Автор: Лупандина Марина Владимировна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 27.01.2016

Статья просмотрена: 241 раз

Библиографическое описание:

Лупандина М. В. Исторический аспект дополнительного образования детей в сфере технического творчества // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 871-874.



 

Система детского технического творчества в России основана на традициях, заложенных в советское время.

В историко-педагогических исследованиях определены этапы становления и развития отечественной системы детского технического творчества. Этапность соотнесена, например, с конкретными историческими событиями в России: становлением Советской власти, рождением пионерской организации, индустриализацией страны, постановлениями ЦК ВКП(б), пятилетками, Великой Отечественной войной, съездами и т. д. [6], или в основе периодизации определено развитие трудового воспитания как неотъемлемой части воспитания подрастающего поколения [7]. Мы согласимся с В. А. Горским и Н. Н. Ярцевым, которые соотнесли развитие детского технического творчества в России с развитием отечественной системы внешкольного и дополнительного образования детей, компонентом которой оно является.

Технологическое оснащение производства в конце XIX века, изменение и развитие различных технологий, диктующие необходимость подготовки квалифицированных работников, определили возникновение «добровольных творческих объединений любителей науки и техники», «обществ и организаций, занимавшихся вопросами образования рабочих и объединяющих представителей техники, науки и промышленности» [9]. Деятельность данных объединений и обществ косвенно влияла на развитие «ремесленного любопытства детей и молодежи» [9]. Технические кружки в царской школе были редким явлением. «Дети, интересующиеся техникой, могли заниматься техническим творчеством лишь дома, по собственному усмотрению и разумению». [9]. После Октябрьской революции внешкольное образование было включено в общую систему народного просвещения и педагогика страны Советов начала уделять большое внимание развитию склонностей детей, в том числе в направлении техническое творчество. Более того, в условиях развала экономики, системы образования, в условиях невиданного уровня детской беспризорности и преступности идея привлечения детей к техническому творчеству стала спасительной для Советской России. «Два дня в неделю…выделяются для самостоятельных детских занятий, для чего привлекаются новые педагогические силы…для клубных и лабораторных занятий, рефератов, экскурсий, ученических собраний» [2]. В этот период в стране создаются кружки ремесленного характера, направленные на самообслуживание, а также на изготовление учебно-наглядных пособий.

«Увлеченные романтики социалистического переустройства» [1, с.141] без преувеличения к ним можно отнести педагогов того времени и многих общественных и политических деятелей. Народнохозяйственные проблемы страны немедленно находили отклик у юного поколения и уже с 1922 года при пионерских отрядах создаются технические кружки и мастерские. Вожатыми отрядов, чаще всего, были комсомольцы-производственники, к каждому отряду прикреплялся рабочий-коммунист.

Секция юных друзей воздушного флота, созданная в 1923 году при Обществе друзей Воздушного флота, определила начало массового развития спортивного авиамоделизма. Становлению радиолюбительства способствовало «дистанционное обучение» — заочные курсы, организованные журналом «Знание — сила».

В 1923–1925 годы под влиянием идей электрификации страны, плана ГОЭЛРО открываются электротехнические кружки в различных городах страны.

Развиваясь, движение юных техников потребовало более четкого организационно-методического оформления. Техническая станция должна была объединить руководителей кружков, лекторов, преподавателей — специалистов. Техническая станция должна была устраивать демонстрации приборов, моделей, технические выставки, распространять техническую литературу. Техническая станция должна была образовывать среди молодежи технические кружки, которые являлись бы отделениями станции и находились в тесной связи с нею. В 1926 году был создан подобный учебно-методический центр — Центральная детская техническая станция. Через год в стране насчитывалось уже 15 детских технических станций (ДТС). Станции, по сути дела, явились первыми специализированными детскими внешкольными учреждениями, другой прообраз — это станции юных натуралистов. Общественные организации, заинтересованные в развитии технической пропаганды среди подростков и детей (Осавиахим, Освод, Автодор, ВОИЗ), действовали в тесном контакте с данными станциями. Популярными лозунгами пионерии (20–40 годов прошлого столетия) были: «Пионер — мастер на все руки!», «Даешь пионерам технику!», «Все постигнем! Всем овладеем! Все построим!». Страна нуждалась в «умелых руках», и на первой конференции юных техников с докладом «Юные техники и пятилетний план развития народного хозяйства» перед школьниками выступает председатель Госплана СССР Г. М. Кржижановский. Число станций в 1928 году составляет 24, в 1931 году — 150. Период становления ДТС нового типа завершается в 1931 году. В 1940 году ДТС были переименованы в станции юных техников (СЮТ).

В 1935 году создается первая детская железная дорога в г. Тбилиси. В 1936 году в Сталинграде действует детское речное пароходство. Школьники изучают и осваивают соответствующие специальности. После знаменитой эпопеи «Челюскина» начинается массовое производство коротковолновых станций, развивается радиотелефонные соревнования юных радиолюбителей. Результатом деятельности школьников на технических станциях (20–40 годы) в основном является постройка натурных образцов, моделей различной существующей техники. Одновременно происходит поиск новых форм внешкольной работы, совершенствование педагогических и организационных принципов.

Уже в начале становления внешкольного образования Н. К. Крупская настойчиво рекомендовала создавать кружки юных любителей науки и техники «повышенного типа» [1, с.145]. Исследователи детского технического творчества цитируют идею внешкольного технического образования, которую высказал А. В. Луначарский: «Человек должен развертывать свое научное техническое творчество возможно шире, ибо на этом дереве и растут плоды, которыми потом будут все питаться…Мы должны заботиться, чтобы …как можно больше людей постепенно поднималось…до умения работать в области науки, до совершенно свободного, творчества» [1, с.142].

В 1941 году СЮТ насчитывалось уже 1038. В нашем исследовании важно отметить, что к этому времени одной из функций СЮТ была популяризация научно-технических знаний.

В 1945 году в стране принимаются меры к восстановлению сети СЮТ, созданию новых станций, и определяется задача — усиление образовательной составляющей внешкольной работы. В середине 50-х годов технические кружки школьников создаются по месту жительства (при домоуправлениях), клубы юных техников — на базе промышленных предприятий. Такая форма организации детского технического творчества в дальнейшие десятилетия стала основной, массовой и результативной.

Изменение школьного образования, определенного Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в РСФСР» (1959 г.) потребовало внести изменения в содержание деятельности молодежи в области техники. Начиная с 60-х годов в сфере технического творчества, активно развивается рационализаторство и изобретательство. Создаются научные общества учащихся (НОУ), малые академии наук (МАН). Внеурочная работа по технике становится целеустремленнее. В это время в СССР действовало 21 отраслевое научно-техническое общество, и на базе производственного предприятия, вуза или НИИ достаточно легко решались вопросы организации, содержания деятельности МАН и НОУ, определялась тематика учебно-исследовательских работ для старшеклассников [1, с.215].Научно-техническое творчество стало «синтезом инициированной педагогами детской инициативы и патроната со стороны научных организаций и ученых» [5].

Исследователями определено, что к 1991 году основу детского технического движения составлял творческий труд в интересах народного хозяйства, выявлено девять направлений: изготовление учебно-наглядных пособий; изготовление учебного оборудования; изготовление предметов бытового назначения; моделирование производственной техники, копийное и экспериментальное; создание технических средств реального применения для производства и производственной сферы народного хозяйства; спортивное радиолюбительство; создание транспортных средств для спорта и туризма; создание технических средств для научных исследований; моделирование транспортной техники, спортивное и экспериментальное.

Поводя итог необходимо согласиться, что «внешкольные учреждения советской эпохи были имитацией — воспроизведением всего многообразия экономических, социальных, культурных и политических элементов общественной системы. …В этом …уникальном сочетании игры и труда, внешкольное воспитание в СССР выступало весомым фактором социализации подрастающих поколений» [3].

В 1992 году Законом «Об образовании» определено правовое обоснование для реформирования системы дополнительного образования детей. В основе функционирования создаваемых учреждений дополнительного образования была определена образовательная деятельность. В эти годы проводились множественные исследования (В. А. Березина, А. К. Бруднов, Г. П. Буданова, В. П. Голованов, Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, И. И. Фришман и др.) благодаря которым создаваемое дополнительное образование получило теоретическое обоснование. Исследователи раскрыли и определили ценность дополнительного образования: в развитии склонностей, способностей ребенка; в его самообразовании, самореализации, самоопределении; в освоении опыта и эмоционально-ценностных отношений; во включении ребенка в творческий поиск.В тоже время, исследователи приводят практические факты отчуждения учреждений дополнительного образования и «от детей и от государства» [3]. Особенно это проявилось в отношении технического творчества. Количество детей, занимающихся в творческих объединениях технической направленности, сократилось до 10 % от общего охвата детей дополнительным образованием детей. Основной возраст юных техников — от 7 до 11 лет.

С принятием Закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), Концепции развития дополнительного образования детей (2014 г.) государственная позиция дополнительного образования детей укреплена, в том числе и для системы детского технического творчества. В современной системе дополнительного образования все больше получают распространения «такие инновационные организационные формы, как парки и музеи науки, эксплораториумы, детские компьютерно-мультипликационные студии, студии робототехники, 3-d моделирования и прототипирования и другие» [4].

В заключении нашего краткого исторического экскурса приведем ответ Президента РФ В. В. Путина на вопрос о проблемах детского технического творчества: «В начале 90-х годов все рухнуло... Восстановить это довольно сложно... Но …правы в том, что … дело касается вообще всей системы внеклассного дополнительного образования. Это, конечно, помощь будущим инженерным школам, мы таким образом… займём детей и творчеством, и техническим творчеством, и художественным... Но это длительный процесс... Тем не менее, этот процесс развивается, и, в общем, и в целом развивается позитивно, но недостаточными темпами, …. Будем стараться». [8].

 

Литература:

 

  1.              Горский, В. А. Живое образование (без стандартов и ЕГЭ)/ В. А. Горский. — М. — 2005. — 341с.- с. 141
  2.              Декрет от 16.10.1918 Об Единой Трудовой Школе РСФСР (Положение) URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_377.htm
  3.              Куприянов, Б. В. Как сохранить учреждения дополнительного образования детей? // URL: http:// www.ucheba.com/met_rus/k_dopobraz/title_main.htm
  4.              Конценция развития дополнительного образования детей. — Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г., № 1726- Р// URL: http:// минобрнауки.рф/документы/4429
  5.              Леонтович, А. В. Что нам делать с дополнительным образованием? URL: http://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/stati/voprosy-teorii/1211-chto-namdelat-s-dopolnitelnym-obrazovaniem
  6.              Столяров, Ю. С. Развитие системы творческой технической деятельности учащихся общеобразовательной школы в СССР// дис….д-ра пед. наук. — М., 1985
  7.              Ташлыков И. С., Гридасов А. И. Методика организации технического творчества URL: http://phys.by/static/um/tvorchestvo/index_tvor1.htm
  8.              Форум Интернет–предпринимательство в России // Президент России URL: http:// news/kremlin.ru/news/45886
  9.              Ярцев, Н. Н. Становление и развитие системы детского технического творчества в условиях дополнительного образования (на примере Самарской области): автореф. дис. …канд пед наук.- Ульяновск. 2006.- 28 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительного образования, технического творчества, детского технического творчества, дополнительного образования детей, технического творчества в России, сфере технического творчества, юных техников, учреждений дополнительного образования, системы детского технического, Техническая станция должна, технические кружки, аспект дополнительного образования, педагога дополнительного образования, юных техников —, системы дополнительного образования, внешкольного технического образования, позиция дополнительного образования, внеклассного дополнительного образования, развития дополнительного образования, системе дополнительного образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос