Особенности периода взросления подростка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кадырова, М. К. Особенности периода взросления подростка / М. К. Кадырова, Д. Э. Абдувахобова, С. Т. Журакулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 999-1002. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25834/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

Взросление — это реальные условия жизни по нормам и требованиям, предъявляемым к взрослым. Необходимо расширять сферу самостоятельности подростка, круг его прав и обязанностей. Важно, чтобы в семье была действительная нужда в труде и заботах ребенка. Надо перестроить способы общения с ребенком: именно в семье он должен научиться уважать личность другого человека, научиться такту, бережному, внимательному отношению к людям.

Интеллектуальное развитие ребенка также требует от семьи постоянного внимания и заботы. Поощрение познавательных интересов подростка, развивать его любознательность, побуждать к самообразованию самый лучший способ помощи взросления. В подростковом возрасте учение во многом опирается на самообразование и самосовершенствование. Помочь подростку овладеть навыками самостоятельного движения в знаниях, способами самостоятельной работы с книгой, с учебником, справочником — посильная задача каждого из нас. Направить подростка по пути интеллектуального взросления — это значит пробудить в нем стремление к овладению настоящими, глубокими знаниями.

Развитие морально-этической взрослости подростка связано с умением разбираться в поступках отношениях людей. Помочь подростку в этом — значит научить его понимать мотивы поведения людей, видеть причины и следствия поступков не только окружающих, но и своих собственных. Оценивая поступки других, подростки нередко склонны не замечать недостатки в своем собственном поведении. Научить подростка критически относиться к себе, к своим поступкам — значит помочь ему сделать важный шаг на пути морально- этического взросления. Для этого важно пробудить у ребенка способность к сопереживанию, воспитать способность к сочувствию. Очень важно, чтобы взрослый заинтересованно относился к самому подростку, к его внутреннему миру, к волнующим его вопросам, тревожащим его отношениям с товарищами и сверстниками, нужны душевный контакт и душевная близость с ними.

Мы уже и ранее говорили о трудностях, которые испытывают подростки, о том, как разнообразна их активность. Через все многообразие фактов проступает одна весьма интересная закономерность. Она состоит в том, что отношение подростка к школе, побуждение к учению тесно связаны с тем, овладел ли он способами самостоятельной учебной работы (переработки учебного материала, запоминания, внимания). Если да, то готовность подростка к самоорганизации в учении, интерес к учению упрочивается. Не владение же способами учебной работы делает неустойчивым интерес к учению, а нередко порождает и отрицательное отношение к школе. Стало быть, мы можем управлять отношением подростка к учению, к школе, вооружая его способами самостоятельного выполнения учебной работы (и на этой основе — способами активного самоутверждения, которое так им необходимо).

Любому ребенку присуще стремление к новым впечатлениям, широкая познавательная потребность. В разное время эта потребность выглядит по — разному. В раннем детстве она больше зависит от внешнего, от того что попадется на глаз. Чем старше ребенок, тем больше эта потребность регулируется им самим, на смену наивному «хочу все знать» приходит более зрелое понимание того, что все знать невозможно (хотя стремление знать как можно больше похвально), но надо знать основное, уметь видеть его за многообразием фактов; вместе с тем надо — это тоже входит в культуру умственного труда — уметь увидеть и «почувствовать» конкретный факт во всей его неповторимости. Умение анализировать, оценивать свою деятельность — это особая, впервые отчетливо заметная именно в отрочестве черта психического развития. У подростков складывается теоретический познавательный интерес — интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения.

Здесь, кстати, подросток соприкасается и с эстетической стороной умственного труда. Когда он учится сравнивать несколько способов решения одной задачи как по правильности, рациональности, так и по «красоте» — простоте, изяществу, накопленному опыту творчества, осваивает эстетическое отношение к познавательной деятельности. Связанные с этим радостные переживания, закрепляясь, сами станут побуждать к познанию, послужат впоследствии постоянно действующим мотивом самообразования.

Здесь и рост эмоциональной культуры. Если подросток чувствует доброжелательное внимание к тому, как он учится, в школе и дома, если он понимает, что и от него ждут такого же внимания к тем, кто так или иначе включен в его учебные дела, и к товарищам, и к учителям, и к родителям, то у него не может не возникнуть общего положительного настроя на учение, на школу.

Для развития взрослости подростка очень важны его совместная трудовая деятельность со взрослыми. Подросток тяготеет к тому, что делает его в собственных глазах взрослым, что дает чувство самоуважения, столь необходимое для крепнущей личности. Но, увы, отвечающие этой тяге виды деятельности до сих пор мало еще представлены в школе, способам их выполнения не всегда учат. Возможность утверждать себя подросток ищет и находит во внешкольных занятиях, которые становятся все более привлекательными для него, чем школьные. Кроме того, отношение подростка к учению никогда не увидишь в «чистом виде», оно всегда преломляется через его сложные отношения со взрослыми и сверстниками.

Нарастающее стремление подростка к самостоятельности и взрослости особенно остро не удовлетворяется тогда, когда школа использует преимущественно традиционную структуру урока. У некоторых учителей универсальной формой преподнесения нового материала продолжает оставаться изложение его «в готовом виде». Создается атмосфера монотонности общения.

Любому человеку свойственна потребность утверждаться с том деле, которым он занят, стремление добиться успеха — и в своих глазах, и в мнении окружающих. В особой мере это характерно для подростка с его бурно развивающимся самосознанием, обостренным чувством собственного достоинства. Всякий неуспех порождает у него нежелание учиться (лишь у более зрелых подростков, у тех, кто обладает достаточно развитой саморегуляцией, неудача вызывает желание мобилизоваться и показать свои подлинные возможности).

Неуспех в учении может быть вызван рядом обстоятельств.Прежде всего это может быть связано с усложнением самого учебного материала: ведь теперь надо усваивать систему научных понятий, уметь соотносить отвлеченный и конкретный материал. Не все справляются с этим новым уровнем сложности.

Подросток очень дорожит общением со взрослыми. Внимательный наблюдатель отметит некую двойственность поведения подростка в этом общении: внутренне признавая авторитет взрослых и учитывая их мнение, подросток внешне сопротивляется им, отстаивает свою независимость. Это не должно вводить нас в заблуждение. При всей внешней независимости подросток жаждет общения, очень любит, когда его самого оценивают в этой работе по взрослым меркам.

Несмотря на бурный рост самосознания, оно продолжает оставаться ограниченным, касается главным образом отдельных качеств личности. Без помощи взрослого подростку трудно оценить себя в целом, в соотношении разных сторон своего развития. Оттого-то ощущение взрослости опережает у подростка наступление подлинной зрелости. Отдельные стороны развития принимаются за зрелость всей личности. Так, раннее физическое созревание и интенсивное умственное развитие создают иллюзию и социальной, духовной зрелости.

Разрушать ощущение взрослости нельзя и не следует. Напротив, надо подкреплять его, поддержав и направив развитие реальных качеств взрослости, опираясь на все преимущества, все достоинства подросткового возраста.

Подросток многое видит, замечает, но как часто не под тем углом зрения! Он много знает, но этого еще так мало…Он весь в движении, в нем так мало устоявшегося, прочного. Он весь в будущем, это человек в проекте. В нем все еще только может быть. И будет или нет — в значительной мере зависит от того, как и куда поведем его мы с вами. Хватит ли у нас сил, умения, желания вести его по нелегким дорогам отрочества, и при этом вести его так, чтобы — помните, как у Сухомлинского — чувствуя нашу руку, он все же шел самостоятельно, сам принимал решения и сам отвечал за себя!

Только в такой самостоятельности действительно взрослеет подросток. Он начинает по — иному относится к себе, начинает чувствовать себя взрослым. Он ищет для себя эталоны взрослости, подравнивается к тем, кого считает в чем — либо более взрослым, стремится дотянуться до них. Причем стремление это не всегда осознанно, не зря психологи называют его чувством взрослости.

Подросток много думает о себе, и возникающие у него чувство взрослости начинает определять его оценки и самооценки, отношение к своим поступкам, поступкам сверстников, старших. Конечно, степень проявленности чувства взрослости, его яркость у разных ребят неодинакова. Если мы признаем право подростка на известную самостоятельность, относимся к нему с уважением, своевременно меняем характер требований, то чувство взрослости не будет ущемлено, и в таких случаях подросток развивается и взрослеет, как правило без конфликтов.

Совсем другое мы видим в семьях, где это чувство ребенка подавлена мелочной опекой, излишней жесткостью контроля, недоверием к самостоятельности. В таких случаях подросток не имеет возможности почувствовать себя в какой-то степени взрослым и утвердить себя таким во мнении окружающих. Он начинает грубить, упрямиться, возникают обиды, конфликты, растет и углубляется взаимное непонимание. Иногда кончается тем, что подросток, по существу, уходит из семьи, т. е. уходит из-под контроля и влияния, становится чужим в семье.

Подавление у подростка чувства взрослости ведет к тому, что он замыкается, уходит в себя или ищет такой круг общения, где его притязания на взрослость находят удовлетворение. В новом кругу не редко становится безропотным исполнителем любых приказов. Его приняли в общество более взрослых и самостоятельных людей, его признали равноправным — и он готов сейчас смириться с любыми требованиями, какими они не были. А при неразвитости других интересов способом самоутверждения подростка, его «борьбы за самостоятельность» может стать и становится бесцельное времяпрепровождение в компаниях сверстников.

Чтобы этого не случилось, необходимо так строить внутрисемейные отношения, чтобы ребенок принимал не формальное, а настоящее участие в общих семейных заботах. Надо позаботиться о том, чтобы личность подростка развивалась гармонично: надо формировать его познавательные интересы, развивать способности, воспитывать общественно ценные качества.

Мы постарались представить достаточно многообразную и противоречивую картину, так сказать, поведения подростка по пути взросления. В реальной действительности дело обстоит еще сложнее: возрастные особенности не в воздухе витают, на них накладывается и индивидуальность ребенка. Да и сами по себе возрастные особенности тоже меняются: 20–30 лет назад подростки были не совсем такие, как сегодня.

Как же нам найти вернуть дорогу в этих сложных переменчивых условиях? Ключ к решению этой задачи один — увидеть главные тенденции возраста, обнаружив его источники и наметив перспективы.

Это значит, что, обращаясь к подросткам, надо прежде всего учитывать те особенности, с которыми они встречаются: в семье, в кругу друзей, в средней школе. (Об этом мы и говорили раньше). Одновременно надо видеть и цель — каким может и должен стать подросток, оканчивающий среднюю школу.

Широко известно плодотворное положение Л. С. Выготского: обучение должно ориентироваться на завтрашний день развития. Это значит, что в обучении подростка нельзя не учитывать психологические особенности последующего — раннего юношеского возраста.

Педагогика всех возрастов исходит сегодня из признания больших резервов развития внутри каждого возраста, обусловленных чрезвычайной пластичностью нервной системы. Есть такие резервы и в подростковом возрасте.

Решая двуединую задачу — дать систему знаний и обучить их самостоятельному приобретению, современная школа постоянно обращается и к еще одной задаче: мы хотим, чтобы в нем сформировались новые, достаточно устойчивые психические качества. Именно здесь и лежат резервы психического развития, возможности развертывания способностей ребенка. Эти резервы развития могут быть приведены в действие, если удастся включить ребенка в новые, ранее недоступные ему виды активной деятельности.

О результатах обучения, об эффективности тех или иных его методов нередко судят главным образом по объему знаний и умений детей, а проще говоря — по их успеваемости. При этом в тени остается более существенное — сами способы, приемы учебной деятельности школьников. Разумеется, они для родителей не выступают столь наглядными, как отметки в дневниках их детей. Но этого они не становятся менее реальными и менее важными.

Мы описали выше ряд условий по пути взросления подростков. Подросткам непременно надо раскрыть значимость самообразования как важной деятельности каждого человека и помочь им перекинуть мостик к этой деятельности от самостоятельной работы. Нередко приходится сталкиваться с тем, что подростки еще не могут «работать» на далекие цели и перспективы, на то дело, которым им придается заниматься где-то далеко за порогом школы и которое им пока трудно себе представить. Это понятно. К такому умению еще надо прийти. И прийти через более близкое, доступное.

Многие проблемы — перегрузка ребят, снижение интереса их к учению — в известной мере решаются, если перенести центр тяжести в обучении с памяти на мышление. Когда человек увлечен интересной для него умственной деятельностью, он запоминает материал и без задачи запомнить т. е. непроизвольно.

То, что подросток будет знакомиться с общими закономерностями возможно более рано, нисколько не помешает усвоить конкретные факты; напротив, тогда отдельные факты лучше и понимаются, и запоминаются. Вместе с тем если умеешь охватить область какого-то знания целиком, то можно увидеть не только те факты, которые укладываются в известную закономерность, но и те, которые никак не могут быть ею объяснены. А это толчок к работе мысли, начало всякого исследования.

Поведение подростка связана и с родительским поведением. Иногда взрослый утверждает свою власть, и подросток повинуется; а иногда подростку предоставляют самостоятельность — и он выказывает инициативу; в ответ на разумное родительское убеждение следует послушание, угроза вызывает страх. Родительское отношение может войти в плоть и кровь детей, стать их собственной позицией. Отвержение со стороны родителей в этом случаи превратится для подрастающего человека в неприятие собственной личности, вызовет низкую самооценку.

 

Литература:

 

  1.    Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьника. — М., Просвещение, 1976.
  2.    Ковалев А. Г. Психология личности. — М., Просвещение, 1970.
  3.    Хрипкова А. Г. Подросток. — М., Педагогика, 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, взрослый, чувство взрослости, отношение подростка, подростковый возраст, учение, школа, главный образ, психическое развитие, самостоятельная работа.


Задать вопрос