В статье анализируется правовое положение уполномоченных банков как агентов валютного контроля. Делается вывод о том, что правовой статус уполномоченных банков характеризуется сочетанием публичных и частных начал, поскольку, с одной стороны, уполномоченные банки выступают субъектами государственного финансового контроля, а с другой — участниками гражданского оборота.
Ключевые слова: валютный контроль, валютная политика, уполномоченный банк, валютная операция, валютное законодательство.
В соответствии с действующим законодательством статус агентов валютного контроля имеют уполномоченные банки, не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», таможенные органы и налоговые органы.
Агенты валютного контроля участвуют в реализации публично-правовой функции, направленной на обеспечение законности и правопорядка в валютной сфере посредством проведения контрольно-надзорных мероприятий. Для достижения законодательно поставленных перед ними целей они наделены определенными властными полномочиями. В частности, агенты валютного контроля, так же как и органы валютного контроля, правомочны:
проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами правовых норм, регулирующих валютные отношения;
проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
получать информацию об открытии и ведении валютных счетов, в том числе банковских счетов, открытых в зарубежных банках;
истребовать подтверждающие документы и информацию при осуществлении валютных операций в установленном порядке.
При этом необходимо учитывать, что агенты валютного контроля имеют право истребовать только те документы, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции.
Агенты валютного контроля вправе потребовать от резидентов и нерезидентов представления:
надлежащим образом заверенные переводы документов, содержащих информацию на иностранном языке;
ранее представленных документов в случае внесения в них изменений;
ранее представленных документов в случае их утраты вследствие непреодолимой силы.
Выполнение функций агентов валютного контроля возложено на субъектов, имеющих разный правовой статус. Рассмотрим особенности правового положения уполномоченных банков как агентов валютного контроля.
Уполномоченными банками признаются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте [1]. Практически все расчеты по валютным операциям должны осуществляться в уполномоченных банков, что, по мнению И. В. Хаменушко, является ключевым положением, позволяющим охватить валютным контролем максимальное количество валютных операций [2].
Данное законодательное ограничение не противоречит дозволительному типу правового регулирования, закрепленному в актах валютного законодательства. Резиденты и нерезиденты имеют право свободно совершать любые валютные операции при посредстве уполномоченного банка. Уполномоченный банк может выступать в качестве стороны сделки либо являться посредником при проведении расчетов по валютным операциям.
Уполномоченные банки имеют двойственную правовую природу. С одной стороны, они, являясь агентами валютного контроля, выполняют функцию, не свойственную другим коммерческим организациям. Осуществляя контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов валютного регулирования, они участвуют в реализации валютной политики Российской Федерации, являются важнейшим элементом механизма обеспечения финансовой безопасности государства [3].
Уполномоченные банки в целях осуществления функций агентов валютного контроля законодательно наделены широким кругом публично-правовых полномочий. Возникающие при осуществлении валютного контроля общественные отношения имеют публично-правовой характер. Между резидентами-нерезидентами и уполномоченными банками возникают отношения неравенства, поскольку последние являются составной частью системы государственного финансового контроля. В связи с чем финансово-правовой статус уполномоченных банков характеризуется таким признаком, как публичность, которая находит свое отражение в их правах и обязанностях, образующих фактически публичное правомочие. Например, уполномоченные банки, с одной стороны, имеют право запрашивать документы, связанные с проводимой валютной операцией, с другой — обязаны это делать. Более того, в случае непредставления документов либо представления недостоверных документов, они обязаны отказать в осуществлении валютной операции.
В то же время, с другой стороны, уполномоченные банки могут выступать в валютных правоотношениях и как хозяйствующие субъекты, совершающие, например, гражданско-правовые сделки с иностранной валютой от своего имени или от имени своих клиентов. В таких отношениях преобладает диспозитивность, равенство сторон, нацеленность на реализацию, как частных, так и публичных интересов. Например, удовлетворяя потребности клиентов в иностранной валюте, уполномоченные банки содействуют развитию предпринимательской деятельности и одновременно способствуют достижению целей государственной валютной политики путем установления справедливого рыночного курса иностранной валюты, стабильности внутреннего валютного рынка.
Конечно, каждый уполномоченный банк осуществляет валютный контроль только в отношении своих клиентов, проводящих валютные операции. Но сведения об этом направляются в установленном законом порядке в Банк России, что позволяет сформировать достаточно полную статистическую базу валютных операций, подпадающих под юрисдикцию России.
Реализую властные полномочия, уполномоченные банки как агенты валютно контроля в своей деятельности в основном используют метод наблюдения. Правомочиями по проведению проверок резидентов и нерезидентов они не обладают (соответственно, проверки соблюдения норм актов валютного законодательства и актов валютного регулирования проводить не могут).
Уполномоченные банки как агенты валютного контроля обязаны в установленном ЦБ РФ порядке передавать соответствующую информацию таможенным и налоговым органам как агентам валютного контроля, Банку России как органу валютного контроля.
Уполномоченные банки как агенты валютного контроля обладают рядом юрисдикционных полномочий в отношении своих клиентов — резидентов и нерезидентов, а именно, уполномоченный банк обязан:
вернуть клиентам — резидентам и нерезидентам неправильно оформленные документы валютного контроля для устранения ошибок;
отказать клиентам — резидентам и нерезидентам в совершении валютной операции в случае непредставления документов валютного контроля или представления документов с недостоверными данными.
И. В. Хаменушко обращает внимание на правовую коллизию, сложившуюся между нормами Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле» и Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И (ред. от 11.06.2015) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» [4]. Законодательно закреплен запрет на совершение всех видов валютных операций. Подзаконным актом Банка России определено, что уполномоченный банк отказывает в совершении валютной операции только клиенту-резиденту, запрет распространяется только на операции, связанные со списанием средств с банковских счетов клиента-резидента.
Данная правовая коллизия должна быть разрешена, на наш взгляд, путем внесения изменений в Инструкцию Центрального банка Российской Федерации. Недопустимо подобное вольное толкование положений федеральных законов. Потому что, во-первых, федеральные законы согласно Конституции Российской Федерации обладают высшей юридической силой; во-вторых, только уполномоченные банки в отличие от других агентов валютного контроля осуществляют предварительный валютный контроль, и ограничение их деятельности препятствует эффективному выполнению возложенных на них публично-значимых функций. Российская практика показывает, что чем больше отдельных нормативных правовых актов, тем больше вероятность возникновения противоречий между ними [5].
Учитывая, что уполномоченные банки являются наиболее многочисленной группой агентов валютного контроля среди других агентов валютного контроля, именно на них возлагается основная нагрузка в работе всей системы валютного контроля государства, и, следовательно, роль уполномоченных банков во всей системе представляется решающей [6].
В случае невыполнения либо ненадлежащего выполнения полномочий агентов валютного контроля уполномоченные банки несут ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Правовой статус уполномоченных банков характеризуется сочетанием публичных и частных начал, что обусловлено рядом обстоятельств, а именно:
возложением на уполномоченных банков как субъектов государственного финансового контроля выполнения ряда публично-правовых полномочий;
участием уполномоченных банков в гражданском обороте путем заключения гражданско-правовых сделок с различными коммерческими и некоммерческими организациями.
Литература:
- Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле»// Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4859; Собрание законодательства РФ. 2015. № 27. Ст. 4001.
- См.: Хаменушко И. В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: учеб.- практ. пособие. М.: Норма, 2013.
- См.: Мирошник С. В. Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой реальности// Банковское право. 2015. № 3.
- См.: Хаменушко И. В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: учеб.- практ. пособие. М.: Норма, 2015.
- Мирошник С. В. Страховой надзор как правовая категория// Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. № 3.
- Степанченко А. В. Роль уполномоченных банков в обороте иностранной валюты на территории Российской Федерации // Бизнес, Менеджмент и Право. 2012. № 2. С. 25–29.