Авторы: Козицын Иван Николаевич, Толпова Раиса Сергеевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 02.03.2016

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Козицын И. Н., Толпова Р. С. Пути совершенствования профилактики травматизма в школе // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 694-696.



В настоящее время травматизм занимает второе место в структуре заболеваемости и по причине смертности среди жителей большинства стран мира. Особую тревогу вызывают случаи травматизма среди подрастающего поколения. Так, ежегодно на планете около миллиона детей погибают в результате несчастных случаев, из них более 13 000 приходится на долю России, занимающей ведущее место в Европе по этому показателю. Несмотря на повышение эффективности принимаемых в последние годы мер по профилактике детского травматизма в развитых странах несчастные случаи составляют 40 % от уровня детской смертности. Ведущие места в структуре травматических повреждений у детей и подростков занимают различные виды повреждений покровов тела (раны и ожоги), переломы костей, вывихи и ушибы, повреждения глаз. Подобные травмы в 18–20 % случаев приводят к инвалидности детей.

Двигаясь по ступеням научно-технического прогресса, человечество наращивает объем и разнообразие технических средств и технологий, которые являются факторами риска различного рода несчастных случаев, в том числе и с детьми. Это положение определяет актуальность проблемы профилактики травматизма в общеобразовательных учреждениях.

Цель работы — разработка программы профилактики травматизма школьников.

Программа была разработана авторами. Основой программы были 2 направления: конструкционный и организационный. Конструкционный компонент программы включал в себя 2 раздела:

  1. Повышение безопасности школьного пространства. Начальный этап этого раздела деятельности предусматривает мониторинг конструкций здания и территории школы — лестницы, дверные и оконные проемы, электропроводка, недочеты в строительстве и эксплуатации здания (трещины фундамента, стен, просадка здания, протекание кровли и т. д.), наличие горючих материалов и конструкций в помещениях, травмоопасных предметов на территории и др. По результатам работы составляется перечень замечаний, осуществляется поиск средств и ресурсов для их устранения. Второй этап работ посвящен устранению выявленных замечаний.
  2. Использование средств безопасности: оценка наличия, а в случае необходимости монтаж охранных систем и средств спасания, размещение предупреждающих и запрещающих знаков и инструкций.

Согласно программе организационный компонент базируется на системе обучения в общеобразовательных учреждениях. Занятия с учащимися проводятся в рамках учебно-воспитательного процесса — на уроках основ безопасности жизнедеятельности, технологии, физической культуры. Кроме того часть умений и навыков приобретается школьниками в период проведения внеклассных мероприятий — посещение организаций МЧС (пожарные части), учебные походы, организация внеклассных игр, состязаний и учений по профилактике травматизма и оказанию первой медицинской помощи. Организационый компонент включает в себя следующие разделы:

  1. Законодательные и административные меры, а также контроль их выполнения. Этот раздел носит просветительский характер и обеспечивается получением учащимися знаний положений нормативных документов, регулирующих безопасность труда и основы профилактики травматизма.
  2. Повышение безопасности предметов потребления. В ходе мероприятий до сведения слушателей доводится информация о вреде некоторых продуктов, агрессивных веществ и источников энергии. Занятия проводятся с учащимися, их родителями, а также преподавателями школы.
  3. Пропаганда использования средств безопасности. Работа по данному разделу проводится с учащими и их родителями. Доводится информация об обязательном использовании основных средств безопасности — автомобильные ремни безопасности, защитные приспособления для занятий спортом, средств сигнализации, датчиков движения и др.
  4. Обучение и выработка специальных навыков. В ходе этих мероприятий учащиеся должны получить основной объем знаний, умений и навыков не только с целью предупреждения травматизма, но и в целом в сфере безопасности жизнедеятельности. Мероприятия включают в свой состав проведение тематических прикладных игр, тренировок и состязаний с отработкой навыков поведения в различных экстремальных ситуациях (пожар, загазованность помещений, движение по пересеченной местности, действия в толпе и др.).
  5. Оказание первой медицинской помощи. Заключительные занятия в рамках организационного компонента проводятся с целью освоения учащимися основных правил оказания первой медицинской помощи при травмах и отравлениях.

Программа профилактики травматизма в общеобразовательном учреждении была реализована в учебном процессе ГОУ СОШ № 342 г. Санкт-Петербурга в период прохождения педагогической практики студентами Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и получила одобрение со стороны руководства и коллектива преподавателей СОШ, а также районного отдела народного образования.

Литература:

  1. Boikov, A. E. Информационная зависимость — опасность XXI века / A. E. Boikov, N. N. Plakhov // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 146–150.
  2. Бахтин, Ю. К. Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды / Ю. К. Бахтин, Н. Н. Плахов // Педагогика высшей школы, 2015.-№ 5.- С. 20–22.
  3. Бойков, А. Е. Методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 10–16.
  4. Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.
  5. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  6. Макарова, Л. П. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении / Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов, Г. И. Сопко, М. В. Пазыркина // Молодой ученый.- 2012.-№ 2.-С.286–289.
  7. Пазыркина, М. В. Гигиена питания школьников как педагогическая проблема / М. В. Пазыркина, Н. Н. Плахов // Воспитание школьников, 2014.-№ 7.-С. 70–76.
  8. Пазыркина, М. В. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения / М. В. Пазыркина, Г. И. Сопко, Л. Г. Буйнов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 10. С. 162–165.
  9. Плахов, Н. Н. Борьба с алкоголизмом и табакокурением — проблема педагогики / Н. Н. Плахов // Профилактическая и клиническая медицина, 2011.-№ 3.- С. 476.
  10. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  11. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
  12. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  13. Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.
  14. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
  15. Сыромятникова, Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 98. — С. 201–204.
  16. Сыромятникова, Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.
Основные термины (генерируются автоматически): профилактики травматизма, безопасности жизнедеятельности, Российского государственного педагогического, государственного педагогического университета, средств безопасности, Известия Российского государственного, медицинской помощи, профилактики травматизма школьников, совершенствования профилактики травматизма, проблемы профилактики травматизма, основы профилактики травматизма, Программа профилактики травматизма, профилактике детского травматизма, Повышение безопасности, общеобразовательных учреждениях, несчастных случаев, Молодой ученый, аддиктивного поведения, научно-практической конференции, целью предупреждения травматизма.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос