Развитие речи на материале специальных текстов в сопровождении электронных презентаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 05.02.2016

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Абдуллаева, С. Х. Развитие речи на материале специальных текстов в сопровождении электронных презентаций / С. Х. Абдуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 761-763. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25137/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Современный мир невозможно представить без компьютера. Использование его существенно повышает эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на занятиях позволит педагогам не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи, одна из них — повысить наглядность обучения.

Как правило, любое закономерное событие, действие и т. д. следует продемонстрировать на частном примере. Для более рационального постижения учебного материала требуется подключать чувственно-эмоциональную сферу человеческого сознания, и только при гармоническом сочетании разума, чувств и эмоций удается обеспечить успешный учебный процесс. Такое требование, где сочетаются абстрактные и общие формулировки с их конкретными и единичными реализациями называется принципом наглядности.

Наглядность с одной стороны помогает лучше понять тему, а с другой, она значительно способствует ее запоминанию и практическому применению. Использование на занятии, в учебнике рисунков, презентаций с фотографиями, картин — один из случаев реализации принципа наглядности. (Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров)

Использование презентаций делает обучение доступным и индивидуальным интерактивным и адаптивным, что означает приспособление процесса обучения к уровню знаний, умений и психологических особенностей обучаемых.

Общеизвестно, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смотрит — 25 % видимой информации, когда видит и слушает — 65 % получаемой информации. Необходимость применения технологий, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Необходимость использования презентаций обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать техническое устройство с помощью мела и доски. Презентации позволяют выйти за рамки учебной аудитории: сделать понятным то, что сложно и долго понять, растолковать отвлеченные понятия, создать комфортные условия в процессе обучения.

Файлы-презентации обладают следующими дидактическими возможностями:

          Являются источником информации;

          Повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;

          Обогащают круг представлений;

          Создают эмоциональное отношение к учебной информации;

          Активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления и речи, наблюдательности;

          Создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения.

Проблемы использования визуальной наглядности достаточно исследованы, однако презентация конкретного текста в системе развития речи и способа создания коммуникативной мотивации пока все еще актуальна.

Применение презентации синхронно с контекстом мобилизует психическую активность, активизирует внимание, вызывает интерес к занятию, обеспечивает правильное осмысление материала.

«Читаю» «Вижу» — т. е. создаются образы, представления, мышление же превращает эти представления в понятия. Организация материала обучения по развитию речевой деятельности должна опираться на следующие лингвометодические принципы:

Принцип коммуникативной направленности;

Принцип ситуативной обусловленности;

Принцип индивидуализации.

Индивидуальное сознание отличается значительным опытом и главное — целями, задачами, лежащие в основе потребности обращения к специальному тексту, отличающимся своим разнообразием, которое связано с субъективной оценкой ценности понимания и значимости в широком контексте научного знания.

В свете сказанного мы предлагаем чтение сопровождать презентацией (иллюстрациями) в полном объеме по содержанию текста, т. е. иллюстрировать не просто каждый абзац, а абсолютно все объекты, предметы явления, опорные слова, словом, все что поддается иллюстрированию. Иллюстрации располагать согласно содержания, строго соблюдая последовательность передачи информации. При этом педагог ставит основные задачи: увидеть, понять, запомнить, сказать. Эти задачи облегчены самой презентацией, решить их несложно, в особенности — увидеть понять, запомнить, а вот что касается «сказать» — мы предлагаем студентам составить свой план высказывания, побуждая его к продуцированию. Любая речь представляет собой форму диалога. Поскольку понимание текста, речи предполагает не только трансформацию диалогичности, заложенную автором, но и строит свой собственный диалог, который формируется сопоставлением поступающей информации с потребностями собственной моделизации в своем сознании, т. е. лучшее понимание текста происходит тогда, когда понятна его структура. В лингводидактике рассматривались прагматичные тексты и проективные, которые могут быть уподоблены иллюстративному материалу. Была достаточно методичная попытка показать способы связки прагматичного и проективного текстов, но опять-таки речь идет о публицистике и художественной литературе.

Речемыслительная деятельность является средством реализации мыслительного содержания с помощью языковых единиц, поэтому в любом тексте проявляется специфика мышления коммуникантов, их позиции, а также субъективное использование языка. (Г. В. Колшанский) Контекстная семантика. М., 1980).

Соответственно в речемыслительной деятельности выделяются мыслительные категории, характеризующие индивидуальное знание коммуникантов о мире и их представление об экстралингвистических условиях акта коммуникации и языковые категории, связанные с закономерностями и свойствами языка в их субъективном использовании. Есть работы, где достаточно эффективно используются опоры (функционально-смысловые таблицы) для самостоятельного коммуникативного овладения лексическими единицами и для организации самостоятельной работы в целом. Подробно описан метод работы: действия педагога, задачи студента и результаты внедрения функционально-смысловых таблиц. Большой интерес для нас представляют логико-смысловые модели (ЛСМ), используемые в работе Ахмедовой Л. Т. Посредством использования логико-смысловых моделей реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, соблюдается основной принцип этого подхода: в центре обучения находится студент и его учебная деятельность. Использование логико-смысловых моделей стимулирует групповую деятельность и является графической интерпретацией предлагаемой темы. Работа в различных режимах (в группах, парами) позволяет адаптировать коммуникативные ситуации, умело использовать разговорные клише, рассуждать и сравнивать. Роль преподавателя при этом сводится к тому, чтобы управлять процессом обучения и создавать условия для работы, т. е. обеспечивать мотивацию, желание общаться. Ахмедова Л. Т.

Опираясь на данный принцип т. е. студент главный субъект в системе образования, мы предлагаем расширить понятие ЛСМ и использовать данное определение в интегрированной форме, а именно, комплексное предъявление учебного специального текста в презентационном иллюстрационном сопровождении. Наша задача — как можно больше и содержательней проиллюстрировать заявленный текст. Методике известно, что тексты по специальности несколько сложны в плане понимания и продуцирования. В лингвистике текст понимается в широком и узком смысле. В нашем случае это узкий смысл, когда текст — это набор предложений, объединенный общей темой. Чтение специальной литературы как подвид речевой деятельности обеспечивает деятельность познания индивида через коммуникацию, опосредованное текстом. А текст есть коммуникативная единица и, презентуя текст по специальности, педагог ставит главную цель: овладеть новыми словами-терминами для дальнейшего их продуцирования в речи.

Овладение новым словом (термином) всегда начинается с рецептивного действия. Овладение термином проходит через стадии:

а) рецептивно-репродуктивную, б) просто репродуктивную и

в) репродуктивно-продуктивную.

Работа над термином заканчивается его продуктивным использованием. Усвоение лексической единицы достигается в результате выполнения комплекса учебных и учебно-речевых действий. Обобщение, упрочение и активизация лексического материала реализуется путем его систематизации по многим признакам. В нашей работе учитывается тематический принцип (принадлежность к определенной теме или подтеме). Учитывая это мы представляем поэтапную работу с текстами по специальности, в которой используются следующие приемы:

  1.              Рецептивно-репродуктивная стадия овладения новым словом (термином).

          идентификация терминов посредством наглядности;

          уточнение, пояснение;

          выделение определенных принципов;

          иллюстрирование примерами.

  1.              Репродуктивная стадия овладения новым словом.

          поиск конкретной информации;

          уточнение иллюстраций, выдвигающие конкретную информацию;

          определение основной идеи;

          обобщение изложенных фактов.

  1.              Продуктивная стадия.

          использование контекстуальной догадки;

          толкование с использованием иллюстраций;

          выражение мысли более простыми средствами;

          комбинирование языковых средств.

Безусловно, мы получим положительный результат при условии правильного формирования речевых упражнений, которые учитывают закономерности формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности.

 

 

Литература:

 

  1.              Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров Язык и культура Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Москва — 1990.)
  2.              Г. В. Колшанский Контекстная семантика. М., 1980.
  3.              Ахмедова Л. Т. Роль и место педагогических технологий в профессиональной подготовке студентов. Ташкент — 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): овладение новым, речевая деятельность, текст, задача, презентация, принцип, процесс обучения, работа, речь, слово, узкий смысл.


Похожие статьи

Развитие речевых навыков и умений на материале спортивных текстов

Развитие мышления и творчества на уроках литературы с помощью метода интеллект-карт

Формирование математической грамотности с помощью практико-ориентированных проектов

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Формирование функциональной грамотности на уроках математики через практико-ориентированные задачи

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка на примере использования электронного учебного пособия по теме «Причастие»

Использование мультимедийных презентаций на уроках английского языка

Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка

Похожие статьи

Развитие речевых навыков и умений на материале спортивных текстов

Развитие мышления и творчества на уроках литературы с помощью метода интеллект-карт

Формирование математической грамотности с помощью практико-ориентированных проектов

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Формирование функциональной грамотности на уроках математики через практико-ориентированные задачи

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка на примере использования электронного учебного пособия по теме «Причастие»

Использование мультимедийных презентаций на уроках английского языка

Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка

Задать вопрос