Internal audit — a multifunctional complex actions to control, synthesis, preparation of a multi-faceted financial information and the preparation of management decisions in order to optimize the economic entity. The article examines the nature, types and functions of internal audit as part of the internal control, as well as an effective means of organizing it.
Keywords: audit, internal audit, form audit, internal control
В процессе развития рыночных отношений происходит концентрациясобственности и интеграция субъектов хозяйственной деятельности. Планировать, финансировать, анализировать и контролировать деятельность экономической системы становится возможным при условии успешного функционирования органов внутреннего контроля. Этим целям отвечает внутренний аудит — контрольная деятельность, проводимая внутри хозяйствующего субъекта службой внутреннего аудита.
Чтобы понять современную концепцию внутреннего аудита, следует кратко рассмотреть понятие «аудит» в исторической ретроспективе. К сожалению, развитие аудита в основном связано с внешним аудитом. В современной российской специальной литературе по аудиту нет достаточно глубоких теоретических исследований по внутреннему аудиту. Имеющиеся исследования в этой области посвящены аудиту внешнему. Закон РФ и разрабатываемые в соответствии с ними стандарты аудиторской деятельности дают единообразное понимание сущности внешнего аудита (хотя с трактовкой определения аудита можно не согласиться), то внутренний аудит остался без упоминания.
Следует заметить, что единого определения внутреннего аудита в настоящее время не существует. Международный Институт внутренних аудиторов определяет внутренний аудит как деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности предприятия [1].
Первоначально аудит представлял собой деятельность независимых специалистов по проверке финансовой отчетности организаций. В мировой практике деление аудита на «внешний» и «внутренний» относится к концу 1940-х — началу 1950-х гг. ХХ века. В дальнейшем аудит стал системно-ориентированным. Внешние аудиторы стали уделять особое внимание вопросам внутреннего контроля. В собственных компаниях появились соответствующие службы внутреннего аудита, системно занимающиеся вопросами контроля.
Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления. Согласно определению, содержащемуся в федеральном правиле аудиторской деятельности 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» внутренний аудит — это контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением — службой внутреннего аудита, выполняющей функции мониторинга адекватности и эффективности системы внутреннего контроля [2].
Основными характеристиками внутреннего аудита являются:
1) независимость и объективность (независимость в данном случае понятие организационное, которое в значительной степени определяется уровнем подчиненности службы внутреннего аудита в организации, а под объективностью понимается индивидуальное качество внутреннего аудитора «беспристрастность» в оценках и выводах);
2) совершенствование деятельности организации, что предполагает возможность увидеть и оценить риски, слабые стороны в работе организации и дать рекомендации, направленные на повышение эффективности систем и процессов;
3) предоставление гарантий и консультаций заказчикам в виде объективного анализа аудиторских доказательств с целью осуществления независимой оценки и выражения мнения о надежности и эффективности систем, процессов, операций.
Анализируя точки зрения разных авторов на организационное предназначение внутреннего аудита в системе управления предприятием, следует отметить, во-первых, внутренний аудит на предприятии осуществляется в интересах руководства. Во-вторых, отличительной особенностью данных определений является то, что к инструментам внутреннего аудита помимо внутренних аудиторов или групп аудиторов отнесены также ревизоры и ревизионные комиссии.
Классификация видов внутреннего аудита на базе критериев, определяющих характер, объем и организацию реализации функций внутреннего аудита, представлена в табл. 1.
Таблица 1
Классификация видов внутреннего аудита
Критерий выделения вида |
Вид |
Субъект осуществления внутреннего аудита |
Структурная единица организационной структуры компании |
Внешний провайдер внутреннего аудита |
|
Комбинированный подход с организацией структурной единицы и использованием независимой экспертизы для исследования отдельных направлений |
|
Позиция в организационной структуре |
Подразделение внутреннего аудита как структурная единица в рамках общей структуры системы внутреннего аудита |
Реализация функции внутреннего аудита через аудиторский комитет при совете директоров |
|
Внутренний аудит как подразделение, курирующее внешнюю аудиторскую проверку и являющееся исполнителем одного из ее этапов |
|
Реализация функции внутреннего аудита в рамках отдельного подразделения компании |
|
Функциональный |
Оценка эффективности функционирования систем корпоративного управления, управления рисками и контроля |
Оказание консультационных услуг |
|
Направление реализации внутреннего аудита |
Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности в рамках общей системы корпоративного управления |
Анализ мошенничества и злоупотреблений |
|
Анализ информационных технологий |
|
Аудит эффективности деятельности |
|
Нормативно-правовой аудит (комплаенс-аудит) |
В настоящее время внутренний аудит отличается многогранностью функций и является частью внутреннего контроля, а также действенным средством или способом его организации [3]. В связи с расширением трансформационных процессов, а также трансформационных изменений, которые происходят в большом количестве, в последнее время в международной экономике многих стран все больше возрастает актуальность и необходимость проведения внутреннего аудита в области налогов и сборов интегрированных компаний, которые ведут свою активную деятельность на многих международных рынках мира по различным направлениям хозяйственной деятельности.
В такой ситуации именно интегрированные предприятия представляют собой своеобразный центр экономики каждой страны, которые приносят значительную долю прибыли в государственный бюджет благодаря высокому показателю выплачиваемых налоговых средств государству. Основываясь на требованиях нормативного определения, утвержденного Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита», автор предлагает уточнить понятие внутреннего аудита, проводимого в области расчетов по налогам и сборам в интегрированных компаниях, и определяет, что внутренний аудит расчетов по налогам и сборам в интегрированных компаниях — это контрольная деятельность в области расчетов по налогам и сборам, осуществляемая центрами внутреннего аудита и их филиалами (уполномоченными подразделениями) внутри аудируемых подразделений (предприятий) в условиях многоуровневой информационной среды на территориальном, региональном, внутриведомственном уровне формирования отчетности, и (или) осуществляемая внутри юридически самостоятельных организаций, контролируемых головной организацией и формирующих консолидированную отчетность.
Развитие внутреннего аудита расчетов по налогам и сборам является первоочередной задачей интегрированных компаний, так как организационная структура учета в таких компаниях предполагает проведение внутреннего аудита расчетов по налогам и сборам не только для различных уровней отчетности, но и для различных показателей и процессов, высокая степень детализации которых должна учитываться наравне с оперативностью проверки.
Следует отметить, что в организации внутреннего аудита на российских предприятиях много нерешенных проблем, не позволяющих в полной мере реализовать его преимущества в соблюдении должного финансового порядка и дисциплины. В настоящее время организация и функционирование служб внутреннего аудита — дело добровольное, т. е. не обязательное для субъектов хозяйствования или управления. Эти службы (отделы) подчинены руководителю предприятия и целиком зависят от его команды. В крупных организациях эти подразделения должны подчиняться Совету директоров или другому создавшему ее органу с участием собственников организации. При этом, создание отдела внутреннего аудита в организации и обеспечение надлежащего качества проведения внутренних аудиторских проверок невозможны без разработки внутрифирменных стандартов внутреннего аудита [4].
Внутрифирменными стандартами аудита являются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению внутреннего аудита, принятые и утвержденные руководством предприятия с целью обеспечения эффективности и качества работы отдела внутреннего аудита. Применение типовых внутрифирменных стандартов отделом внутреннего аудита позволит: снизить трудоемкость аудиторских проверок на отдельных участках, облегчить создание внутрифирменных стандартов конкретного предприятия, улучшить качество проверок, увеличить производительность выполняемых работ по аудиту, сделать технологию организации аудита более современной и рациональной.
Исследуя роль, значение, функции внутреннего аудита, можно сделать следующие выводы.
Внутренний аудит организационно предназначен обслуживать интересы разных групп потребителей (пользователей) его информации как руководства, так и собственников и в какой-то степени внешних аудиторов. Требования норм действующего законодательства в отношении ревизионных контрольных комиссий, внутреннего аудита за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов имеют обязательных характер и подлежат неукоснительному соблюдению. К институтам внутреннего аудита относятся две формы внутреннего контроля: управленческий аудит и ревизия. Управленческий аудит можно условно разделить на управленческий аудит, осуществляемый для руководства и, осуществляемый в интересах собственников. Цель управленческого аудита — информационное обеспечение управления деятельностью экономического субъекта. Результаты внутреннего аудита служат основой для принятия управленческих решений, направленных на достижение главной цели — получение максимальной прибыли. Внутренний аудит представляет собой подсистему оперативного, периодического обеспечения информацией пользователей как руководства, так и собственников экономического субъекта путем организации независимого контроля, и подготовки управленческих решений силами штатных работников либо привлеченных аудиторов для достижения главной цели функционирования экономического субъекта — получения максимальной прибыли.
Анализ взглядов известных зарубежных и российских ученых и специалистов в области аудита относительно сущности внутреннего аудита и его функций позволяет сформулировать концепцию гармоничного функционирования внутреннего аудита. Концепция функционирования системы внутреннего аудита заключается в сочетании элементов ревизии, менеджмента, контроллинга, стандартов внешнего аудита и инициативных стандартов, разработанных на предприятии. Основными характерными функциями внутреннего аудита является контрольно-информационная функция и управленческо-информационная функция.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости дальнейшего развития института внутреннего аудита в системе внутреннего контроля российских предприятий. Внутренний аудит превосходит внешний по периодичности, что существенно повышает вероятность обнаружения и предупреждения ошибок, а также помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления. Это один из немногих доступных, хотя и недостаточно оцененных ресурсов, правильное освоение которого может существенно повысить эффективность деятельности компании в целом.
Литература:
- Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита. Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (Стандарты) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.iia.ru
- Правило (Стандарт) № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» /Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 23 сент. 2002 г. № 696 (ред. от 22.12.2011). — Режим доступа: http://www1.minfin.ru.
- Подольский В.И, Савин А. А. — Аудит. Учебник (4-е изд.) // Издательство: Юрайт, 2013. — 592 с.4.
- Сонин А. Зачем компании внутренний аудит? / А. Сонин // Управление компанией. 2009. — № 8.