Авторы: Завьялов Александр Васильевич, Вазгустов Кирилл Николаевич

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 17.03.2016

Статья просмотрена: 300 раз

Библиографическое описание:

Завьялов А. В., Вазгустов К. Н. Школьный кружок технического творчества как форма организации инновационной деятельности учащихся 7-8 классов // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 50-53.



Annotation. The article discusses the development of innovative abilities of pupils 7 - 8 classes during extracurricular activities organized in educational institutions in the form of a circle of technical creativity.

Keywords: creativity, innovation, innovation, a circle of technical work, the program of work circle , unconventional construction material.

Перед образованием поставлены исключительно ответственные задачи: обучить учащихся основам наук и профессии, научить их самостоятельно пополнять свои знания, воспитать идейно закаленную, всесторонне развитую личность. Развитие творческих способностей, творческой (инновационной) деятельности учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Это неизбежно раздвигает рамки урока. Обучение в иных формах продолжается за его пределами.

Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности по развитию творческих способностей в школе являются предметные кружки по интересам. Активная работа любого кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята углубляют знания и умения по интересующему их делу и применяют их в общественно полезном труде в школе и дома. Воспитанию в каждом ученике творца (новатора) способствует умение педагога увидеть, рассмотреть, разгадать интересы, наклонности, способности и таланты своих воспитанников и создать возможности для их творческого развития и реализации.

Понятие "инновация" впервые появилось в исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.

Основоположником теории инноваций считают Й. Шумпетера. Он в своей работе «Теория экономического развития», изданной в 1912 году, рассматривал инновацию (новые комбинации) как средство предпринимательства для получения прибыли. Автор предпринимателями называл «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент» [6, с.134-135].

Творчество –это есть деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей [3].

В современных реалиях перед педагогами стоит задача организовать образовательный процесс так, чтобы развивалась и творческая активность учащихся, индивидуальные способности учеников. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка» [5].

Творческая (инновационная) деятельность учащихся предполагает выявление новых сторон изучаемых явлений, расширение и углубление знаний. Творчески работающие учащиеся не ограничиваются учебником, хотя формально от них в ряде случаев больше ничего не требуется, а обращаются к научной литературе, справочникам, энциклопедиям. В процессе работы над учебником они находят вопросы, требующие дополнительного изучения, и проводят, пусть и скромные, но самостоятельные исследования. Главное в творческой деятельности учащихся - процессуальная сторона, методы овладения знаниями. Учащиеся могут не только более глубоко и всесторонне изучать те или иные явления, не только выражать свое отношение к изучаемому, высказывать свою точку зрения, не только переносить известные способы решения в новые условия, но и находить принципиально новые способы [7].

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.

Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности по развитию творческих способностей в школе являются предметные кружки по интересам. Цель этих кружков - увлечь ребенка в определенной сфере науки, привести в действие программу творческих открытий, расширить спектр деятельности. Продуктивнее на занятиях будет действовать механизм обучения, если задания будут составлены «от простого к сложному». Преодолевая посильные сложности, ребенок с каждым разом с большим желанием будет подниматься по ступенькам знаний. В тоже время учитель должен использовать дифференцированные задания, развивая у каждого его слабые стороны в обучении. Главное, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибку. Поэтому для учителя является важным не подавлять желания, творческие порывы и идеи учащихся, а поддерживать их и направлять [4].

При организации внеклассной работы по развитию инновационной творческой деятельности учащихся (кружка технического творчества) ведущим принципом является предоставление всем учащимся возможности удовлетворения их стремлений и развития способностей. Интерес ученика к какому-то определённому вопросу, возникший на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении статьи в газете может быть развит, углублён на занятиях в кружках, где учитель не связан рамками программы и учебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся.

Работа в технических кружках протекает по программам или тематическим планам, которые хотя и соответствуют школьным учебным программам, но во многом и отличаются от них. Каждая программа сочетает в себе практическую работу в кружке с необходимыми теоретическими сведениями, которые должны знать кружковцы. [2]

Программа кружка не является обязательной во всех своих частях. Каждая такая программа в зависимости от местных условий, от умения руководителя, от интересов и подготовки кружковцев может быть изменена как в теоретической, так и в практической части.

Кроме теоретических сведений, программа предусматривает и большой круг практических работ. Однако практическая работа не может быть самоцелью. Выполняя ее, юные техники должны приобрести общие трудовые навыки, умение обращаться с различными инструментами по обработке дерева и металлов, навыки в монтажных работах, учиться хорошо, читать чертеж, производить элементарный расчет, разбираться в конструкции модели или машины и управлять ею.

Для того, чтобы ввести новое и нестандартное в систему трудового обучения в школах, предлагается выделять новую группу нетрадиционных материалов, которая поможет значительно расширить и разнообразить перечень видов деятельности на уроках труда. Под термином "нетрадиционные" подразумеваются материалы, которыми можно заменить в работе обычные, традиционно используемые на занятиях по трудовому обучению материалы [1].

Достаточно новым нетрадиционным конструкторским материалом, имеющим довольно частое применение, являются остатки полипропиленовых труб, используемых для монтажа отопительной системы и системы водоснабжения и канализации в помещениях. Из полипропиленовых труб можно изготовить очень огромное множество вещей: предметы мебели, подставки и карандашницы, теплицы и парники, необычные предметы интерьера (люстры, светильники, панно и т.д.).

Изучив и проанализировав теорию об инновационной творческой деятельности учащихся, можно сделать вывод, что особое место в работе педагогических коллективов должны занимать вопросы совершенствования методики организации занятий по техническому творчеству во внеучебное время. Безусловно, способность к новым творческим решениям появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие (инновационные) возможности можно и нужно развивать.

На основе изученного теоретического материала по теме исследования, разработана программа работы кружка технического творчества для учащихся 7 – 8 классов «Умелые руки», а также методические рекомендации организации занятий по изготовлению изделий из нетрадиционного конструкционного материала на примере изготовления креативного светильника из полипропиленовых труб.

Можно сделать вывод, что занятия в кружке «Умелые руки» будет способствовать развитию творческих и инновационных способностей учащихся, креативного мышления.

Литература:

  1. Техническое творчество учащихся: кн. для бакалавров и учителей [Текст] / Заенчик В., Медведев П., Шмелев В. [и др.]. – Ростов-н/Д., Феникс, 2008. – 432с.
  2. Литова, З.А. Внеклассная работа по технологии [Текст] // Шк. и пр-во. – 2000. – № 6. – С. 23 – 24.
  3. Петровский, А.В. Психологический словарь [Текст] / Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Магистр, 1993. – 494 с.
  4. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия [Текст]. – Минск: Соврем. шк., 2010. – 719с.
  5. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радяньска шк., 1974. – 288с.
  6. Шумпетер, И.А. Теория экономического развития [Текст] / И.А. Шумпетер. – М.: ДиректмедиаПаблимешинг, 2008. – 400 с.
  7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/504424
Основные термины (генерируются автоматически): деятельности учащихся, творческой деятельности учащихся, развитию творческих способностей, circle of technical, внеурочной деятельности, кружка технического творчества, инновационной творческой деятельности, организации внеурочной деятельности, распространенной формой организации, формой организации внеурочной, инновационной деятельности учащихся, полипропиленовых труб, инновационных способностей учащихся, учащихся основам наук, творческая активность учащихся, Техническое творчество учащихся, предметные кружки, проявления инициативы учащихся, of technical work, of technical creativity.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос