В статье освещены философские проблемы современной теологии и отношения между философией и религией. Проанализированы сходства и некоторые проблемы современной Восточной и Западной философской теологии. Также освещено прежнее отношение к философской теологии. Во второй половине ХХ века положение изменяется по отношению к философской теологии, что отражено в статье.
В человеческой истории каждая существующая религия имеет свои исповедники, которые являются неотъемлемыми частями духовного мира человечества. Потому что первичные примитивные религиозные веры постепенно развивались. Поэтому религия выполняет дополнительные, поддерживающие, связывающие, дисциплинирующие, контролирующие, соединительные, законодательные функции и призывает людей к любви и доброте. Люди всегда чувствовали потребность в религиозной вере и ставя верность ей выше всего, соединялись вокруг нее и жили как одно целое.
Чтобы прокомментировать вышесказанное, вспомним слова Бенедикта Спинозы: «Если бы бог не существовал, то мы бы создали его сами». Потому что у человека всегда имелась потребность к религии, а значит к богу. Известно, что с появлением человечества люди стремились познать бога. Известно, что в каждой религии говорится о существовании бога, с давних времен эта тема является актуальной для философов. В результате решения этих проблем философская теология быстро развивалась. В результате это привело к возникновению философско-теологических школ. Впоследствии можно выделить такие главные направления как: теизм, деизм и пантеизм. Заведя речь о философской теологии, изначально мы должны иметь понятие о теологии, которая является основой религиозной философии. Теология (от лат. theo-бог, logos-учение) — это учение о боге[1]. Бог — это система зашиты и религиозное учение о качествах и его особенностях. Теология изучает нормы комплексов, доказывает истинность принципов со стороны определенной религии и образа жизни богословов. В средние века теологи участвовали в управлении обществом и государством, что выразилось в теократической форме правления. Она представляла собой единую систему, которая вмещала в себя все виды культуры, науки, философии, а также этики.
Теология всегда существовала во взаимосвязи с философией. До конца средних веков философия совместилась с ней. Крупные философы своего времени, такие как Фома Аквинский и Р. Бультман, также являлись крупными теологами. Доказательством этого может быть, в частности, основатель современной католической религии Фома Аквинский. В мире Ислама можно выделить два вида отношения к философии: если представители таких религиозных школ как мутазалиты и исмаилиты, отрицали занятия философией, то такие, как Имам Газали и другие ученые хотели помирить философию и калам[2].
Представители современной восточной философии Мухаммад Хусейн Табатабаи и Муртаза Мутахарри утверждали, что философия занимает важное место в современном религиоведении. Чуть позже развитие свободы мыслей в западном и восточном мире привело теологию к статусу части философской науки.
В европейской среде в результате критического отношения к теологии философов Ф.Ницше и З.Фрейда появилась философская теология, т. е. религиозная философия. Также в современной западной философии возникло такое направление, как экзистенциализм, представители которого в каком-то смысле хотели объяснить сущность теологии через процесс отчуждения человека от жизни.
Основной задачей философской теологии является религиозно-философская основа бытия, исходящие из него свобода выбора, случайность и необходимость, а также споры о качествах бога.
В общем смысле, философская теология вместе со всеми суждениями о качествах бога и его существовании основывается на философской точке зрения. Для того, чтобы осуществлять эти задачи во-первых, надо доказать существование бога, во-вторых, по возможности определить природа бога, в-третьих, решить задачу отношений Бога-мира и Бога-человека[3].
Можно сделать вывод, что основной задачей философской теологии является философская характеристика бога, анализ его природы и сущности с точки зрения философии. Данное направление возникло, с одной стороны, в противовес суждениям представителей клерикального круга, которые принимали без доказательств существование бога, с другой стороны, в противовес суждениям философов.
Если в средние века в Европе деятельность представителей свободомыслия является примером первой категории, то возникновение учение калама в мире ислама является примером второй категории.
Как бы то ни было, данное направление религиозной философии не изучено в среднеазиатском религиоведении и можно утверждать, что в данной сфере необходимо глубокое исследование.
В западной философии «философская теология» считается привнесенным термином. В течение ХХ века философская теология не воспринималась серьезно ни со стороны философов, ни со стороны теологов. Философы критиковали философскую теологию, так как в ней не хватало философского качества. Теологи, которые были заняты доказательствами на аналитической основе и анализом важных проблем религиозного мышления, связанных с интеграцией социальной жизни в нынешнем веке, не обращали внимания на философскую теологию.
В конце ХХ века положение изменилось. Философы, имеющие повышенную методологическую квалификацию, начали движения философского характера по вопросам теологии. За короткое время на Западе повысился интерес к философской теологии, показавший, что есть потребность в серьезном отношении к религии.
Допустим, некоторые ученые в нынешнем веке оценивали религию, как явление, противоречащее научной картине мира. Люди, которые отреклись от церкви, вернулись к его объятиям. Но проблемы отношения к религии до сих пор не нашли своего решения. Внутренние западные несторианские проблемы считаются религиозными проблемами.
Некоторые исследователи утверждают, что исламская религия защищена от причины отрицание от несторианства. Например, одной из самых важных дисциплин несторианства считается троица. Теологи со средних веков принимали это учение как веру. Они оценивали эту веру, как несоответствующую мерам разума. Современные теологи позиционируют данный постулат, как не относящийся к разумной основе.
Религиозные философы современности Питер ван Инваген и Томас Морис старались по-философски обосновать рациональные доказательства этой доктрины. Это показывает, что взгляды просветителя Табатабаи являются обоснованными. В произведении просветителя «Тафсир аль-Мизан», которое содержит комментарии к Корану, представлено, что учение о троице не является обоснованным, обсуждены вопросы необходимости категорической защиты веры в единобожие. Хусайн Техроний собрал мысли просветителя, касающиеся прежних вопросов, и изложил в своем произведении «Мехри Табон». Его взгляды содержат рационализм, характерный для исламской теологии, указаны противоположности между направлениями иррационалистического течения, характерные для современной несторианской теологии и рационализмом исламской теологии [4].
Эти направления несторианской теологии не давали обоснования чудесам, а классифицировали ложными фактами. Произведение Табатабаи, посвященное исламскому мистицизму, показывает интерес просветителя к настоящему мистицизму. Просветитель высоко оценивает исламский мистицизм, несмотря на ложные противоречия, он имеет рационалистический характер. Таким образом, произведение Табатабаи является образцом не только исламской, но и современной и рационалистической теологии, а также является образцом рационалистического мистицизма.
Невозможно оценить значение произведения исследователя Табатабаи, который привык искать оригинальные элементы западной философии.
Просветитель Табатабаи является защитником школы размышления Мулла Садро, основанной на трансцендентальной философии. В какой мере Фома Аквинский повлиял на католическую теологию, в такой же мере повлияла философия Садро на современную теологию шиитов. Мысли и понятия, которые имеют значение в философской теологии Табатабаи, можно встретить в произведениях Мулла Садро и Насриддина Туси. Это означает, что теология Табатабаи формировалась в соответствии с взглядами и традициями, прежде утвержденными просветителями.
В современной западной теологии, так же как и в теологии просветителя Табатабаи, используются точные определения и дедуктивные доказательства, также существуют отличительные стороны и грани между двумя отношениями. Эти стороны традиционного анализа английско-американской теологии представляются в логических взглядах Ибн Сина, в традиции шиитов, и отрицании его влияния на исламскую философию. Но аналитическая философия и интуитивное познание категорически отличаются, который можно было принимать без доказательства в исламской философии. По мнению западного исследователя исламской философии, при категорическом отрицании, основанном на неправильных доказательствах, не допускается давать волю чувствам, и в некоторых случаях необходимо подыскать материалы для изучения, основанного на фундаментальной рациональной интуиции, не соответствующей современным западным гипотезам.
Литература:
- А. А. Грцанов, Г. В. Синило. Религия: Энциклопедия / Сост. И общ. Ред.. — Мн.: Книжный дом, 2007. Б. 822.
- Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков|, и др.; Основы религиоведения Учеб./ Под ред. И. Н.Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994. Ст. 221–223.
- Ю. А. Кимелев. Философия религии: Систематический очерк. Москва: Издательский Дом «NotaBene», 1998. Ст. 177.
- М.Легенгаузен «Современные вопросы исламской мысли» http:// www.islamfond@gmail.com