Профилактика рисков и опасностей при переходе учащихся из начальной школы в среднюю | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 11.06.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Буйлова, П. В. Профилактика рисков и опасностей при переходе учащихся из начальной школы в среднюю / П. В. Буйлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 447-449. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115513/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье рассматриваются следующие проблемы: причины возникновения трудностей во время адаптации ко всему новому в другом школьном звене у учащихся, возможные кризисные ситуации, а также помощь, которую могут оказать представители школы и, конечно же, родители.

Подвергаются анализу предшествующие причины возникновения психологических проблем у пятиклассников, таких как тревога, неуверенность в себе и снижение качества учебного процесса.

Результатами этого исследования являются разъяснение причин и рекомендации педагогам, психологам и родителям по успешной адаптации школьников в этот переходный период.

Ключевые слова: помощь, адаптация, среднее звено, учащийся.

Жизненный цикл человека беспрерывно связан с различными адаптационными обстоятельствами, которые происходят с самого раннего возраста. Для начала, стоит дать определение слову «адаптация». Это особый временной отрезок приспособления каждого человека к принятым нормам и условиям, которые возникли в отдельном кругу людей. Психологи уверяют, что лишь единицы способны сразу включиться в работу в новых условиях, не испытывая стресс и неудобства. [5] При этом, большинству людей понадобится длительное время, чтобы привыкнуть к новым обстоятельствам и условиям. Специальную и крайне важную роль занимает период адаптации учащихся.

Успех в учебе и становлении личности в большей степени зависит от нескольких факторов, 1 — приятное и спокойное времяпровождение в стенах школы; 2 — результативность обладания учебными умениями; 3 — физический и ментальный комфорт.

В нынешней социализации форма воспитания воздействует на поступки учеников в социуме, способных в отсутствии трудностей реализовывать собственные креативные возможности, волноваться за положение индивидуальной самореализации, а также самоутверждения. В данной взаимосвязи пред учителями и специалистами по психологии организации общего образования возникает цель грамотно осуществить, а также прийти на помощь в адаптационный период учащихся. Специалистам не всегда удается должным образом посвятить строго отведённое время для адаптации школьников, которые переходят из младшего звена в среднее. Однако подобную проблему можно решить при помощи определенных подходящих по возрасту игр, обучений, занятий и заинтересованности педагога-психолога, родителей, педагогов. Нередко, сложности в адаптации возникают при изменении, а также усложнении требований к новоиспеченному пятикласснику. К этому относится способность обосновывать свой ответ и мнение по заданному вопросу, анализировать информацию, развивать красноречие, умение одновременно рассуждать на разные темы и пр. Немаловажно и наличие положительной учебной мотивации. [1, с. 624] Младшие школьники замотивированы получением высокой оценки и поощрением, например, от педагога или родителей. В то время, как учащиеся пятого класса находятся на этапе физических и психологических изменений, когда требуется развивать навык усидчивости, сосредотачиваться на менее интересном задании или предмете для того, чтобы получить хороший результат в будущем, а не сиюминутно, в отличии от школьников младшего звена. Часто появляющиеся у учащихся 5-х классов негативные явления (дисциплинарные проблемы, резкое падение интереса к учению, рост тревожности, дезориентация в жизненных ситуациях) — это не типичные признаки возрастного кризиса подросткового возраста, а следствие образовательного кризиса. [6, с. 19–34]

Мы видели, что единственным воспитателем, способным образовать новые реакции в организме, является собственный опыт организма. Только та связь остается для него действительной, которая была дана в личном опыте. Вот почему личный опыт воспитанника делается основной базой педагогической работы. [4, с. 51] При помощи усвоения новых знаний и навыков умственные способности переходят на новый уровень. В этот момент происходят изменения и в психологических аспектах.

Так, можно выделить некоторые позиции педагогической помощи:

— важно учитывать особенности любого ребенка при взаимодействии, обучении, чтобы помочь ему успешно развиваться и раскрывать свой потенциал;

— необходимо обращать внимание на культуру и социальный опыт, которым наделен тот или иной ребенок;

— каждый ребёнок использует собственные приёмы и формы познавательной, интеллектуальной деятельности. [3, с. 52–54]

Психолого-педагогическая помощь может быть реализована в случае, если учащийся готов стать так называемыми «партерами» с классным руководителем или педагогом-психологом.

Профилактика рисков и опасностей при переходе в пятый класс может включать в себя: проведение психологических тестов и тренингов; личную беседу со школьным психологом, совместные консультации между родителями и ребенком (при необходимости), ведение листа педагогических наблюдений. Создавать доверительные взаимоотношения нужно с начала перехода ребенка в пятый класс, поскольку именно в этот период возможно заложить хороший фундамент для дальнейшей коммуникации с учениками. Это можно сделать во время классного часа, уроков, как говорилось ранее — тренингах и групповой активности. При выполнении данных условий учащийся будет чувствовать себя более раскрепощенно, открыто говорить о своей позиции и отвечать на вопросы педагога, снизится или минимизируется тревога, апатия и плохое самочувствие, которое является симптомом волнения и неуверенности в себе.

Феномен тревожности был впервые описан З. Фрейдом в качестве функции Эго-сигнала, предвещающего угрозу и дающего возможность человеку отреагировать в опасной ситуации наиболее адекватным, соответствующим способом. Тревожность, по мнению Фрейда, представляет собой эмоциональное переживание негативного характера. Оно сопровождается специфическим чувством неприятного, ощущением надвигающейся опасности (реальной или воображаемой) и различными соматическими реакциями. [2, с. 112–117]

Можно выделить некоторые меры, которые помогут уменьшить тревожность и иные психологические нагрузки для школьников. Так, в начале учебного времени стоит проводить ознакомительный показ средней школы, рассказать пятиклассникам о месторасположении учебных кабинетов и иных помещениях, этого периода школьники вступают в иную, уже взрослую школьную жизнь. Перед ними открываются новые обязанности, например, теперь им необходимо следить за чистотой закрепленного за ними класса, отвечать особым требованиям и некоторое другое; не стоит задерживать учащихся после звонка, это может вызвать у них отклонение от ранее сказанным им нормам (в случае необходимости педагогу стоит объяснить, по какой причине он задерживает детей). При адаптации детей нужно рассказать им о важных вещах, которые будут с них спрашивать (ведение дневника, внешний вид и др.). В дополнение к этому, предпочтительно помочь обменяться контактами между учащимися и их родителями.

Выполнение данных обстоятельств поспособствует развитию хороших обстоятельств преодоления временных проблем адаптации, которые появляются у большинства ребят при переходе из начального звена в среднее.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология, — М.: Просвещение. -2000. -с. 624
  2. Беляева Л. Ю., Чаткина С. Н. Оптимизация тревожности младших школьников в процессе тренинговых занятий // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. — 2016. — С. 112–117.
  3. Бобрикова, Л. Г. Профилактика нарушений адаптации в 5 классе / Л. Г. Бобрикова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 52–54.
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология, Москва: Педагогика-пресс, 1999. –с. 51
  5. Ластовский Г. А., Козлова Л. А., Немыкина М. В. Проблемы адаптации младшего школьника при переходе в среднее звено // Инновационная наука. 2022. № 12–2.
  6. Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема. Вопросы психологии, № 5, 2001, с. 19–34
Основные термины (генерируются автоматически): класс, младшее звено, педагог, родитель, учащийся.


Похожие статьи

Задать вопрос