Историко-педагогический анализ понятия «нравственные ценности» в системе образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (152) май 2017 г.

Дата публикации: 07.05.2017

Статья просмотрена: 1016 раз

Библиографическое описание:

Бояринова, С. С. Историко-педагогический анализ понятия «нравственные ценности» в системе образования / С. С. Бояринова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43105/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время, как и во все предыдущие этапы человечества, одним из ключевых понятий было «воспитание», в процессе которого воспитанниками осваивались нравственные ценности. Нравственные ценности позволяют ребенку самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять реальные перспективы своего развития, а также прогнозировать возможные пути развития и средства их реализации. Нравственные ценности позволяют не только развивать конкретного ребенка, человека, но и способствуют развитию общества.

Нравственные ценностиэто важный компонент человеческой культуры наряду с нормами и идеалами [1].

С педагогической точки зрения ценности, в том числе и нравственные, рассматривается как психолого-педагогическое образование, в основе которого отношение воспитуемого к самому себе и окружающей среде. В образовательном процессе ценностные ориентации выступают в качестве объекта деятельности воспитателя и воспитанников.

Впервые о ценностях заговорил Сократ, воздвигнув их в центр своей философии, выраженной вопросом «что есть благо?». Благо есть реализованная ценность — полезность и рассматривал их как две стороны одной и той же медали.

В античной и средневековой философии ценности стали рассматриваться в философии бытия: полнота бытия рассматривалась как абсолютная ценность для человека, выражающая одновременно этические и эстетические идеалы.

В концепции Платона «Единое» или «Благо» отожествлялось Бытию, Добру и Красоте. Такой же трактовки относительно природы ценностей придерживалась вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля.

При изучении исторических эпох первобытного мира, древнего мира (античности), средних веков, эпохи Возрождения, нового времени, эпохи Просвещения, новейшего времени, можно выделить основные ценности данной эпохи. В первобытном мире ориентировались, что помогло составить данную таблицу:

Таблица 1

Соотношение исторических эпох идоминирующих ценностей

Эпоха

Главенствующие ценности

Первобытный мир

Материальные ценности, мистические, зарождение духовных

Древний мир

(античность)

Этические и эстетические ценности, а также мистические (многобожие)

Средние века

Религиозные ценности

Эпоха Возрождения

Эстетические ценности

Новое Время

Социальные ценности

Эпоха Просвещение

Интеллектуальные и эстетические ценности.

Новейшее время

Социальные ценности

В XX веке ценности стали изучать более подробно. Различные ученые приводили свои классификации ценностей. Проведенный анализ исследований Г. Риккерта, В. П. Тугаринова, В. Ф. Сержантов, А. Маслоу, Г. Мюнстерберга, М. Шелера, Б. Ерасова в области аксиологии (наука, изучающая ценности, их сущность, типы и виды ценностей, их происхождение, также место ценностей в современном мире, взаимосвязь ценностей) позволил выделить следующие группы ценности:

Г. Риккерт, один из родоначальников аксиологии, выделил такие группы ценностей: логические (в научных достижениях), эстетические (в произведениях искусства), мистические (в культах), религиозные, нравственные, личностные [3].

В. П. Тугаринов в свою очередь выделяет: духовные (образование, искусство и наука); социально-политические (справедливость, воля, равность и братство); материальные (различные виды материальных благ, техника).

В. Ф. Сержантов выделил всего две группы ценностей: материальные (орудия труда и способы выполнения) и духовные, которые включают в себя политические, моральные, этические, религиозные, правовые и философские.

А. Маслоу тоже выделил всего две группы ценностей: бытия (Б-ценности), т. е. высшие, характерные для личности, которая самоактуализируется (ценности красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости и т. д.) и дефицитные (Д-ценности), т. е. низшие, направленные на удовлетворение потребности, которая была фрустрирована (такие ценности как сон, безопасность, зависимость, спокойствие и т. п.)

Г. Мюнстерберг выделил ценности жизненные (например, любовь, счастье) и культурные (например, поэзию, музыку), а в каждом из этих типов — логические, эстетические, этические и метафизические ценности.

М. Шелер выстроил иерархия ценностей (от низшей к высшей):

‒ чувственные («приятное»),

‒ жизненные, или витальные («благородное»),

‒ духовные и эстетические («прекрасное»),

‒ морально-правовые («справедливое»), гносеологические («истинное»), религиозные («святое») [3].

Б. Ерасов выделил ценности витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т. д.); социальные (семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр.); политические (гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.); моральные (добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и т. п.); религиозные (Бог, Священное Писание, вера и пр.); эстетические (красота, стиль, гармония и др.) [3]

Болгарский исследователь В. Момов разделяет ценности на существующие (актуальные), целевые (желаемые) и возможные. На основе этого выделяет иерархию: ценности-цели, ценности-идеалы, ценности-желания и ценности должного.

Также выделена классификация, обусловленная человеческой практикой, потребностями и интересами людей, которая включала ценности:

Нравственные ценности — нравственные предпочтения, формирующиеся в отношениях человека с окружающим миром и отражающие его интересы, потребности, мотивы [2].

Интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) — это продукты деятельности, выраженный знаниями.

Социальные ценность — выражаются в действиях как данного индивида (власть, признание, уважение, моральные ценности и аффективность).

Эстетические ценности — это ценности образного постижения мира в процессе любой деятельности человека (прежде всего в искусстве), основанная на законах красоты и совершенства.

Валеологические ценности — ценность ведения здорового образа жизни, спорта.

Материальные ценности — это ценностное значение природных объектов и предметных ценностей (средства труда и вещи).

Духовные (субъективные) ценности — это система религиозных, этических и эстетических ценностей отдельного человека или всего общества. К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправомерном, о смысле истории и предназначении человека и т. д.

Социально-политические ценности — это ценностное значение социальные и политические явления, событий, политических актов и действий.

Нравственные и духовные ценности относятся к высшим общечеловеческие ценности, с определяющими категориями добра и совести [4].

Базовые источники нравственности (национальных ценностей) из национальной жизни являются: государство (Россия), многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Т. е. это такие области общественных отношений, деятельности и сознания, которые позволят человеку противостоять разрушительному влиянию и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Литература:

  1. Асташова Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика, 2002, № 8.
  2. Громова Л. А.. Этика управления: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 183 с., 2007
  3. Кувакин В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). — СПб.: «Алетейя», М.: «Логос», 1998. — 360 с.
  4. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учеб.для студ. пед. вузов: в 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания/ И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 575 с..
Основные термины (генерируются автоматически): ценность, группа ценностей, первобытный мир, время, древний мир, духовная, ценностное значение, эпоха, эпоха Возрождения.


Похожие статьи

Историко-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников в педагогической теории и практике

Эволюция понятия «клубная деятельность» в историко-педагогическом процессе

Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе

Формирование системы демографических понятий в школьном курсе географии

Структурный взгляд к концепции фольклора в процессе изучения иностранных языков

Функции и феноменология управления в системе педагогического знания

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

Анализ теоретических подходов к понятию кризиса в социально-экономической системе

К вопросу об актуальности проблем современного образования: анализ российского и зарубежного опыта

К вопросу о формировании культуры экологической безопасности (на примере Узбекистана)

Похожие статьи

Историко-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников в педагогической теории и практике

Эволюция понятия «клубная деятельность» в историко-педагогическом процессе

Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе

Формирование системы демографических понятий в школьном курсе географии

Структурный взгляд к концепции фольклора в процессе изучения иностранных языков

Функции и феноменология управления в системе педагогического знания

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

Анализ теоретических подходов к понятию кризиса в социально-экономической системе

К вопросу об актуальности проблем современного образования: анализ российского и зарубежного опыта

К вопросу о формировании культуры экологической безопасности (на примере Узбекистана)

Задать вопрос