В статье анализируется влияние систематической работы учителя по созданию ситуации успеха у первоклассников на успешность адаптации к школьному обучению. Рассматриваются некоторые «приемы», позволяющие создавать ситуацию успеха для каждого обучающегося. Представлены данные исследования, подтверждающие предположение о том, что ситуация успеха — предпосылка успешной адаптации младших школьников к обучению.
Ключевые слова: первоклассники, ситуация успеха, школьное обучение, адаптация.
В настоящее время, как и во все предыдущие периоды, первоклассники, переступая в первый раз порог школы, полны надежд на признание и уважение их сверстниками, на лёгкое усвоение нового материала. Однако, многие из «вчерашних» дошкольников не знают, что игр, к которым они так привыкли, больше не будет, вместо этого их ждут: новые правила, режим; учитель, которого нужно слушаться; сверстники — которые относятся не так доброжелательно, как бы этого хотелось…
Именно поэтому так часто возникают вопросы у родителей первоклассников: Почему ребенок в скором времени теряет интерес к обучению в школе? Почему он порой и вовсе замыкается в себе и отказывается посещать образовательное учреждение? Хороший ли учитель «достался» их ребенку? Какие методы он использует в своей работе и какое настроение он создает у ребенка на уроке и вне его?
Считаем, что выбор учителем методов и форм работы с первоклассниками играет первостепенную роль для формирования интереса учеников к учебе, а так же предпосылок к успешной адаптации.
Адаптация к школе — это привыкание к новым условиям, которые каждый ребенок переживает и осознает по-своему. В норме период адаптации длится 6–7 недель [3]. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что адаптация первоклассника к школе будет проходить более успешно, если педагог обеспечит ситуацию успеха и самореализации. В. А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения [5]. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Успех в учении — это единственный источник внутренних сил и желания к достижению новых знаний. С педагогической точки зрения ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Когда ученик переживает ситуацию успеха, у него повышается мотивация учения, он чувствует удовлетворение от учебной деятельности. Ощущая себя успешным, первоклассник приобретает значимость в глазах сверстников, уверенность в своих действиях, снимает состояние тревожности и страха перед публичными выступлениями и др., тем самым успешнее проходя адаптацию к школьному обучению [2].
Существует различные приемы, которые помогают создавать ситуацию успеха при обучении в школе. Одним из таких «приемов» выступает дифференциация обучения, главным признаком которой является создание разноуровневых групп обучающихся с определенной целью. Данный подход базируется на различиях в задатках и способностях младших школьников. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность обучающимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в своих силах [1].
Еще одним действенным педагогическим приемом создания ситуации успеха выступает предоставленная ученикам возможность выбора предоставлять ему свои знания для оценки учителем или нет. С целью коррекции тревожности по поводу отметки может использоваться прием разделения классной доски на 2 поля: место на сомнение и место на оценку. Ученик самостоятельно выбирает поле, когда идет отвечать к доске, тем самым он сохраняет за собой право предъявлять на оценку только тот материал, который считает хорошо усвоенным. Позитивная поддержка учителя, подбадривание учащихся способствуют формированию у детей уверенности в собственных силах, повышению самооценки, облегчая адаптацию к школьному обучению.
Значительно снизить напряжение, тревожность и неуверенность в своих силах ребенку поможет использование педагогом коллективных форм обучения. Ведь вероятность выполнить работу успешнее будет в паре, нежели по одному. Подобная форма создания ситуации успеха не только снижает эмоциональное напряжение, но еще способствует созданию благоприятного микроклимата в малых группах и сплочению коллектива [6].
Не малую помощь и педагогу, и ученикам окажет акцентирование успехов каждого обучающегося и отслеживание его продвижения в учебной деятельности. Целесообразно с первого класса каждому ученику индивидуально завести папку «Мои успехи и достижения», в которую вкладывать наиболее успешные работы, признанные окружающими. Подобное портфолио следует составлять на протяжении всего обучения в школе. Каждому ученику хочется, чтобы его папка была самой наполненной, поэтому у школьников есть мотив совершенствоваться и становиться успешнее в глазах сверстников.
С целью подтверждения гипотезы о влиянии ситуации успеха на адаптацию первоклассников к обучению, нами был использован проективный тест «Домики» О. А. Ореховой [4].Он позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе. Это, на наш взгляд, поможет сравнить и выяснить, влияет ли создание ситуаций успеха на успешную адаптацию школьников или нет. Тест проводился в двух классах. В одном из них — педагог целенаправленно и систематически создавал ситуации успеха для каждого ребенка в классе, а в другом — учитель не акцентировал на этом внимание, лишь иногда прибегая к охарактеризованным выше «приемам».
Для проведения методики школьникам раздавались листы и цветные карандаши: синего, красного, желтого, зеленого, фиолетового, серого, коричневого и черного цветов. Процедура исследования состояла из 3 заданий. В первом задании перед детьми стояла задача раскрасить 8 прямоугольников любым цветом. Во втором задании детям представлены домики, в которых живут их чувства. Чувства назывались по порядку (счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение) и дети раскрашивали их. В третьем задании — по очереди читались предложения, и первоклассники должны были подобрать соответствующий, по их мнению, этому предложению цвет. Обозначения домиков: 1) цвет твоей души; 2) твое настроение, когда идешь в школу; 3) твое настроение на уроке чтения; 4) на уроке письма; 5) на уроке математики; 6) твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем; 7) твое настроение, когда общаешься с одноклассниками; 8) твое настроение, когда находишься дома; 9) твое настроение, когда делаешь уроки. Процедура обработки методики начинается с первого задания. Чтобы вычислить аутогенную норму, то есть индикатор социального благополучия, нужно вычислить сумму цветов каждого домика, раскрашенного ребенком. Черный цвет — 4 балла, коричневый — 3 балла, серый — 3 балла, фиолетовый — 2 балла, синий — 2 балла, красный — 2 балла, зеленый — 1 балл, желтый — 1 балл. Задания № 2 и № 3 расшифровывают эмоциональную сферу ребенка и дают ориентацию в проблемах адаптации. В задании № 2 в норме считаются основные цвета, негативные — коричневый и черный. Задание № 3 направлено на расшифровку отношения ребенка к себе, школе, учебной деятельности, учителю и одноклассникам. При наличии проблем в какой-либо сфере, ученик раскрашивает домик в негативные цвета.
В исследовании принимали участие первоклассники 1 «А» класса в количестве 21 человека и ученики 1 «Б» класса в количестве 22 человек. Диагностическое исследование проводилось в начале ноября 2015–16 учебного года. Результаты диагностики представлены в нижеследующей таблице.
Таблица 1
Выявление адаптации кучебному процессу упервоклассников
Критерии |
1 «А» (создание ситуаций успеха),% |
1 «Б» (традиционная система обучения),% |
Физиологический компонент адаптации |
|
1 «А» |
1 «Б» |
|||
Аутогенная норма
|
Больше 20 баллов — 5 человек (23,5 %) От 10 до 18 баллов — 9 человек (42,3 %) Менее 10 баллов — 7 человек (32,9 %) |
Больше 20 баллов — 8 человек (36 %) От 10 до 18 баллов — 9 человек (40,5 %) Менее 10 баллов — 5 человек (22,5 %) |
достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме) — 19 человек (89,3 %) частичный или недостаточный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс, заболевания в период адаптации) — 2 человека (9,4 %) |
достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме) — 16 человек (72 %) частичный или недостаточный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс, заболевания в период адаптации) — 6 человек (27 %) |
Эмоциональная сфера |
У 17 человек –позитивные чувства (79,9 %) У 4 человек –негативные чувства (18,8 %) |
У 14 человек –позитивные чувства (63 %) У 7 человек –негативные чувства (31,5 %) |
||
Отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю, одноклассникам |
15 человек с положительным отношением к школе (70,5 %) 4 человека с амбивалентным отношением (18,8 %) 2 человека с негативным отношением (9,4 %) |
11 человек с положительным отношением к школе (49,5 %) 5 человека с амбивалентным отношением (22,5 %) 4 человека с негативным отношением (18 %) |
||
По результатам диагностики среди учеников 1 «А» класса только у 5 человек (23,5 %) имеются трудности и переживания и лишь у 2 человек (9,4 %) негативное отношение к школе. А среди учеников 1 «Б» класса плохое настроение и трудности имеют уже 8 человек (36 %) и 4 человека (18 %) настроены негативно по отношению к школьному обучению. Число не адаптировавшихся или частично адаптировавшихся учеников в 1 «А» классе было значительно ниже, чем в 1 «Б» классе. В классе, в котором ситуации успеха создавались целенаправленно, уровень аутогенной нормы, эмоционального состояния и в целом отношение к школе, учителю и сверстникам, значительно отличается от класса, в котором использовались с традиционные методы и приемы работы, в положительную сторону.
Отсюда можно сделать вывод, что в классе, в котором учитель целенаправленно и систематически создавал ситуации успеха для каждого первоклассника, уровень успешной адаптации выше, чем в классе, в котором подобная работа проводилась бессистемно.
Таким образом, создание ситуации успеха — это не только метод, делающий урок интереснее, разнообразнее, повышающий самооценку, создающий уверенность в своих силах, улучшающий взаимоотношения в классе, но и — предпосылка успешной адаптации младших школьников к обучению. Создание ситуации успеха помогает решить ребенку многие личностные трудности: застенчивость, неуверенность в себе, помогает улучшить отношение к обучению в школе, учителю, выстроить положительные взаимоотношения со сверстниками и создать оптимистичный настрой на будущее.
Литература:
- Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. М.: «Политиздат», 1989.- 355 с.
- Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:«Просвещение», 1991.- 169 с.
- Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. Беличевой С. А. Консорциум “Социальное здоровье России”, М.,1995.-182 с.
- Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.- 176 с.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — К.: Рад. шк., 1988.- 272 с.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М.: «Педагогика», 1974.- 569 с.