в ДОО 11 групп), воспитатели дают мастер-классы для семей воспитанников. В подготовительных группах в роли «Учителей» выступали воспитанники. Вместе с родителями они изготавливали куклы — обереги, предварительно научившись делать их своими руками с воспитателями на групповых занятиях. Здесь важно отметить, что все занятия подобного типа построены на основе знакомства и закрепления у детей знаний о народном быте, воспитания у них уважения к предкам, их тяжёлому труду. Постоянные апелляции к истории народа — трудовой, бытовой, и особенно героической — условия, соблюдение которых гарантирует закладку основ патриотизма, как важнейшей части социализации дошкольников.

Все мероприятия, проводимые сейчас в ДОО, имеют чётко направленную патриотическую и нравственную основу. А самое важное, на наш взгляд, что в процессе взаимодействия друг с другом не дома, а в ДОО и ребёнок, и родитель научаются совершенно по- другому видеть и чувствовать друг друга. Наблюдать за взаимоотношениями родителей и детей до и после таких мастер-классов — особая педагогическая радость. Гордость ребёнка не только за сделанную вещь, но и за маму, папу, бабушку с которым он вместе сотрудничал, передаётся родителю, усиливаясь эмоциями самого родителя многократно. Не зря многие из них, почувствовав эту «другую», нетипичную близость к ребёнку охотно приходят на следующие мероприятия такого типа.

Важно отметить, что мастер- классы проходят по вечерам, и часто получается, что с одним родителем или бабушкой работают вместе 2–3 ребёнка. Чаще всего это братья и сёстры ребёнка, в группе которого проводится мастер-класс, но иногда это просто дети из группы, за которыми родители ещё не пришли. И таким вот естественным образом и ребёнок, который с родителем, и ребёнок, который делает поделку вместе с ними, оказывается в сложной социальной системе, они должны решить вопрос взаимной коммуникации в чём-то уступая друг другу, в чём- то доказывая свою правоту, но придя к единой цели. Здесь некоторые дети раскрывались совершенно с незнакомой стороны и нам, педагогам.

Подводя итог, необходимо отметить, что для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах — семье и группе ДОО, которые могут способствовать социально-психологической адаптации ребёнка к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающим его миром.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Безруких М. М. «В любом виде деятельности ребенка, а в игре прежде всего, идет его развитие» / Интервью с М. М. Безруких // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2013. № 7. — С.10–14.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, группа, родитель, детский коллектив, дошкольное образовательное учреждение, семья, том, возрастной период, дошкольный возраст, естественный образ.


Похожие статьи

Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий эффективности воспитания младших школьников

Использование компонентов образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» как эффективное средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников

Моделирование пространства в детском саду как условие успешного развития детей дошкольного возраста

Виртуальное гостевание как новая форма организации всех участников педагогического процесса в дошкольном образовании

Оптимизация процесса успешной социализации выпускников детского дома через реализацию инновационной модели — службы постинтернатного сопровождения «Взрослые дети»

Образовательный маршрут для детей и родителей как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов, родителей и детей в целях вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс и повышения педагогической компетентности родителей

Экотуризм с использованием скандинавских палок как форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ на основе интеграции физического развития и экологического воспитания детей

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников

Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей

Похожие статьи

Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий эффективности воспитания младших школьников

Использование компонентов образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» как эффективное средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников

Моделирование пространства в детском саду как условие успешного развития детей дошкольного возраста

Виртуальное гостевание как новая форма организации всех участников педагогического процесса в дошкольном образовании

Оптимизация процесса успешной социализации выпускников детского дома через реализацию инновационной модели — службы постинтернатного сопровождения «Взрослые дети»

Образовательный маршрут для детей и родителей как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов, родителей и детей в целях вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс и повышения педагогической компетентности родителей

Экотуризм с использованием скандинавских палок как форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ на основе интеграции физического развития и экологического воспитания детей

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников

Нетрадиционные виды родительского собрания как средство повышения эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей

Задать вопрос