Важным принципом системы образования в Республике Узбекистан является гуманистический, светский характер обучения и воспитания, а также гуманитаризация и демократизация процесса обучения. Гуманизация образования — это процесс, направленный на развитие интеллектуальных и творческих дарований, способностей личности, проявление её физических и духовных сил. В связи с этим лексика, исследуемая нами в данной статье, отражает актуальные процессы, связанные с вышеуказанными изменениями в системе образования.
В рассматриваемой лексике преобладают имена существительные. Они образуют стержень гуманистического ядра. Все производные (прилагательные, глаголы, наречия) входят в лексику, выражающую гуманистические ценности, но в качестве вторичной системы. Этот иерархический приоритет существительных ценностной лексики объясняется ролью имени существительного в ценностной ориентации человека.
Различные группировки лексики (идеографические, тематические, лексико-семантические и пр.) предполагают и различные типы конкретных описаний. Так, например, в ряде работ используется тематическая классификация лексики, которая выражает гуманистические ценности, основываясь на положении Р.Халлига и В.Вартбурга. Оно заключается в том, что в идеографическом словаре должно найти отражение, по их мнению, то представление о мире, которое характерно для среднего интеллигентного носителя языка. Это представление должно быть основано на донаучных общих понятиях, представляемых в его распоряжение языком.
При выявлении состава тематических групп слов ценностной семантики мы используем компонентный анализ, основанный на выделении компонентов их значений.
Методика компонентного анализа в настоящее время получила широкое признание в лексикологии и считается основным и важным видом лексического анализа. Данный анализ предполагает выявление в значениях слов сем, из которых состоит их содержание. Семная структура слова строится по иерархическому принципу, ее компоненты (семы) неравноправны. Выявление этих компонентов может осуществляться с помощью интуиции, которая подкрепляется семантическими сопоставлениями слова с другими, близкими по значению словами. В результате их сопоставлений осмысливаются семы, различающие их значения. Так, сема «периодичность» в слове журнал может быть выявлена при его сопоставлении по словам «книга» и т. п.
Однако, как указывает Э. В. Кузнецова [2, c.54], исчерпывающее выявление компонентов значения слов таким путем требует много времени и таит в себе опасность ошибок. Эти ошибки могут быть обусловлены тем, что интуиция каждого отдельного исследователя в определенной мере субъективна. В этих условиях логичнее обращение к одноязычным толковым словарям, т. к. в основе таких словарей лежит интуиция лексикографов-профессионалов. Роль словарных материалов общепризнана. По сути дела, определения толковых словарей уже выполнили большую часть работы по разложению содержания на компоненты. В одноязычных словарях при толковании значений с необходимостью объективируются системные связи лексических единиц, потому что определение значений одних слов осуществляется в них посредством других слов того же языка, семантически связанных с первым.
Большое значение для проведения компонентного анализа имеют аналитические определения, которые обычно состоят из двух частей — идентификатора и словарных конкретизаторов. Идентификатор содержит в себе указание на наиболее общие, родовые признаки того понятия, которое выражено в определяемом слове. В содержании определяемого слова всегда имеются конкретные дифференциальные признаки, которые выражаются словарными конкретизаторами.
Лексикографическое описание необходимо рассматривать как первичные материалы, которые нуждаются в анализе. Семантические компоненты значений имеют обобщенный характер. Между тем в словарных определениях могут быть использованы любые слова, любой степени обобщенности, и значения их также состоят из компонентов, которые нуждаются в выявлении.
Компонентный анализ является необходимым этапом, предваряющим анализ системных связей слов в парадигматическом плане, которые проявляются в словесных оппозициях.
Чистота. Нравственная безупречность, честность, правдивость.
Незаурядность-свойство особенного, исключительность.
Уникальность-неповторимость.
Духовный — все относимое к душе человека, вся умственная и нравственная сила его.
Чувства: веселье, жалость, милосердие, сострадание, человеколюбие.
Радость, гордость, удовлетворение.
Восторг, восхищение
Приведем примеры компонентного анализа некоторых слов ценностной семантики.
Деятельность-занятие, работа;
занятие-дело, труд, работа;
дело-труд, работа, занятие;
работа-деятельность, труд;
труд — целенаправленная деятельность человека.
Таким образом, компонентами слова деятельность являются семы «целенаправленный «, «труд», «человека».
Честь — достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности;
уважение — почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств;
гордость — чувство собственного достоинства, самоуважения;
достоинство — совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
Личность — человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо;
Лицо — человек как член общества;
человек — живое существо, обладающее даром мышления и речи;
существо — человек.
Грация — изящество, красота в движениях;
изящество — тонкое и строгое соответствие, соразмерность во всем, отвечающая требованиям художественного вкуса;
соразмерность-соответствие какой-нибудь мере;
соответствие — соотношение между чем-нибудь, выражающее согласованность, равенство в каком-нибудь отношении.
Красота-совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху, все красивое, прекрасное;
красивое — прекрасное;
прекрасное-то, что воплощает красоту.
Качество — то или иное свойство, достоинство;
Достоинство — совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе;
уважение — принцип-убеждение, взгляд на вещи;
убеждение — твердый взгляд на что-нибудь, основанный на какой-нибудь идее.
Любознательность — склонность к приобретению новых знаний, пытливость; пытливость-любознательность;
Знание — постижение действительности сознанием; наука;
Наука — система знаний о закономерностях и развитие природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль этих знаний.
Используя частично результаты компонентного анализа, а также принципы тематической классификации ценностной лексики в работе Л. М. Плехановой, удалось определить, что анализируемую лексику можно распределить на четыре тематические группы:
1. «Нравственные ценности», 2. «Эстетические ценности», 3. «Познавательные и научные ценности», 4. «Религиозные ценности».
I. Тематическая группа «нравственные ценности» слов, которые входят в данную тематическую группу.
Лексика нравственных ценностей подразделяются на подгруппы.
В первую подгруппу входят слова, обозначающие общие понятия морального сознания, служащие для разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. Сюда относятся слова, которые обозначают фундаментальные понятия морали и нравственности.
Благо. Добро, благополучие (высок.).
Добро. Все положительное, хорошее, полезное.
Гуманность. Человечность.
Долг. То же, что и обязанность, необходимость выполнять свои нравственные обязанности.
Нравственный долг. Сознательное и свободное подчинение личности моральному повелению.
Личность. Человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо. Мораль. Правила нравственности, а также сама нравственность.
Нравственность. Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Справедливость. Соответствие человеческих отношений, законов, порядков и т. п. морально-этическим нормам, требованиям.
Совесть. Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения.
Стыд. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка.
Вина. Проступок, преступление.
Честь. Достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.
Достоинство. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
Любовь. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
Счастье. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
Смысл жизни. Наиболее общая, как бы итоговая ценностная позиция человека; цель жизни.
В эту подгруппу вошли словаценностной семантики, обозначающие общие понятия нравственности. Как и все предельно общие понятия, невозможно выразить в одном каком-то определении, например, понятие добра. В этике имеется несколько определений слова «добро». Добро- это то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значительное для жизни индивида и общества. Добро есть то, что позволяет индивиду и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства. Антонимом к слову добро является слово зло. Зло-это то, что разрушает жизнь и благополучие человека.
2. Вторую подгруппу составляет ценностная лексика, обозначающая различные качества, свойства.
Благородство. Великодушие.
Вежливость. Учтивость и уважение в обращении с людьми.
Великодушие. Благородство.
Верность. Стойкость и неизменность в своих чувствах, отношениях, в исполнении обязанностей, долга.
Добродетель (книжн.). Положительное нравственное качество, высокая нравственность.
Доброта. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Жалость. Сострадание, соболезнование, сочувствие при чужой беде.
Милосердие- сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому. Мужество. Храбрость, присутствие духа в опасности.
Незаурядность. Исключительность.
Отвага-смелость, бесстрашие, храбрость.
Преданность. Верность, приверженность и уважение.
Принципиальность. Твердость принципов.
Решительность-твердость в поступках.
Самоотверженность. Готовность пожертвовать своими интересами, собой для блага других.
Самостоятельность. Существование отдельно от других, независимость.
Сострадание. Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Строгость. Требовательность. Взыскательность.
Стабильность. Прочность, устойчивость.
Требовательность. Строгость, требование многого от других.
Храбрость. Мужество и решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностью.
Щедрость. Ценность. Богатство.
Человеколюбие. Любовь к людям, гуманность.
Человечность. Отзывчивость, гуманность.
Честность. Добросовестность.
Таким образом, анализ фактического материала показал, что преимущество и необходимость тематического подхода в изучении лексики, выражающей гуманистические ценности, позволяет установить связь между словами и обозначаемыми или реалиями, т. е. выяснить объём значения слова.
Литература:
- Апресян Ю. Д. Избранные труды в 2т. Т.2. Интегральное описание языка и системная лексикография. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.
- Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. — М.: Высшая школа, 1982.