Музыкальное искусство Франции в период революции 1789 года | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 17.02.2016

Статья просмотрена: 4186 раз

Библиографическое описание:

Писаревская, А. А. Музыкальное искусство Франции в период революции 1789 года / А. А. Писаревская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 867-870. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26256/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье анализируется изменение музыкального искусства Франции и его влияние на французскую революцию 1789 года.

Ключевые слова: революция, музыкальное искусство, песня, опера, музыканты, народ, гимны.

Французская революция 1789 года перевернула не только Францию, но и весь мир. Ее значение трудно недооценить. Она навсегда покончила с феодализмом и абсолютизмом, заложив такие основы как — права человека, республика, конституция, свобода, равенство и братство. Французская революция открыла XIX век и стала его родоначальницей. Как говорил выдающийся русский историк Н.Я Данилевский: «Но, скажут, Франция — еще не Европа. Нет, Франция — именно Европа, ее сокращение, самое полное ее выражение… Все, в чем Франция не участвовала, составляет частное явление жизни отдельных европейских государств; все же истинно общеевропейское (хотя и не всемирно-человеческое, как его любят величать) есть непременно и по преимуществу явление французское». [1, с. 287]. Революция во Франции изменила не только политическую жизнь Европейского общества, но и культурную. Начавшийся процесс демократизации страны, повлек за собой изменения и в духовной сфере. Музыка покинула салоны и дворцы, и приобрела новый гражданский характер. Теперь она обогатилась новыми жанрами и творцами. Впервые музыка начала использоваться как инструмент воспитания нации. В умелых руках она превратилась во влиятельную силу общества, распространяя с невиданной скоростью революционные идеи.

Восемнадцатый век во Франции является вершиной музыкального искусства классицизма, во главе с клавесинной сюитой и ее автором, несравненным Ф. Купереном. Наряду с ним, вклад во французскую музыку вносят такие композиторы, как А. Филидор, Ж. Ф. Рамо и Ф. Дандриё. Однако, к середине века, во французском обществе появилась новая тенденция — комическое изображение высших слоев общества, это объяснялось тем, что аудитория уже пресытилась мифологическими образами лирических трагедий Рамо. Это дало толчок новому жанру во Франции — опера комик, а разгоревшаяся «война буффонов» 1752–1754 годов только его укрепила. Новыми творцами оперы комик стали Пьер-Александр Монсиньи, Андре Эрнест Модест Гретри и Франсуа Жозеф Госсек. Среди лучших комических опер XVIII в.- «Дезертир» П. А. Монсиньи, «Ричард Львиное сердце» А. Э. М. Гретри. В 70х годах в Париже проводил свою реформу К. В. Глюк. Деятельность Глюка всколыхнула музыкальную жизнь Парижа, вызвала острейшую полемику, которая в музыкальной истории известна как «война глюкистов и пиччинистов». На стороне Глюка были французские просветители (Д. Дидро, Ж. Руссо и другие), которые приветствовали рождение истинно высокого героического стиля в опере. Здесь зарождается французская опера спасения, ставшая символом Великой французской революции, а взятие Бастилии 14 июля 1789 года ознаменовало новую эпоху в культуре Франции.

Первые дни революции сопровождались массовыми театральными празднествами, в которых участвовали уличные артисты, художники, поэты и музыканты. Значительный вклад в организацию музыкальной стороны революции внесли Бернар Сарретт и Жозеф Госсек. Бернар Сарретт — человек, не принадлежавший музыкальной элите, стал создателем оркестра национальной гвардии. 13 июля 1789 г., против иностранных войск, призванных двором, была организована буржуазная милиция. Собрание избирателей назначило командующим милиции генерала Лафайета и вменило в обязанность каждому району назначить офицеров милиции района. Сарретт, выбранный своими согражданами, собирает в районе Filles-saint-Thomas сто пятьдесят солдат разных полков. Далее он «руководимый скорее гражданским рвением, чем художественным стремлением, Сарретт — член комитета района Filles de saint-Thomas — собирает сорок пять музыкантов и учеников запасных частей французской гвардии»». [2, с. 14]. Сарретт всецело покровительствует своим музыкантам и участвует с ними во всех уличных манифестациях. Все более активным участием в уличных торжествах, он добивается признания национального оркестра, и 1 октября 1790 года получает материальные средства на содержание музыкантов национальной гвардии. В результате в 1792 году появляется Школа национальной гвардии, в 1793 году — Национальный музыкальный институт, а в 1795 году — Парижская консерватория. В конечном плане, проект Сарретта осуществился, и Париж получил первую крупнейшую консерваторию в Европе. «Суверенный народ имел теперь свою музыку, как некогда король — свою». [3, с. 15]. Однако, основы консерватории заложил еще в 1784 году учреждением в Париже Королевской школы пения и декламации выше упоминавшийся композитор Ф. Ж. Госсек.

Госсек, чей музыкальный талант проявился в раннем детстве, с 1751 года обучался у французского композитора Рамо. С 1754 года он уже пишет свои первые симфонии. И в этом плане Госсека можно назвать отцом французской симфонии. Слава обрушилась на него довольно быстро, и уже при жизни имя Госсека стало бессмертным. Двери всех театров открыты перед ним и его операми, такими как: «Алексис и Дафна», Филемон и Бавкида» (1755 г.), «Мнимый лорд» (1764 г.), «Рыбаки» (1766 г.), «Двойное переодевание», «Туанон и Туанет» в двух актах, поставленную в итальянской комедии в 1767 г., затем пятиактную оперу «Сабин», поставленную в Королевской академии музыки в 1774 г., «Деревенский праздник» (1778 г.), «Тезей» в трех актах (1782 г.), «Розина» в трех актах (1786 г.). К 1789 году Госсек заслужил признание французских музыкантов. Однако его симфонии были забыты после Гайдновских, реквием после реквиема Моцарта, а оперы после успеха Глюка. Тем не менее, Госсек остался в памяти народа, как великий композитор Революции 1789 года. Он участвовал во всех празднествах первых годов революции, писал гимны, траурные марши, оказывал содействие в создании консерватории и стал одним из первых ее учителем.

Какая революция может обойтись без торжественных маршей, церемоний и множеств празднеств на главных улицах города? Великая Французская революция 1789 года тому пример. Уже с первых ее дней народ захватили массовые грандиозные зрелища. В воздухе витали идеи свободы, вера в победу революции. Мятежный дух Франции буквально обрушился на улицы главного города страны. К этому времени музыканты еще не перестроились на настроение революции и народ сам создавал музыкальное сопровождение шествий. И самым удобным и доступным жанром в этом плане была песня. Для сочинения песен не нужен был талант великого композитора, а их слова легко запоминаются и передаются из уст в уста. Многотысячная толпа предавалась веселью, напевая народные песни. «Пиис, один из тогдашних песенников, сказал: «Революции нужны свои песни, чтоб она не кончилась только песней»». [3, с. 110]. Уже на взятие Бастилии появилось множество песен. Кругом ликования и призывы к объединению:

«Гоните без пощады

Врагов через поля.

Нам больше войн не надо:

Мы все теперь друзья» [4, с. 129].

Песни распространялись с мимолетной скоростью, а пелись они на мотив старинных французских мелодий, уже известных французским гражданам. Так, например неофициальным гимном французской революции стала песня «Ah! ça ira» на музыку Бекура «Народный перезвон». Готовясь отпраздновать годовщину взятия Бастилии — праздник Федерации, народ взялся за уборку Марсового поля. В ходе работ частушка «ça ira» вдохновляла людей и таким образом превратилась в песню.

В ходе революции, Франция вступила в войну с Пруссией и Австрией. По стране быстро распространилось воззвание «К оружию, граждане! Отечество в опасности! Знамя войны развернуто! Сигнал дан! К оружию!». Воодушевленный капитан страсбургского гарнизона К. Р. де Лиль за одну ночь написал гимн Рейнской армии. Вместе с батальоном добровольцев из Марселя, песня попала в Париж и стала называться «Марсельеза». В песне слышаться призывы из тех прокламаций, которые распространялись по стране:

«К оружию, граждане,

Постройтесь в батальоны,

Идем, идем!»

Боевой дух и клич песни заряжали народ на продолжение борьбы. Даже и сегодняшнего слушателя песня настраивает на революционный лад и побуждает к действию. Этот великий гимн сыграл большую роль в мобилизации многих европейских народов.

Следующей известной песней французской революции является «Карманьола». Она повествует о событиях 10 августа 1792 года, когда король Людовик XVI был заключен в Тампль. Восстание 10 августа принято называть «Второй революцией». Многотысячная толпа штурмовала королевский дворец Тюильри против федератов и швейцарского полка, охраняющего короля. Результатом этого восстания считают падение монархии во Франции, которое фактически произошло шесть недель спустя, когда Национальный конвент абсолютным согласием принял закон отмены монархии во Франции. Предполагаемым периодом написания Карманьолы является 13 августа — начало сентября. В саркастической форме она высмеивает короля и королеву, швейцарцев и роялистов. В песне содержится обвинение короля в измене, а также призывы к объединению для борьбы против врагов революции. Мотив Карманьолы — плясовой хоровод, возможно, был занесен в Париж теми же Марсельцами с юга. Он очень живой, веселый, воодушевлял граждан петь песню повсюду: на площадях, на торжественных мероприятиях в исполнении оркестра, в театрах и т. п. Впоследствии Карманьола была очень популярна и в двадцатом веке и исполнялась в основном анархистами.

События девяностых годов восемнадцатого века дали народу не только множество песен революционного характера, но также ввели в оборот различные гимны и марши. Одним из авторов торжественных гимнов и маршей является уже известный нам Госсек. Замечательным примером является «Траурный марш» написанный им для траурной церемонии в честь жертв восстания в Нанси в 1790 году. Также он звучал на похоронах Мирабо в 1791 году. Другим знаменитым маршем Госсека является торжественный марш на годовщину взятия Бастилии «песнь на 14 июля». Исполнение этих мелодий стало возможно благодаря реформе оркестра Б. Сарретта. Он ввел в оркестр новый духовой инструмент «Tubacurva» кривая труба, которая использовалась в Древнем Риме. Также был введен там-там в сопровождении пушки. Революция вывела оркестр на улицу. Они заполнялись живым звуком барабанов, труб и пушек. В ходе массовых празднеств во Франции, музыка приобрела новый пафосно-торжественный характер. Музыкант стал не слугой знати и церкви, а музыкантом гражданином. Помимо Госсека торжественные гимны писали Далейрак, Мегюль, юный ученик Госсека Катель.

Помимо массовых жанров музыки, во Франции во время Революции получил свое развитие и такой жанр как опера. В сложившейся исторической ситуации оперы приобретают революционный характер, направленный против монархии, церкви, аристократии и поддерживающий восстание и народные массы. Широко известными становятся оперы апофеозы Госсека «Триумф Республики» (1793 г.) и Гретри «Денис-тиран» (1794 г.). Предшествующая революции опера комик, изображавшая в основном реальные сюжеты, слилась с лирико-героическими произведениями Глюка в новый жанр, известный как «опера ужасов и спасения». Первым произведением, положившим начало «опере спасения», является опера П. М. Бертона «ужасы монастыря». Кроме этого, Бертон писал патриотические гимны и марши, а с первого дня Парижской консерватории стал преподавать там гармонию. Однако основным творцом «оперы спасения» является Л. Керубини. Его произведения «Лодоиска» (1791) и «Элиза» (1794) заложили основы нового жанра. Борьба с тиранией, самопожертвование, воспевание свободы и доблести — главные мотивы «оперы спасения». Герои опер зачастую являются простыми людьми из третьего сословия, которые в течение всего действия борются с волнующими зрителя ситуациями. С развитием сюжета опасность все возрастает, но преодолевается благодаря высоконравственным характерам героев. К концу оперы, нагнетающееся драматическое напряжение сменяется на торжество гуманистических идей. «Взволнованная, драматичная музыка Керубини, подчеркивающая напряженность сценического действия, отражала дух времени. В этой музыке, с ее стремлением передать обостренные внутренние переживания человека были выражены особенности, характеризовавшие впоследствии романтическое направление в искусстве. Уравновешенный, сдержанный, величественный классицизм отступал перед новыми веяниями». [5, с. 16]. Французская опера получила широкую славу в других странах Европы. Конечно, ее композиторы не встали в ряд с великими классиками, однако они порвали с восемнадцатым веком и открыли новые веяния века девятнадцатого.

Таким образом, музыка Великой Французской революции 1789 года полностью изменила свой характер и функции. Ее главной задачей стало воспитание революционных масс, поддержание торжественных событий революции. Ее содержанием стали массовые жанры, которые впитали в себя одну тему-служение родине и пафосное избавление ее от врагов внутренних и внешних. Даже такой высокий жанр, как опера поддался новым тенденциям времени. Широкое распространение получили народные песни, характер которых можно назвать воинственно революционный, гимны и марши, служившие музыкальным сопровождение почти каждому торжественному событию революции. Музыка покинула дворцы и вышла на улицы, сделав обычных слушателей музыкантами. Произведения, созданные в данный период, могут поистине служить историческим источником для изучения Великой Французской Революции, так как они отражают все ее основные события. Во время боев за свободу и равенство был сформирован новый музыкальный центр — Парижская консерватория, ставшая одной из старейших музыкальных консерваторий в Европе. Новая роль была отведена духовому оркестру, который претерпел изменения благодаря основателю консерватории Б. Сарретту. Музыка сопутствовала каждому событию революции. Она воодушевляла, призывала на бой. Благодаря музыке, как одной из составляющих революций, революционные идеи распространялись с невиданной скоростью. Победа революции — это также заслуга музыкального искусства и всего творчества в целом. После того, как к власти пришел Наполеон массовые произведения пошли на спад и были преданы забвению. Возможно, музыка французской революции не достигла высшего художественного мастерства, однако она оказала огромное влияние на музыкальную культуру следующей эпохи.

Литература:

  1. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. / Составление и комментарии Ю. А. Белова / Отв. ред. О. Платонов. Изд. 2-е — М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. — 816 с.
  2. Радиге А. Французские музыканты эпохи Великой французской революции. М., 1934. — 222 с.
  3. Рубинштейн. А. Песни французской революции // Литературный критик. 1939. № 8–9. С.109–128.
  4. Песни Первой французской революции (1789–1799) / Под общ. ред. А. М. Эфроса; Подбор текстов, вступ. ст. А. Ольшевского.- М.;Л.: Академия, 1934.- 808с.
  5. Конен В. История зарубежной музыки. Вып. 3. С 1789 года до середины XIX века. Издание пятое. — М.: Музыка, 1981. — 534 с.
Основные термины (генерируются автоматически): французская революция, Великая Французская Революция, Европа, музыка, опер, Париж, Франций, гимн, национальная гвардия, Парижская консерватория.


Ключевые слова

песня, революция, музыкальное искусство, опера, музыканты, народ, гимны

Похожие статьи

Наполеон и его вклад в историю

В данной статье рассматривается значение деятельности Наполеона Бонапарта для мировой истории. Подробно анализируются законодательная, военная, административная, судебная, образовательная реформы. Приведены материалы, не используемые ранее.

Достижения современной китайской системы музыкального образования

В статье рассматриваются достижения современной системы музыкального образования в Китае, а также факторы, оказавшие влияние на её становление и развитие.

Средневековые общественно-политические процессы в Западной Европе и их воздействие на формирование поэтического наследия вагантов

В статье рассматриваются предпосылки возникновения первых университетов в средневековой Европе и последствия данного процесса, одним из итогов которого стало появление вагантов, создавших уникальную литературу.

Модернизм в изобразительном искусстве Индии ХХ века

В статье отражены понятие модернизма в изобразительном искусстве Индии в ХХ веке, его виды, основные отличительные признаки и особенности, приведено описание художественного творчества наиболее ярких представителей данного направления в изобразительн...

Культура и религия в период апогея сталинизма

В статье рассматриваются особенности развития культуры в СССР в послевоенный период (1946-1953 гг.). Анализируются основные направления и тенденции культурного развития страны в последние годы правления И. В. Сталина.

Становление военного образования в России во второй половине XIX века

В статье рассматриваются основные направления становления военного образования в России во второй половине XIX века. Автором выделены ключевые аспекты и направления военной педагогической мысли, определен контекст происходящих в военной педагогике из...

Значение и судьба «Народного соглашения» левеллеров в английской буржуазной революции XVII века

В статье раскрывается деятельность Джона Лильберна. Рассматривается его вклад и роль в английской буржуазной революции. Определяются последствия и влияние деятельности Лильберна на развитие английского общества и государства.

Психологическая мысль в эпоху Возрождения (Италия, Испания, Англия)

В статье авторы рассматривают процесс изменения общепринятых взглядов на душу и психику человека в эпоху Возрождения в Европе

Американское общество и война во Вьетнаме: основные особенности и их характеристика

В статье рассматривается воздействие войны во Вьетнаме на американское общество, приводятся несколько ключевых особенностей, которые наиболее полно характеризуют состояние общественности в 1960–1970-е.

Древнегреческие мифы в творчестве композиторов

В данной статье рассматривается вопрос о месте древнегреческих мифов в творчестве композиторов прошлого и настоящего времени.

Похожие статьи

Наполеон и его вклад в историю

В данной статье рассматривается значение деятельности Наполеона Бонапарта для мировой истории. Подробно анализируются законодательная, военная, административная, судебная, образовательная реформы. Приведены материалы, не используемые ранее.

Достижения современной китайской системы музыкального образования

В статье рассматриваются достижения современной системы музыкального образования в Китае, а также факторы, оказавшие влияние на её становление и развитие.

Средневековые общественно-политические процессы в Западной Европе и их воздействие на формирование поэтического наследия вагантов

В статье рассматриваются предпосылки возникновения первых университетов в средневековой Европе и последствия данного процесса, одним из итогов которого стало появление вагантов, создавших уникальную литературу.

Модернизм в изобразительном искусстве Индии ХХ века

В статье отражены понятие модернизма в изобразительном искусстве Индии в ХХ веке, его виды, основные отличительные признаки и особенности, приведено описание художественного творчества наиболее ярких представителей данного направления в изобразительн...

Культура и религия в период апогея сталинизма

В статье рассматриваются особенности развития культуры в СССР в послевоенный период (1946-1953 гг.). Анализируются основные направления и тенденции культурного развития страны в последние годы правления И. В. Сталина.

Становление военного образования в России во второй половине XIX века

В статье рассматриваются основные направления становления военного образования в России во второй половине XIX века. Автором выделены ключевые аспекты и направления военной педагогической мысли, определен контекст происходящих в военной педагогике из...

Значение и судьба «Народного соглашения» левеллеров в английской буржуазной революции XVII века

В статье раскрывается деятельность Джона Лильберна. Рассматривается его вклад и роль в английской буржуазной революции. Определяются последствия и влияние деятельности Лильберна на развитие английского общества и государства.

Психологическая мысль в эпоху Возрождения (Италия, Испания, Англия)

В статье авторы рассматривают процесс изменения общепринятых взглядов на душу и психику человека в эпоху Возрождения в Европе

Американское общество и война во Вьетнаме: основные особенности и их характеристика

В статье рассматривается воздействие войны во Вьетнаме на американское общество, приводятся несколько ключевых особенностей, которые наиболее полно характеризуют состояние общественности в 1960–1970-е.

Древнегреческие мифы в творчестве композиторов

В данной статье рассматривается вопрос о месте древнегреческих мифов в творчестве композиторов прошлого и настоящего времени.

Задать вопрос