Население — ключевой ресурс любой страны, без него не возможна жизнь и развитие государства. Но в последнее время демографические процессы, происходящие как в Российской Федерации, так и Республике Башкортостан, имеют ярко выраженный негативный характер. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к эффекту депопуляции, выразившемуся в естественной убыли населения в подавляющем большинстве регионов страны и в России в целом [1]. Данные тенденции негативно сказываются на развитии общества, а социально-демографическая устойчивость является барометром социально-экономического развития региона.
Социально-демографическая устойчивость широкое понятие, которое включает в себя совокупность демографических процессов и социально-экономических факторов, влияющих на них, и их благоприятное развитие в долгосрочной перспективе.
Большинство специалистов ограничивает исследование демографических процессов оценкой естественного движения населения. При этом выделяют два вида движения населения: естественное (непрерывное изменение численности и структуры населения в результате рождений, смертей, браков и разводов) и механическое (изменение населения в процессе миграции).
Понятие «воспроизводство населения» является одним из важнейших составляющих демографической устойчивости. Так М. Н. Халкачев под «демографическим воспроизводством в целом» понимает непрерывное количественное и качественное возобновление демографических структур в соответствующих исторических и социально-экономических условиях [2].
Для исследования демографических процессов необходимо определить их структуру. Под «демографической структурой» понимается внутреннее строение единой совокупности населения, обладающей множеством качественных признаков. Структура выражает соотношения между частями единой совокупности, взятыми по одному или нескольким качественным признакам. Непосредственно демографическими структурами являются структуры, которые связаны с воспроизводством населения. К ним относятся возрастная, половая, брачная и семейная структуры населения. Именно эти структуры, с одной стороны, прямо и непосредственно влияют на воспроизводство в целом и на составляющие его процессы рождаемости, смертности и брачности, а с другой — сами также зависят от этих процессов.
Отдельно можно выделить региональную и социально-экономическую демографические структуры. Региональные структуры населения — это широкое понятие, которое предполагает размещение населения по территориальным образованиям страны (регионы, районы, муниципальные образования). Социально-экономические структуры населения — это различные конфигурации групп населения, объединенные единством особенностей социально-экономического характера (социальная структура общества, распределение населения по источникам средств существования и т. д.)
Исходя из вышесказанного социально-демографическая устойчивость это состояние, обеспечивающее непрерывное возобновление количественных и качественных демографических структур в соответствующих исторических и социально-экономических условиях.
С учетом оценки условий и факторов, влияющих на динамику социально-демографической устойчивости, предложена методика территориального исследования. Она включает несколько этапов. На первом этапе проводится оценка демографической устойчивости территориальных образований Российской Федерации. Определяется место Республики Башкортостан в рейтинге регионов по ряду критериев. На втором и третьем этапах раскрывается социально-демографическая устойчивость муниципальных образований Республики Башкортостан и перспективы ее развития.
Ключевым индикатором социально-демографической устойчивости является демографическая ситуация. Три демографических показателя, из одиннадцати: ожидаемая продолжительность жизни, численность населения и смертность населения, даже включены в показатели оценки деятельности регионов Российской Федерации.
Показатели динамики населения и его основных структурных групп дают обобщающее представление о взаимодействии воспроизводственных и миграционных процессов, изменяющих параметры населения [3]. Показатели рождаемости и воспроизводства населения содержат описание информационной базы и методов расчета, характеризующих уровни и тенденции рождаемости и воспроизводства населения, то есть замещения поколений родителей детей. Наряду с этим в нем представлены шкалы и количественные критерии для сопоставления уровней рождаемости между собой и уровнями воспроизводства населения. Показатели смертности, продолжительности жизни и заболеваемости населения содержат описание информационной базы и методов расчета показателей, характеризующих уровни и динамику смертности населения в целом, в разрезе отдельных половозрастных групп и причин смерти, а также заболеваемость населения. Показатели брачности и разводимости отражают процессы, опосредованно влияющие на рождаемость, а в меньшей степени и на смертность и миграцию населения. Необходимо отметить, что вся совокупность показателей этого направления характеризует брачно-семейное состояние населения, формируемое под влиянием таких взаимосвязанных процессов, как заключение и расторжение браков (различной длительности) и овдовение [4].
Оценка социально-демографической устойчивости в целом и ее отдельных элементов в решающей мере определяется целями демографического развития конкретной территории. Для обеспечения устойчивого развития необходима стабилизация, либо рост численности населения [5]. Это достигается либо за счет нулевого естественного и миграционного прироста населения, либо при естественном приросте, компенсирующем миграционную убыль, либо при естественной убыли, компенсированной миграционным приростом. В свою очередь, нулевой естественный прирост населения может формироваться при разных сочетаниях процессов рождаемости и смертности с учетом особенностей возрастной структуры населения. Таким образом, если цель демографического развития не конкретизирует, за счет каких источников должна быть обеспечена стабилизация населения, то все варианты достижения этой цели могут быть оценены позитивно.
С учетом имеющегося в России опыта социально-экономической группировки регионов России, изучения демографической ситуации регионов и возможностей использования необходимой информации для определения демографических процессов Республики Башкортостан и других территориальных образований Российской Федерации, предложена методика расчета интегрального индекса социально-демографической устойчивости, который позволит исследовать все критерии социальной устойчивости в комплексе и оценить уровень ее развития.
Методика основана на использовании показателей официальной статистики, наиболее значимых для определения демографической устойчивости и объединенных в три блока. В каждом блоке разное количество локальных показателей, в зависимости от того, насколько они могут быть использованы для сопоставлений, а также насколько статистические показатели достоверны и применимы для расчетов (таблица 1).
Таблица 1
Индикаторы социально-демографической устойчивости
Блоки |
Локальные показатели |
R1— Естественное движение населения |
X11 –численность населения (человек) X12 –коэффициент рождаемости (рожденных на 1000 человек населения) y13 –коэффициент смертности (смертей на 1000 человек населения) y14 — коэффициент демографической нагрузки |
R2— Механическое движение населения |
y21 — миграционный прирост (человек)
|
R3— Показатели социального развития института семьи |
y31 — коэффициент брачности (число браков на 1000 человек населения). y32 — коэффициент разводимости (число разводов на 1000 человек населения) y33–отношение количества детей родившихся у матерей одиночек к количеству детей родившихся в браке (%) y34 — Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет) |
По каждому блоку рассчитывается индекс, который представляет собой интеграцию динамики локальных показателей за определенный период. Таким образом формула имеет вид:
где – значение динамики показателя для определенного региона.
i — номер блока
n — число показателей в группе.
Значение динамики показателя вычисляется как среднеарифметическая величина цепных темпов роста за период, например:
где — значение индикатора за т год
т-1 — предшествующий год
Для корректной интерпретации частных индексов учитывается разнонаправленность выбранных локальных составляющих, т. е. к отрицательно направленным локальным показателям используются обратные к ним величины (например, коэффициент смертности, количество разводов, прерывание беременности и т.д). Вышеприведенная формула приобретает следующий вид:
Таким образом, полученные коэффициенты, отражают динамику демографических процессов и в случаях с положительной динамикой демографическую устойчивость территорий. Если, получившийся коэффициент равен 1, то при этом мы наблюдаем статичность процесса.
Полученные индексы агрегируются, с помощью средней геометрической величины, в комплексный интегральный показатель — Индекс социально-демографической устойчивости.
Предложенная методика определения демографической устойчивости регионов позволит выявить особенности и основные тенденции ее развития, интегрировано исследовать все индикаторы демографических процессов. А так же поможет выявить дифференцированность социально-демографической устойчивости территорий.
Данное исследование выполнено в рамках госзадания ИСЭИ УНЦ РАН по теме № 0253–2014–0001 «Стратегическое управление ключевыми потенциалами развития разноуровневых социально-экономических систем с позиций обеспечения национальной безопасности» (№ гос. регистрации 01201456661).
Литература:
- Садыков Р. М. Демографический кризис как угроза социальной безопасности территориальных образований. Социосфера. 2014. № 4. С. 140–144.
- Халкечев М. Н. Демографическая динамика и демографическое развитие российских регионов Дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. — М., 2007. — 352 с.
- Ишмуратова Д. Ф., Мигунова Ю. В., Гаврикова А. В. Показатели демографического развития как ключевой аспект человеческого потенциала. Развитие человеческого потенциала как условие и фактор модернизации России и ее регионов: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 19–20 ноября 2015 г.) / под ред. Р. М. Валиахметова, Г. Ф. Хилажевой. — Уфа: Гилем, 2015. — 516 с., С 225–228
- Ишмуратова Д. Ф. Социальная активность молодежи в воспроизводстве своего образовательного потенциала. Вестник ВЭГУ. 2013. № 4 (66). С. 182–186.
- Орешников В. В. Изменение половозрастной структуры населения Республики Башкортостан. Жизненный потенциал региона: социально-демографические проблемы современного общества (Аитовские чтения). Сборник материалов международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 331–334.