Всякий поэт по природе своей — творец, и все то, что он творит, является выражением его собственной личности, мировоззрения, душевных порывов и терзаний. Кроме того, любой творец как личность творческая — многогранен, и нам непросто понять его мысли, мотивы тех или иных его поступков. Таким образом, изучение литературного творчества поэта помогает лучше понять его индивидуальные особенности. Творчество Сергея Есенина является, пожалуй, одним из наиболее интересных для изучения. Поэт рано ушел из жизни, однако оставил после себя богатое литературное наследие, разноплановое по тематике и стилистике. Есенин писал о любви и ненависти, о встречах и расставаниях, о деревне и городе, о непостижимой русской душе и столь же непостижимой русской природе, рассуждал о судьбе народа и пытался разгадать собственную судьбу. Лирика и проза последнего поэта деревни являет собой благодатный и богатый материал для исследования как литературоведов, так и лингвистов, чем объясняется актуальность нашей исследовательской работы. Следует отметить также, что, несмотря на всестороннюю изученность творчества Сергея Александровича, мотивы пути и странничества в лирике Есенина изучены недостаточно глубоко, что также объясняет актуальность нашей исследовательской работы.
Цель нашего исследования — изучить мотивы странничества и пути в ранней лирике Сергей Александровича Есенина. Из обозначенной цели вытекают задачи нашего исследования: проанализировать раннюю лирику Сергея Есенина на предмет заявленного исследования, описать и систематизировать изученный материал, сделать соответствующие выводы.
Темы пути и странничества воссоздаются Сергеем Александровичем в его стихотворениях во множестве различных образных модификаций, что формирует целую систему, охватывающую большую часть лирики.
Одно из первых опубликованных стихотворений Есенина, в котором впервые зазвучал мотив странничества, было «Дымом половодье…» 1910 года. В этом стихотворении лирических герой покидает родной край, уезжает с легким светлым чувством. Здесь нет пока печальных мотивов, характерных для более позднего творчества поэта. В стихотворении нет прямых указаний на настроение лирического героя, он едет «…на баркасе», спокойно смотрит на удаляющийся пейзаж, который кажется ему в этот момент старым и умирающим. Такой вывод мы делаем, проанализировав эпитеты, которые использует автор, описывая пейзаж: заунывный карк, черная кухарка (имеется в виду ворона), синий мрак. В двух последних строках лирический герой говорит, обращаясь к покинутому краю: «Помолюсь украдкой за твою судьбу» [1, с.40]. Лирический герой оставляет привычный маленький мирок и с надеждой на светлое будущее двигается в сторону «большой земли».
Схожее настроение мы находим в стихотворении «Пороша» (1914г). Открывается оно строкой — «Еду. Тихо. Слышны звоны»..., дальше мы глазами лирического героя видим открывшийся ему очаровывающий зимний пейзаж. В этом произведении нет образа пути, это скорее стихотворение-картинка, застывшая, задремавшая, даже омертвелая. Ощущение динамики возвращается к читателю лишь в конце стихотворения, с последними строками: «Бесконечная дорога убегает лентой вдаль»... [2, с.30], но даже эта дорога кажется абстрактной нарисованной частью всего пейзажа. Мотивов пути или странствия как такового тут нет, есть лирический герой-путешественник, начисто забывший о дороге, зачарованный пейзажем зимнего леса, сквозь который пролегает его путь.
Вообще в своих стихотворениях Сергей Есенин часто, говоря о дороге, поэтизирует ее, употребляет ласкательные выражения и эпитеты: "...не чужда тропинка»... («Тебе одной плету венок»,1915);"...тропинкой кривенькой»... (По селу тропинкой кривенькой», 1914).
Однако, следует отметить, что в своей ранней лирике поэт, когда описывает городские дороги, либо путь из села в город, рисует, как правило, пейзажи непривлекательные, используя соответствующие эпитеты: "...еду грязною дорогой с вокзала/ Вдалеке от родимых полян» («Туча кружево в роще связала, 1915) [1, с.39], «Еду на баркасе»... («Дымом половодье, 1910) [1, с.40],
В некоторых ранних стихотворениях Сергея Есенина, таких как «Шел господь пытать людей в любови» (1914), «По дороге идут богомолки»... (1914), «Калики» (1910), мотив дороги тесно связан с образом странствующего монаха, монашки, богомольца. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Так, в стихотворении «По дороге идут богомолки» читатель глазами лирического героя видит, как деревенские женщины идут молиться в церковь. В стихотворении «Калики» Есенин рассказывает читателям о каликах, странниках, которые, не имея дома, бродят по всей России от дома к дому, от деревни к деревне, читают молитвы, поют песни, посвященные Богу и Иисусу. Однако в этом стихотворении Есенин говорит о каликах с явной иронией:
Пробиралися странники по полю,
Пели стих о сладчайшем Иисусе.
Мимо клячи с поклажею топали
Подпевали горластые гуси. [1, стр.43]
Очевидно, что калики, их образ жизни и их страх перед Богом вызывают у лирического героя насмешку, как и мысль об отлучении от всех благ для посвящения себя служению церкви и Богу. Однако в другом своем более позднем стихотворении Есенин уже рассуждает иначе в стихотворении «Я странник убогий», где лирический герой сам себя называет бездомным странником, единственная отрада которого — путешествовать по миру и петь перед людьми славу Иисусу. В стихотворении «Наша вера не погасла» (1915) поэт говорит от лица лирического героя, верного православной вере и русской земле. В этом стихотворении дорога — это жизненный путь всякого русского человека, путь трудный, омытый слезами и горестями, однако ведущий в лучшую жизнь. Стоит отметить, что одной из трудностей земного пути, препятствующей движению к лучшему светлому миру, "...к раю» [2, с.74] лирический герой называет "...палаты из церковных кирпичей»... [2,с.74]. В этом стихотворении появляется новое понимание дороги — она есть истинный путь к Богу, не в метафорическом смысле. Дорога — собственно дорога, путь — собственно путь, и странничество, таким образом, — простейший способ познать себя и Бога, а прозябание в храмах и корпение над книгами — не более чем самообман.
«Наша вера не погасла» — не единственное стихотворение, где тема дороги связана с темой Родины, ср: «На плетнях весят баранки» (1915)
Одним из важнейших для изучения мотива странничества у Есенина является написанное им в 1914 году стихотворение «Пойду в скуфье смиренным иноком». Лирический герой делится с читателем своим желанием бросить все мирские дела и заботы и отправиться в странничество по миру. С первой же строки он заявляет — «Пойду в скуфье смиренным иноком»..., не хочу, не мечтаю, а именно «пойду». Возможно, лирический герой пытался сказать, что странничество это ждет его уже не в земной жизни, а в загробной, и что оно неизбежно не только для него, но и для всех других живущих на этой земле.
В следующей строфе лирический герой рассуждает о будущем своем пути. Автор использует глагол «хочу» — «Хочу концы земли измерить/ Доверясь призрачной звезде»... [1, с.46], поэтому мы можем говорить не о неизбежности, а именно о желании лирического героя отправиться странствовать по миру, отдавшись во власть неизвестности, року. В странничестве он видит не страшную участь, а возможность познать мир, увидеть природу и восхититься ею, но самое главное — "...в счастье ближнего поверить»... [1, с.46]. Счастье это, по мнению лирического героя, заключается в том, чтобы бросить мирские дела и богатства и начать путешествовать по миру налегке безо всякой цели — проще говоря, отправиться в странничество. Таким образом, в этом стихотворении странничество для лирического героя — и вопрос, и ответ: он желает отправиться в путь без начала и конца, чтобы познать истинное человеческое счастье, а счастьем этим оказывается сам путь.
В этом стихотворении вырисовывается новый образ дороги как человеческой жизни. В другом своем стихотворении, «Край любимый! Сердцу снятся»... (1914г.) Есенин продолжает эту тематику:
Я пришел на эту землю
Чтоб скорей ее покинуть. [1,с.45]
В этом лирическом произведении человеческое существование представляется как длинный путь, и земная жизнь — лишь временное пристанище перед продолжением долгого скитания.
Кроме мотивов пути и странничества в лирических произведениях Сергея Есенина мы находим в стихах мотив бродяжничества: «О край дождей и непогоды» (1916), «Голубень» (1917), «Город» (1915). Странничество у читателя, как правило, вызывает ассоциации с добровольным отречением от благ цивилизованного мира и скитание с целью обрести духовную свободу, счастье; укрепить связь с природой, с родной землей и Богом. Бродяга же — человек, потерявший свое место жизни и дом против своей воли, вынужденный скитаться без права вернуться в родные края. В более поздних стихотворениях Есенина его лирический герой чаще в образе бродяги, чем странника.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
В ранней лирике Сергея Александровича Есенина распространен особый тип лирического героя, покинувшего родной дом и странствующего по земле. В таких стихотворениях дорога либо отрадна для лирического героя, и он предчувствует счастье в конце своего пути, либо она отводит героя дальше и дальше возможности лучшей участи для него.
Дорога, ее внешний вид и качество часто отражает настроение лирического героя. Как правило, в своих стихотворениях Сергей Александрович поэтизирует образ дороги, употребляя соответствующие эпитеты.
Мотивы пути и странничества в стихотворениях Есенина часто связаны с православными образами — каликами, монашками, странствующими богомольцами, и т. п.
Тема дороги в лирике поэта, как правило, связана с темой природы. В некоторых стихотворениях появляется мотив дороги-судьбы.
Лирика Сергея Есенина, вобравшая в себя глубокое и многогранное «я» поэта, дает возможность увидеть и прочувствовать многоплановость образов дороги, пути и странничества. Мотив пути и странничества является, по нашему мнению, одним из стержневых в лирике Есенина, скрепляющих все его творчество.
Литература:
- Есенин С. А. Собрание сочинений: В 2 т. Т.1 Стихотворения. Поэмы / Слово о поэте Ю. В. Бондарева; Сост. вступ. ст. и коммент. Ю. Л. Прокушева. — М.: Сов. Россия: Современник, 1992–480 с.
- Есенин С. А. Собрание сочинений: В 2 т. Т.2. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма / Сост. и коммент. Ю. Л. Прокушева. — М.: Сов. Россия: Современник, 1991–384 с.
- Жизнь Есенина / Сост., вступ. ст. и прим. С. П. Кошечкина. — М.: Правда, 1988. — 608 с.
- Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. / Т. Б. Щепанская. — Москва: «Индрик», 2003. — 528 с.