Тестирование как метод контроля знаний студентов по химии в вузах І-ІІ уровней аккредитации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жбора, И. В. Тестирование как метод контроля знаний студентов по химии в вузах І-ІІ уровней аккредитации / И. В. Жбора, И. П. Стерчо, С. С. Милевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 818-821. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25744/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Проверка учебных достижений и оценивание успехов учащегося — это та часть педагогического процесса, которая выявляет достижения как учащихся, так и преподавателей, а также показывает степень успешности работы отдельных образовательных учреждений и всей системы образования в целом.

Контроль знаний учащихся принадлежит к основным элементам оценки качества процесса образования и выполняет несколько функций в процессе обучения: социальную, образовательную, воспитательную, эмоциональную, информационно-диагностическую, функцию управления. Систематический учет знаний школьников или студентов помогает своевременно обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью [1].

В наше время большинство учебных заведений предпочитают тестовый контроль знаний учеников и студентов. Решая тесты, ученики или студенты могут не только проверить свой уровень познаний в той или иной области, но и получить новые знания, благодаря закрытым тестам и самоконтроле (при самостоятельной подготовке). Использование тестирования позволяет получить сравнительные количественные и качественные показатели степени сформированности знаний и умений студентов вузов

I- II уровня аккредитации. Тестовый контроль как средство оптимизации учебного процесса приобрел в вузах значительное распространение. Тест представляет собой стандартизированный метод определения уровня подготовленности студентов. Во время тестирования все участники получают одинаковые задания, находятся в одинаковых условиях и оцениваются согласно одинаковых критериев [2].

Актуальность тестового метода объясняется его преимуществами перед другими традиционными формами контроля:

а)                возможность количественного измерения уровня знаний;

б)                полный охват знаний при тестовом контроле;

в)                наличие одинаковых для всех, правил проведения педагогического контроля и адекватной интерпретации тестовых результатов;

г)                 систематичность контроля, индивидуальный подход.

Все эти преимущества обеспечиваются при условии создания хороши, качественных тестов. Качество теста определяется прежде всего его надежностью, валидность и объективностью [3].

Цель данного исследования состоит в анализе возможностей использования тестов для диагностики уровня учебных достижений студентов при изучении некоторых тем неорганической химии.

Введение тестового контроля при обучении существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность учеников. Тестовые задания удобно использовать на любых этапах занятия. Преподаватель может проверять уровень усвоения основных учебных элементов данного курса, определять пробелы в знаниях, определять задачи для продуктивного самообразования и планирования этапа занятия коррекции знаний.

Понятно, что традиционные методы контроля (экзамены, зачеты, коллоквиумы) не теряют своего значения и не могут быть исключены, современная технология обучения их не отвергает. Однако, хорошо составленные тесты по различным отраслям знаний становятся необходимой частью учебного процесса. По мнению российского ученого В. Кадневского, в современном мире тесты стали важной составляющей жизнедеятельности общества. Их универсализм, широта применения, высокий уровень объективности получаемых результатов позволяют говорить о тестах как о феномене человеческой цивилизации [4].

В. Аванесов, говоря об истории возникновения тестов, отмечает: «Любая попытка определить точное время возникновения тестов напоминает стремление географов найти точное начало большой реки, вытекающей из множества потоков» [5].

Для реализации данного исследования использовался учебник «Химия 10» [6]. Учебные занятия по химии проводились в соответствии с рабочей учебной программой, составленной согласно нормативной «Учебной программы для вузов I-II уровней аккредитации, которые осуществляют подготовку младших специалистов на основе базового общего среднего образования ", утвержденной МОН (Киев, 2010 г.).

Исследования по использованию тестовых заданий проводились на базеВиноградовского государственного колледжа (вуз І-ІІ уровня аккредитации) Мукачевского государственного университета. В эксперименте были задействованы группы студентов первого курса (изучают программу 10–11 классов): направления 6.050502 «Инженерная механика» (сокращенное название ОР-11), 6.051602 «Технология изделий легкой промышленности» (сокращенное название ТВ-11). Эффективность применения тестового контроля знаний и умений учащихся оценивали по применениям тестов на практических занятиях, где изучалась тема «Неметаллические элементы и их соединения» в виде самостоятельной работы как текущего контроля, в конце занятия на 10–15 мин., и по результатам выполнения тематической контрольной работы по данной теме. Контроль знаний по предыдущей теме, а именно «Повторение и углубление теоретических вопросов курса химии основной школы» проводился в форме обычного письменного и устного контроля (как текущего, так и тематического). Результаты тематических контрольных работ представлены в табл. 1–2.

 

Таблица 1

Результаты тематического контроля знаний студентов группы ОР-11

п/п

Фамилия, имя студентов

Тематический контроль № 1*

Тематический контроль № 2**

1

Баник Владислав

6

8

2

Биклян Михаил

5

6

3

Васильчук Игорь

4

6

4

Вовканец Александр

3

4

5

Вовчок Иван

9

5

6

Данканич Сергей

7

10

7

Копча Себастиан

4

5

8

Криштоф Александр

6

9

9

Куцык Федор

3

6

10

Лендел Ян

3

8

11

Лукачинец Николай

4

6

12

Мади Доминик Патрик

3

4

13

Пигор Эдуард

3

4

14

Сич Эрік

8

10

15

Слиган Василий

5

6

16

Турзай Роберт

5

6

17

Федорик Эдуард

7

7

18

Худан Егений

6

6

19

Чорба Иван

7

8

20

Юрик Владислав

5

6

*«Повторение и углубление теоретических вопросов курса химии основной школы»

**«Неметаллические элементы и их соединения»

       

 

Таблица 2

Результаты тематического контроля знаний студентов группы ТВ-11

п/п

Фамилия, имя студентов

Тематический контроль № 1*

Тематический контроль № 2**

1

Анталовци Анна

6

5

2

Беля Андриана

9

11

3

Боклажук Надежда

10

10

4

Варга Евгений

7

9

5

Вереш Юрий

6

6

6

Витченко Анатолий

6

6

7

Горжибовская Ванесса

5

5

8

Гренцер Сабина

6

7

9

Деврий Иванна

7

8

10

Дьяконова Юлианна

7

5

11

Король Светлана

7

9

12

Корпош Виктория

10

10

13

Лебович Татьяна

10

7

14

Любка Антонина

10

7

15

Мадяр Наталия

5

6

16

Меренич Татьяна

7

7

17

Рачок Павел

6

7

18

Сочка Светлана

4

4

19

Сушицкая Андриана

5

7

20

Толпош Евгения

8

6

21

Феер Ерик

6

6

22

Халахан Ярослава

6

6

*«Повторение и углубление теоретических вопросов курса химии основной школы»

**«Неметаллические элементы и их соединения»

       

 

Также проанализированы учебные достижения всех студентов, которые были задействованы в эксперименте. Результаты исследований представлены в табл. 3 и на рис. 1.

 

Таблица 3

Учебные достижения студентов групп ОР-11 и ТВ-11 по результатам тематического контроля

Учебные достижения

Тематический контроль № 1*

Тематический контроль № 2**

К-во студентов

%

К-во студентов

%

Начальный уровень

5

12

-

-

Средний уровень

21

50

23

55

Достаточный уровень

12

29

14

33

Высокий уровень

4

10

5

12

*«Повторение и углубление теоретических вопросов курса химии основной школы»

**«Неметаллические элементы и их соединения»

         

 

Рис. 1. Учебные достижения студентов групп ОР-11 и ТВ-11 по результатам тематического контроля: Т. к.1. «Повторение и углубление теоретических вопросов курса химии основной школы»; Т. к.2. «Неметаллические элементы и их соединения»

 

Анализируя таблицу 3 и рисунок 1, мы видим, что при проведении тематического контроля с применением тестов, среди студентов отсутствуют учащиеся с начальным уровнем знаний, а также, тестирование приводит к увеличению количества студентов с достаточным и высоким уровнем.

Таким образом, использование тестового контроля знаний позволяет формировать эффективные модели оценки студентов с максимальным учетом современных подходов и задач изучения дисциплин. Тестовый контроль может использоваться для актуализации знаний студентов, установлении уровней успешности академических групп и отдельных студентов, анализа различных форм и методов обучения, тематического и итогового оценивания. В целом, тесты мотивируют студентов учиться и увеличивают посещаемость занятий.

 

Литература:

 

  1.              Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.:Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.
  2.              Берещук М. Я. Тестовий контроль і рейтинг в освіті: навчальний посібник / М. Я. Бере щук, Ю. П. Бархаєв, Г. В. Стадник. — Харків: ХНАМГ, 2006. — 106 с.
  3.              Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе / В. С. Аванесов. — М.: МИСиС, 1989. — 176 с.
  4.              Кадневский В. М. Тестовая культура как фе-номен цивилизации // Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс] / В. М. Каднев-ский. — М.: OIM.RU. — Режим доступа: http://www.oim.ru.
  5.              Аванесов В. С. История возникновения тес-тов [Электронный ресурс] / В. Аванесов. — Режим доступа: http://www.bim-bad.ru
  6.              Буринська Н. М., Депутат В. М., Сударєва Г. Ф., Чайченко Н. Н. Хімія, 10 кл.: Підручник для середніх загальноосвітніх шкіл. (проф.рівень) –Кер. авт. кол. Буринська Н. М., доктор пед. наук, проф., гол. наук. співроб. лаб. хім. і біолог. освіти Ін-ту педагогіки НАПН України. — К.: Педагогічна думка, 2010. — 352 с.
Основные термины (генерируются автоматически): тематический контроль, курс химии, основная школа, тестовый контроль, студент, тест, уровень аккредитации, высокий уровень, тематический контроль знаний студентов группы, учебный процесс.


Похожие статьи

Имитационная технология обучения как средство формирование профессиональных компетенций студентов средних специальных учебных заведений

Анализ работы по теме самообразования «Игра как средство воспитания младших школьников с ОВЗ»

Роль культуры и национальности в процессе обучения студентов неязыковых специальностей вуза английскому языку

Медико-биологическое моделирование как способ формирования исследовательской компетенции на первой ступени высшего образования в медицинских вузах

Использование электронных образовательных интернет-ресурсов для обеспечения качественной подготовки к итоговой аттестации по информатике

Тестовая методика контроля знаний у студентов в вузе при изучении дисциплины «основы землеустройства»

О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)

Методика контроля знаний студентов при изучении тестирования циклов

Разработка компетентностно-ориентированных средств по дисциплине «История» для промежуточной аттестации студентов

Похожие статьи

Имитационная технология обучения как средство формирование профессиональных компетенций студентов средних специальных учебных заведений

Анализ работы по теме самообразования «Игра как средство воспитания младших школьников с ОВЗ»

Роль культуры и национальности в процессе обучения студентов неязыковых специальностей вуза английскому языку

Медико-биологическое моделирование как способ формирования исследовательской компетенции на первой ступени высшего образования в медицинских вузах

Использование электронных образовательных интернет-ресурсов для обеспечения качественной подготовки к итоговой аттестации по информатике

Тестовая методика контроля знаний у студентов в вузе при изучении дисциплины «основы землеустройства»

О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)

Методика контроля знаний студентов при изучении тестирования циклов

Разработка компетентностно-ориентированных средств по дисциплине «История» для промежуточной аттестации студентов

Задать вопрос