Современное состояние муниципальных образований Приморского края, приравненных к районам Крайнего Севера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 28.01.2016

Статья просмотрена: 307 раз

Библиографическое описание:

Баева, К. В. Современное состояние муниципальных образований Приморского края, приравненных к районам Крайнего Севера / К. В. Баева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 452-455. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25549/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

Крайний Север — это часть территории Российской Федерации, главным образом расположенная к северу от Северного полярного круга. Районы, приравненные к Крайнему Северу — это территории в иных субъектах федерации, отличающиеся особо жесткими природно-климатическими условиями. Всего на территории Российской Федерации расположены 44 административно-территориальных образований, отнесенных к территориям Крайнего Севера, и 163 административно-территориальных образований, приравненных к районам Крайнего Севера. Всего в современности, площадь территорий Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет порядка 11 млн. км2 или 64 % от территории Российской Федерации, на которой проживало 11,7 млн. чел. (2014 г.) [1].

В Приморском крае к районам, приравненным к Крайнему Северу, отнесены территории Дальнегорского городского округа, Кавалеровского, Ольгинского и Тернейского муниципальных районов, и девять населенных пунктов Красноармейского муниципального района. Всего на данных территориях расположено 67 населенных пунктов, проживает 103,3 тыс. чел. (5,3 % населения Приморского края), площадь данной территории составляет 37,5 % территории Приморского края [1].

Рассмотрим современное социально-экономическое положение данных муниципальных образований.

Базовой характеристикой экономического положения муниципальных образований выступает их бюджетная самодостаточность, как способность муниципального образования обеспечить расходы своего бюджета за счет собственных доходов, определяемое как процентное отношение величины собственных доходов к величине собственных расходов местного бюджета. Отразим состояние данного показателя применительно к рассматриваемым бюджетным учреждениям в таблице 1.

 

Таблица 1

Бюджетная самодостаточность местностей Приморского края, отнесенных к районам Крайнего Севера, 2014 г.

Наименование

Бюджетная самодостаточность, проц.

Примечание

Дальнегорский городской округ

82,1

 

Тернейский муниципальный район

83,2

 

Кавалеровский муниципальный район

80,1

 

Ольгинский муниципальный район

74,4

 

Городское и сельские поселения Красноармейского муниципального района

8,4

В рамках бюджета Красноармейского муниципального района

Источник: [2].

 

Как следует из приведенных данных, бюджетная самодостаточность Приморского края, отнесенных к районам Крайнего Севера, невысока и составляет порядка 45–61 процента. Это актуализирует помощь данным территориям со стороны бюджета Приморского края.

Иная характерная черта приморских территорий, отнесенных к районам Крайнего Севера — это слабая транспортная связность, как с иными муниципальными образованиями Приморского края, так и внутри себя.

Так, транспортная связность административных центров данных муниципальных образований представлена в таблице 2.

 

Таблица 2

Показатели транспортной связности административных центров муниципальных образований, отнесенных к районам Крайнего Севера

Территория

Расстояние до г. Владивосток, км

Виды транспорта

Автомобильный

Железнодорожный

Воздушный

Морской

Дальнегорский городской округ

490

++

-

-

+

Тернейский муниципальный район

660

++

-

-

+

Кавалеровский муниципальный район

430

++

-

+

+

Ольгинский муниципальный район

440

++

-

-

+

Примечание: «++» — устойчивое сообщение, «+» — эпизодические сообщения, «-» — отсутствие; источник [3, с. 117].

 

Как следует из приведенных данных, всем перечисленным административным образованиям свойственна существенная удаленность от административного центра края. При этом единственным видом транспорта, обеспечивающим устойчивое сообщение данных муниципальных образований с центральной частью Приморского края является автомобильный транспорт.

Эпизодически, в летний период времени для доставки грузов и пассажиров используется морской транспорт. Железнодорожные коммуникации отсутствуют, а воздушный транспорт был представлен экспериментальными рейсами в Кавалерово летний и осенний периоды 2015 года.

Внутренняя транспортная связность приморских муниципальных образований, приравненных к районам Крайнего Севера формируется исключительно за счет автомобильных дорог. Данным территориям свойственны существенные расстояния между населенными пунктами одного муниципального образования. Например, населенные пункты Красноармейского муниципального района, отнесенные к территориям Крайнего Севера, распложены на расстоянии от 35 до 230 км от административного центра муниципального образования — с. Новопокровка.

Другая характерная черта приморских территорий, отнесенных к районам Крайнего Севера — это уменьшение численности населения, что представлено в таблице 3.

Как следует из приведенных данных, за 2000–2014 гг. численность жителей, постоянно проживающих в муниципальных образования Приморского края, отнесенных к территории Крайнего Севере, снизилась на 18,7 %, с 127 031 чел. в 2000 г. до 103 258 чел. в 2014 г.

 

Таблица 3

Сокращение численности постоянного населения муниципальных образований Приморского края, отнесенных к районам Крайнего Севера

Территория

Численность населения, чел.

Изменение: 2014/2000 гг.

2000 г.

2014 г.

чел.

%

Дальнегорский городской округ

50 271

43 961

-6 310

-12.5

Тернейский муниципальный район

14 487

11 633

-1 9,7

-2 854

Кавалеровский муниципальный район

29 488

24 657

-4 831

-16,4

Ольгинский муниципальный район

12 044

9 954

-2 090

-17,5

Населенные пункты Красноармейского муниципального района

20 111

13 053

-7 058

--35,1

Итого:

127 031

103 258

- 23 733

-18,7

Источник: [3, с. 121].

 

Несомненно, сокращение большей части местного населения обусловлено естественными причинами (смертью). Однако, по мнению специалистов, порядка 30 % сокращения обусловлено внутренней миграцией, т. е. переездом граждан в иные местности Приморского края или в иные регионы Российской Федерации.

Существенная негативная черта жизнедеятельности населения, постоянно проживающего в муниципальных образованиях Приморского края, отнесенных к районам Крайнего Севера — это низкий уровень численности граждан, имеющих постоянную работу.

В примерах Дальнегорского городского округа можно отметить, что из 17,4 тыс. жителей этого муниципального образования, находящихся в экономически активном возрасте, постоянного места работы не имеет 5,3 тыс. чел., т. е. 30,5 % граждан данной категории.

Аналогичная ситуация сложилась в Тернейском, Кавалеровском и Ольгинском муниципальных районах. Более худшая ситуация сложилась в населенных пунктах Красноармейского муниципального района, где постоянной работы не имеют существенно больше половины трудоспособного населения сельских поселений [2].

Все это в совокупности обусловило невысокий уровень социально-экономического положения населения, проживающего в местностях Приморского края, отнесенных к районам Крайнего Севера — см. рисунок 1.

Рис. 1. Сравнительный уровень среднедушевых доходов населения, проживающего в местностях Приморского края, приравненных к районам Крайнего Севера, 2014 г.

Источник: [2].

 

Как следует из приведенных данных, уровень социально-экономического положения населения данных территорий составляет 73–76 процентов от среднего значения по Приморскому краю. Исключением из этого является положение жителей поселений Красноармейского муниципального района, составляющее меньше половины от среднего значения по Приморскому краю.

В пространстве Приморского края, управление территориальным развитием возложено на Департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края, осуществляющий «… стратегическое планирование, направленное на решение задач социально-экономического развития Приморского края…» [4].

Современные перспективы развития Приморья определены «Стратегией социально-экономического развития Приморского края до 2025 г.», нормативно-правовыми актами в части деятельности территорий опережающего развития, промышленных площадок и «Свободного порта «Владивосток» [5].

Однако, обзор информационного пространства Департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края в частном и Администрации Приморского края в целом, не выявил каких-либо документов, ориентирующих развитие «северных территорий» комплексно.

В итоге данного раздела заключим, что территории Приморского края, отнесенные к районам Крайнего Севера, обладают общностью проблем — пространственной удаленностью и невысокой транспортной связанностью территорий, ухудшающейся социально-демографической ситуацией и положением на рынке труда, невысоким уровнем бюджетной самодостаточности. В совокупности это актуализирует государственный подход к регулированию развития данных территорий.

Однако в современности, в Приморском крае нет единой политики, комплексно определяющей перспективы развития территорий региона, приравненных районам Крайнего Севера. Это актуализует разработку государственной программы Приморского края «Развитие муниципальных образований Приморского края, приравненных к районам Крайнего Севера», как комплексного и базового документа, формирующего прикладные направления развития муниципальных образований Приморского каря, приравненных к районам Крайнего Севера.

 

Литература:

 

  1.    Бутурлин С. В. Экономическая география России. — М.: Дрофа, 2014. — 356 с.
  2.    Территориальный орган Федеральной службы государственной статистике по Приморскому краю Официальный сайт государственного учреждения. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://primstat.gks.ru/
  3.    Экономика Дальнего Востока России. Регионально-географический и социально-статистический справочник / под ред. проф., д.э.н. Уткина Ю. В. — М.: Дрофа, 2013. — 456с.
  4.    Департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.primorsky.ru/
  5.    Инвестиционный портал Приморского края. [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.invest.primorsky.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): Крайний Север, Приморский край, Красноармейский муниципальный район, район, территория, муниципальное образование Приморского края, бюджетная самодостаточность, муниципальное образование, Российская Федерация, кавалеровский муниципальный район.


Похожие статьи

Управление социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере администрации Топчихинского района Алтайского края)

Особенности развития сельских территорий Северо-Кавказского федерального округа

Исследование и прогнозирование социально-экономического развития Хабаровского края

Сравнительный анализ социально-экономического развития субъектов Дальневосточного федерального округа

Проблемы оплаты труда в районах Крайнего Севера и других северных районах

Процессы развития в сельской местности на примере села Улахан-Кюель Верхоянского района Республики Саха (Якутия)

История речного порта в г. Комсомольске-на-Амуре и его значение при реализации современных программ в развитии Дальнего Востока России

Проблемы и перспективы развития социально-трудовых отношений в Дальнегорском городском округе

Дополнения к флоре высших сосудистых растений Светлоярского района

Проблемы и перспективы развития экологического туризма в Среднеколымском районе Республики Саха (Якутия)

Похожие статьи

Управление социально-экономическим развитием муниципального образования (на примере администрации Топчихинского района Алтайского края)

Особенности развития сельских территорий Северо-Кавказского федерального округа

Исследование и прогнозирование социально-экономического развития Хабаровского края

Сравнительный анализ социально-экономического развития субъектов Дальневосточного федерального округа

Проблемы оплаты труда в районах Крайнего Севера и других северных районах

Процессы развития в сельской местности на примере села Улахан-Кюель Верхоянского района Республики Саха (Якутия)

История речного порта в г. Комсомольске-на-Амуре и его значение при реализации современных программ в развитии Дальнего Востока России

Проблемы и перспективы развития социально-трудовых отношений в Дальнегорском городском округе

Дополнения к флоре высших сосудистых растений Светлоярского района

Проблемы и перспективы развития экологического туризма в Среднеколымском районе Республики Саха (Якутия)

Задать вопрос