Авторы: Пичугина Наталья Павловна, Попова Валентина Николаевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 24.02.2016

Статья просмотрена: 973 раза

Библиографическое описание:

Пичугина Н. П., Попова В. Н. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фребеля» // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 727-728.



Развитие элементарных математических представлений — исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т. е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

В число основных интеллектуальных умений входят логические умения, формируемые при обучении математике. Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом. Работая с дошкольниками уже не первый год, мы сочли возможным начать процесс формирования логических приемов мышления с более раннего возраста — с 4–5 лет.

Свой выбор сделали по нескольким причинам:

1. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны) и что развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.

2. Группа детей, с которыми работаем, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых.

Цель работы — создание условий для формирования логического мышления игровыми математическими средствами.

Основными задачами нашей работы являются:

  1. Формировать приемы логических операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умение обдумывать и планировать свои действия.
  2. Развивать у детей вариативное мышление, фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Сущность работы заключается в подборе и систематизации, а также апробации материала по математическому развитию дошкольников, подборе развивающих заданий и занимательного материала для формирования основ логики.

Ожидаемые результаты: Так как логическое мышление в дошкольном возрасте преимущественно проявляется через отдельные структурные компоненты, то их целостное развитие возможно благодаря созданию предметно-пространственной среды и использование различных видов деятельности при решении логических задач, через организацию разнообразных форм работы: НОД, совместной деятельности в режимных моментах. Использование игровых приемов в соответствии с тематическим планированием у детей естественным образом формируется логическое мышление, независимо от уровня его развития. Конечно же, созданию условий уделяется первостепенное значение. Какой же современный материал может помочь нам в развитии математических способностей? В нашей группе мы используем игровой набор «Дары Фребеля», «Счетные шарики», «Математические весы», «Математическая яблонька» и т. п.

Организация работы сдошкольниками. Вся работа опирается на развивающую среду, которая содержит дидактические игры и развивающие игры — игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Мы используем их в различных видах работы: НОД, математических развлечениях (играх на плоскостное моделирование, Танграм и др., задачах-шутках, занимательных задачках), играх и упражнениях с родителями.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Потому все занятия по математике стараемся проводить, объединив все части занятия одной игровой целью, сюжетом. Например, изучая тему недели «Едем, плывем, летим» в один из дней мы с детьми путешествовали по Самарской области. Мы предложили детям построить любое транспортное средство (корабль, машину, велосипед и т. п.). Какой материал можно использовать? Кубики из игрового набора «Дары Фребеля» (5в, 6, 4, 5р,); кольца и полукольца (набор J1); палочки разного цвета и длины (набор№ 8); геометрические фигуры (набор № 7). Чем можно заменить билеты на транспортное средство? (Счетные шарики). Взаимодействуя с ними, дети самостоятельно распределили места в транспорте и порядок посадки. Чтобы приготовить обед для пассажиров, можно взять «Математические весы», материал из уголка экспериментирования — крупу, ложечки разного размера, ситечко и др. Работая с таким разнообразным материалом, дети приходят к выводу, что измерить можно и воду, и песок и ленточку, но только с помощью подходящей мерки — стаканчика, палочки и др.

Мы используем следующие игровые приемы:

 Введение в игровую ситуацию;

 Актуализация и затруднение в игровой ситуации;

 Открытие детьми нового знания;

 Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение;

 Итог.

В своей работе мы активно привлекаем родителей в жизнь ДОУ, используем такие виды работы: мастер-классы, совместную деятельность, развлечения и др. Так, на мастер-классе «Знакомство с математикой», мы поделились опытом работы с детьми и продемонстрировали возможности дидактического материала «Дары Фребеля». Вместе с детьми мы приготовили приглашения родителям на мастер-класс. На нашей встрече родители в процессе общения давали друг другу практические советы, вместе с детьми решали различные задачки, придумывали варианты решения проблем. В группе мы живем тематическими неделями, например «Профессии» и приглашаем наших родителей как помощников — консультантов. Иногда нужно осветить какую-либо тему, выйти за рамки привычного, и в таких случаях родители помогают более глубоко погрузиться в тему. На одном из мастер-классов папа познакомил детей с профессией полицейского. Дети с интересом слушали рассказ о профессии, задавали много вопросов.

Пожалуй, еще рано судить об изменении уровня психического развития детей в процессе планомерной педагогической деятельности. Временной промежуток достаточно мал. Однако, наблюдая за дошколятами, можно смело утверждать, что:

а) Все дети знакомы с приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации.

б) несколько воспитанников испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

в) Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима. (Ребенок должен уметь объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняться этого).

г) Работа по развитию логики, мышления на основе игровых упражнений дает свои результаты.

Основные термины (генерируются автоматически): логического мышления, «Дары Фребеля», Развитие логического мышления, логическое мышление, набора «Дары Фребеля», игрового набора «Дары, логического мышления дошкольников, логических приемов, простейшие умозаключения, логических приемов мышления, логического мышления ребенка, логического мышления игровыми, мыслительной деятельности, развитием логического мышления, транспортное средство, логических приемов мыслительной, логических операций дошкольников, логическое мышление дошкольника, математическому развитию дошкольников, «Математические весы».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос