Психологическая хКонкурентные позицииарактеристика личности дошкольника в аспекте социально-личностного развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (11) ноябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 564 раза

Библиографическое описание:

Севостьянова, Е. О. Психологическая хКонкурентные позицииарактеристика личности дошкольника в аспекте социально-личностного развития / Е. О. Севостьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 252-256. — URL: https://moluch.ru/archive/11/835/ (дата обращения: 19.11.2024).

Обобщая определения понятия «личность», можно сказать, что под личностью традиционно понимается синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида. Эта структура определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.  [12, с. 388] 

Нами личность рассматривается как социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно - потребностных отношений, опосредствующих взаимодействия субъекта и объекта.

Сущность личности характеризуется объектом и субъектом общественно-исторического процесса, субъектом познания, общения и деятельности. Она проявляется в позиции, взаимоотношениях человека с  людьми, раскрывается в жизненных целях, мотивах и способах поведения. [28, с. 165] 

В психологии личности определяется детерминант, движущие силы и структура: 1) биоцентрический (акцент на преобладание биологических начал); 2)социоцентрический (детерминация личностных образований внешними социальными факторами); 3) интерактивный (детерминация  взаимодействующими внутренними и внешними факторами и собственной активностью субъекта). [19, с. 59] 

Общим во всех теориях личности является направленность - сложное личностное образование, определяющее все поведение. Психологи рассматривают личность как особую самоуправляемую систему, осуществляющую ряд специфических функций: согласование побуждений; вызов, задержка процессов, действий, поступков; переключение психической деятельности; ускорение или замедление психической деятельности; контроль за ходом деятельности путем сличения намеченной программы с осуществляемыми действиями; координация действий [13, с. 78] 

Для реализации функций, личность должна иметь структуру. Это - совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность. [21, с. 95] 

По мнению З.Фрейда, личность состоит из трех основных систем: ид -  врожденные состояния и инстинкты человека, являющиеся источником психической энергии; эго  - исполнительный орган личности, выступающий посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды, осуществляющий сохранение и воспроизводство организма; суперэго - развивающая система личности, осуществляющая функции совести как морального самоконтроля и репрезентирующая традиционные ценности и идеалы общества.  Личность, функционируя как единое целое, включает в себя ид (биологическая составляющая), эго (психологическая составляющая),  суперэго (социальная составляющая). [31, с. 210] 

Согласно К. Юнгу, личность состоит из  дифференцированных систем: эго (сознательный ум, центр сознания); личное бессознательное (индивидуальные переживания, подавленные и вытесненные из сферы сознания) и его комплексы («ядро» личного бессознательного, организованная группа чувств и инстинктов); коллективное бессознательное (ведущая система, выступающая в качестве хранилища скрытых воспоминаний, унаследованных от предков); архетипы коллективного бессознательного (универсальные мыслительные формы или идеи, составляющие содержание коллективного бессознательного); установки (интроверсия и экстраверсия); функции (мышление, чувство, ощущение и интуиция); самость (центр всей личности). [34, с. 79] 

Э.Фромм структуру личности определяет как экзистенциальные потребности – это установление связей, в преодолении, в корнях, в идентичности, в системе взглядов и преданности. [32, с. 415] 

По мнению А.Н.Леонтьева, личность возникает лишь в человеческом обществе, а человек начинает свою историю как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями. Поэтому в ее структуру, по мнению автора, не следует включать биологически обусловленные предпосылки человека (темперамент и характер, способности и знания). [16, с. 173] 

В структуру личности входят следующие свойства: определенный комплекс коррелируемых свойств индивида, таких как поло - возрастные, нейродинамические, конституционно-биохимические; динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам; статус и социальные функции - роли; мотивация поведения; ценностные ориентации; структура и динамика отношений. [3, с. 84] 

В структуре личности выделяются мотивационный, интеллектуальный и деятельностный компоненты: Мотивационный компонент направленности личности  - избирательное отношение к действительности. Он включает разные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Одни компоненты доминируют и имеют ведущее значение, а другие выполняют опорную роль. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Интеллектуальный компонент определяет возможности личности и включает систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Деятельностный компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде. [16, с. 189] 

В процессе формирования личности можно выделить два этапа. Первый относится к дошкольному возрасту. Он характеризуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первых подчинений непосредственных побуждений социальным нормам. В дошкольный период ребёнок учится преодолевать собственные непосредственные побуждения. Мотивы социально значимы. [7, с. 48]  

На втором этапе развивается способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов, целей и принципов. Данный этап предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности [7, с. 52].

Д.Б. Эльконин разделил психическое развитие человека на эпохи, состоящие из закономерно связанных между собой двух периодов. Начальный период каждой эпохи характеризуется усвоением задач и развитием мотивационно-потребностной стороны деятельности, а следующий период – усвоением способов деятельности. Каждому периоду соответствует ведущая деятельность: непосредственно-эмоциональное общение (от рождения до 1 года), предметно-манипулятивная деятельность (от 1 года до 3 лет), сюжетно-ролевая игра (от 3 до 7 лет), учеба (от 7 до 12 лет) интимно-личное общение (от 12 до 15 лет), учебно-профессиональная деятельность (от 15 до 17 лет). [33, с.13] 

Л.Ф.Обухова под развитием личности понимает регуляторные и относительно стойкие изменения в организме, мыслительных процессах, эмоциях, формах социального взаимодействия. [22, с. 442] 

По А. В. Петровскому, в качестве предпосылок развития личности выступают потребности, вступающие в противоречие с реальными возможностями их удовлетворения. Развитие личности представлено как процесс вхождения человека в новую социальную общность. [25, с. 496] 

 А. Н. Леонтьев выдвинул предположение об иерархии соподчиненния друг другу мотивов деятельности человека впервые появляющихся в дошкольном возрасте. По выражению А.Н.Леонтьева, - это возраст первоначального фактического складывания личности [17, с. 228] 

Л.И. Божович сформулировала ряд положений, относящихся к центральным психологическим образованиям личности ребенка от 1 года до 17 лет.  Новообразованием первого года являются «мотивирующие представления», превращающие его в субъект деятельности. Образованием в 3 года является «система Я» и «Я сам». У семилетнего ребенка личностное образование сложившаяся внутренняя позиция, связанная с переживанием себя в качестве социального индивида». [18, с. 134]

 На протяжении дошкольного периода развивается новый социализированный уровень психофизиологических функций в индивидной системе с новыми свойствами (произвольность, вербальность, опосредованность) и складываются сложные психические образования. Формирование обусловлено включением ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Происходят качественные изменения поведения: из непосредственного оно становится опосредованным нормами и правилами.

Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Ребенок вступает во взаимодействие с окружающей действительностью, овладевая достижениями человечества. [6, с. 437] 

Взрослые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации. Они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития, определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника. В дошкольном возрасте, считает В.С. [20, с. 318], ребенок, стремясь к реализации своего «Я», в общении с другими людьми широко пользуется идентификацией и обособлением.

Характерную особенность дошкольного детства составляют высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта. Ребенок начинает воспринимать мир через систему мер и ценностей, принятых в обществе, [29, с. 19], и у него формируется «правильное видение мира», закладываются основы детского мировоззрения. [8, с. 452] 

В данном возрасте складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. Его волнуют вопросы личностных взаимоотношений, связей и процессов в мире  людей. Он учится руководствоваться общественными интересами. Появляется игра по правилам. Нравственные чувства постепенно превращаются в устойчивые образования личности.

Эволюция учений о детском развитии шла по пути осмысления влияния социума на развитие ребенка. Ранние теории  рассматривали развитие детей в системе отношений «ребенок - предмет». Современные теории рассматривают психическое развитие детей в системе отношений «ребенок - общество».

Детство понимается как период социокультурной подготовки человека к взрослой жизни полноправного члена общества. Приобщение ребёнка к социальной действительности способствует зарождению общественной и нравственной направленности детской личности. Это период первоначального фактического складывания личности, развития личностных механизмов поведения. [18, с. 130]

На данном этапе происходит постепенная перестройка сознания ребёнка, что зависит от социальной ситуации развития. Она является основным условием личностного развития, которая по словам Л.С.Выготского, выражается в отношении ребенка к окружающей его социальной действительности. [9, с. 500]

В исследованиях А.Н.Леонтьева, Л.С.Выготского, Р.В.Овчаровой, Л.Ф.Обуховой, О.А. Шаграевой и др. отмечается, что социальная ситуация развития - это система отношений ребенка и социальной среды, определяющая содержание, направление процесса развития и формирование его новообразований, которые, в свою очередь, совершенствуют нравственное развитие. Социальная ситуация развития способствует приобретению ребенком из социальной действительности новых свойств личности. [23, с. 37]

Для того, чтобы ребенок стал человеком, он должен расти среди людей и получать человеческое воспитание. [1, с. 15]

Л.С.Выготский утверждал, что условия жизни не влияют на непосредственное психическое развитие ребенка, так как в одинаковых условиях могут формироваться противоположные особенности психики. Итог будет зависеть от взаимоотношений ребенка с окружающей средой. [9, с. 489]

Решающую роль в психическом развитии ребенка имеют деятельность и общение с окружающими людьми. [2, с. 702]

Д.И. Фельдштейн в  концепции социального развития личности ребенка отмечал, что важнейшим критерием критерием социализированности личности выступает степень ее независимости, а не степень ее приспособленчества, конформизма. [30, с. 672]

Основными механизмами социального развития детей дошкольного возраста являются: социальный опыт, социальная ориентация, рефлекторная регуляция, подражание, эмоциональная идентификация, нормативная регуляция, индуктивная регуляция, культуротворчество, контроль, рефлексия, оценка. [18, с. 126]

Процесс развития ребенка связан с его ведущей деятельностью и специально организованным процессом воспитания и обучения. Дошкольник - субъект развития способностей, нравственных качеств, эмоций. Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.

В старшем дошкольном возрасте преобразуется характер взаимодействия со сверстниками.  У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера по игре и деятельности. Он способен к выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию целостного  образа. [4, с. 376]

С понятием «развитие личности» связано понятие «социализация». В процессе социализации психофизиологические задатки человека превращаются в социально значимые свойства личности. В процессе социализации формируется личность человека как носителя общественных отношений, что является важным методологическим моментом. Люди являются элементами множества социальных систем, каждая из которых оказывает на них систематизированное воздействие. К главным социогенным слагаемым личности можно отнести: социальные роли личности; субъективное «Я»; отраженное «Я». [5, с. 151]

Термин «социализация» введен американским социологом Ф.Г.Гиддингсоном в 1887 в книге «Теория социализации», где он определяет сущность этого процесса как «развитие социальной природы и характера индивида», как «подготовку человеческого материала к социальной жизни». Одну из первых попыток дать развернутую характеристику социализации осуществил Г. Тард. Социализацией он обозначал включение индивида в нацию, народ, достижение сходства в языке, образовании, воспитании с другими индивидами, составляющими общество. Согласно Э. Дюркгейму, общество выживает с помощью общепризнанных норм и ценностей, которые усваиваются в процессе социализации. Г.Спенсер считал, что человек становится социальным существом благодаря прохождению социальных институтов: домашних, политических, церковных. [14, с. 207]

Швейцарский психолог Ж.Пиаже сформулировал концепцию когнитивного развития как ряд последовательных стадий социализации личности: до 2 лет – сенсомоторная;  2–7 лет – преоперациональная;  7–11 лет – конкретно-операциональная; после 12 лет – формально-операциональная. [26, с. 659]

 Л.С.Выготский определил социализацию как преобразование интерпсихического в интрапсихическое в ходе общения и совместной деятельности. И.С.Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность». [9, с. 499]

Социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. [10, с. 85]

А.В.Петровский термин «социализация» объясняет как «исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидов социального опыта». [15, с. 332]

Социализация - это приобретение в процессе воспитания социально - значимых свойств личности, отражающих общественное сознание, субординирующих биологически приобретенные ее свойства. [27, с. 303]

 Концепция Д.И.Фельдштейна определяет социализацию как «сложный процесс социализации - индивидуализации, объективно задаваемой социальной действительностью, социальными задачами, требованиями общества», который «выступает одновременно и как процесс имманентного саморазвития психики и личности ребенка». [30, с. 670]

Ведущими феноменами социализации являются: усвое­ние стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации. Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные образовательные учреждения, школа, неформальные объединения, производственные коллективы. Такие институты представ­ляют собой общности людей, в которых протекает процесс со­циализации человека.

К психологическим механизмам социализации относятся: имитация; идентификация; стыд; чувство вины. Наряду с психологическими механизмами можно выделить социально-психологические:  подражание; внушение; социальная фасилитация; конформность. Существуют социологические механизмы социализации: традиционный - усвоение человеком норм, эталонов поведения, стереотипов, характерных  для его ближайшего окружения микросоциума; институциональный - функционирует при взаимодействии человека с институтами общества и социальными организациями; стилизованный - действует в рамках определённой профессиональной, возрастной, социальной субкультуры; межличностный - функционирует при взаимодействии человека с субъективно значимыми для него лицами. [6, с. 431]

Выделяются стадии социализации: первичная – адаптация, усвоение социального опыта, приспособление, подражание; индивидуализации - выделение себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения; интеграции - появление желания найти свое место в обществе; трудовая  - усвоение социального опыта и воспроизведение его за счет активного воздействия на среду через собственную деятельность; послетрудовая - воспроизводство социального опыта в процессе передачи его новым поколениям. В рамках изучения социализации большое внимание уделяется периоду детства. [11, с. 316]

Социализация - процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Индивид становится личностью и приобретает необходимые навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Факторами социализации  выступают: мегафакторы – космос, планета, мир, которые через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей нашей планеты; макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию людей, живущих в определённых странах; мезофакторы – большие социальные группы, выделяемые по типу поселения; по субкультуре; микрофакторы – семья, группы сверстников, общественные, государственные, религиозные и другие организации. [17, с. 216]

Социально-личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Качества и свойства личности приобретает в процессе формирования и воспитания. Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации, только включаясь в процесс социальной практики.

Старший дошкольный возраст - важнейший период в становлении детской личности. В этот период формируются начальные звенья самосознания. Дошкольник овладевает нормативной деятельностью и поведением, первыми этическими понятиями. Интенсивно формируется нравственность личности. [24, с. 448]

Обостренная  чувствительность  к нравственно - психологическим нормам и правилам поведения является важной особенностью психического  развития  старшего дошкольника. У ребенка складывается определенная нравственная позиция, возникает стремление к признанию и одобрению со стороны взрослых и сверстников, возникает целеустремленность, потребность в достижении успехов, чувства уверенности в себе, самостоятельности. [23, с. 34]

Процесс социализации старших дошкольников сопровождается появлением личностных новообразований, составляющих комплекс готовности к школьному обучению: новые формы памяти, внимания, восприятия, представлений, произвольная регуляция эмоциональной сферы и другие психофизиологические образования.

Статус личности, ее социальные роли, потребности и мотивы, установки и ценностные ориентации переходят в систему устойчивых свойств личности, выражающих его отношение к людям и самому себе.

 

Библиографический список

1.      Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире [Текст] /В.В. Абраменкова // Вопр. психологии. - 2002. - № 1

2.      Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1997

3.      Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977

4.      Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001

5.      Бехтерев, В.М. Личность и условия её развития и здоровья [Текст] / В.М. Бехтерев // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликова. - СПБ: Питер, 2001

6.      Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования) [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1996  

7.      Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1978. № 4.  

8.      Выготский Л.С. Педагогическая психология.-М.:1991

9.      Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: АПН, 1960

10.  Давыдов,   В.В.   Деятельность   ребёнка   должна   быть   желанной   и радостной   [Текст] / В.В. Давыдов // Дошк. воспитание. - 1998.- № 5.  

11.  Запорожец, А.В. Психология развития ребенка / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1986

12.  Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Философия и культура. М.:1991.

13.  Ковалев А. Г. Психология личности. – Л.: ЛГУ, 1963

14.  К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности [Текст]: сб. науч. тр.. - Вып. 1 /под ред. В.С. Мухиной. -М.: МГПИ им. В.И. Ленина, - 1979.

15.  Краткий психологический словарь. под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского М.: Прогресс, 1985

16.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975

17.  Леонтьев, А.Н. Основные процессы психической жизни // Леонтьев А.Н. Философия психологии. МГУ, 1994

18.  Мельникова, Н.В. Социализация детских чувств [Текст] / Н.В. Мельникова, Р.И. Канунников //Новейшие психологические технологии и методики воспитания, обучения и развития личности: материалы Рос. научно- практ. конф. - Екатеринбург, 2004  

19.  Мотков О.И. Интегральная модель личности/Ежегодник Росс. психол. общества. Мат-лы конф. 120 лет РПО. Том 3. М., 2005  

20.  Мухина В.С, Счастная Т.М. Проблема активности личности в советской психологии // Формирование социальной активности личности в условиях развитого социализма. СНГ. - М.: 1983

21.  Накайн С.  «Особенности развивающейся личности». М.: 2006

22.  Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова // Учебник.- М.: Педагогическое общество России,  1999  

23.  Обухова, Л.Ф. Пути научного изучения психики ребёнка в XX веке. [Текст]: дисс. в виде науч. докл. на соиск. учён, степени докт. психол. наук.-М.: 1996

24.  Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования.- М.: ТЦ Сфера, 2001

25.  Петровский, А.В. Основы теоретической психологии. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский   – М.: АСАДЕМА,- 2001  

26.  Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1969  

27.  Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология.-М.:Высш. Школа, 1977

28.  Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995

29.  Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития [Текст] /Д.И. Фельдштейн // Вопр. психологии. - 1998. - № 1.  

30.  Фельдштейн, Д.И. Психология взросления [Текст] / Д.И. Фельдштейн. -М.: 2004.  

31.  Фрейд, 3. Я и Оно [Текст]: [пер. с нем.] /З.Фрейд // Хрестоматия по истории психологии. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1980  

32.  Фромм, Э. Психоанализ и этика [Текст]: [пер. с англ.] /Э. Фромм. - М.: Республика, 1993  

33.  Эльконин, Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития [Текст] / Б. Д. Эльконин // Вопр. психол. - 1992. - № 3 -4.  

34.  Юнг, К.Г. Становление личности [Текст] / К.Г. Юнг //Психология личности в трудах зарубежных психологов: хрестоматичя. - СПб.: Питер, 2000  

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): социальный опыт, личность, Текст, дошкольный возраст, Обухов, Психология личности, структура личности, процесс социализации, развитие личности, социальная ситуация развития.


Похожие статьи

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка

Опыт реализации психолого-акмеологической модели развития психологического здоровья педагога

Проблема развития поликультурной личности будущих переводчиков (аксиологический аспект)

Индивидуально-типологические особенности личности, как фактор возникновения девиантного поведения

Рефлексия как психологическое условие формирования субъектности подростка в предпрофильном обучении

Субъектность человека: психолого-педагогические основы

Первые попытки теоретической концептуализации проблемы конфликта в отечественной и зарубежной педагогике

Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе

Модели личности и окружения К. Левина в контексте динамической модели психики

Влияние кризисной ситуации на особенности построения субъективной картины жизненного пути личности

Похожие статьи

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка

Опыт реализации психолого-акмеологической модели развития психологического здоровья педагога

Проблема развития поликультурной личности будущих переводчиков (аксиологический аспект)

Индивидуально-типологические особенности личности, как фактор возникновения девиантного поведения

Рефлексия как психологическое условие формирования субъектности подростка в предпрофильном обучении

Субъектность человека: психолого-педагогические основы

Первые попытки теоретической концептуализации проблемы конфликта в отечественной и зарубежной педагогике

Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе

Модели личности и окружения К. Левина в контексте динамической модели психики

Влияние кризисной ситуации на особенности построения субъективной картины жизненного пути личности

Задать вопрос