В настоящее время развитие экономики нашей страны связано с непрерывным ростом основных средств, капитальными вложениями и коренным перевооружением организаций.
Значение основных средств в общественном производстве определяется тем, какое место занимают орудия труда в развитии производительных сил и производственных отношений. С развитием технического прогресса усиливается зависимость общественного производства от состояния и уровня использования основных средств. Качественное состояние основных средств, степень их развития и соответствия последними достижениям научно-технического прогресса определяют уровень производительных сил общества.
Применяемая система бухгалтерского учета должна отвечать реалиям экономических отношений. Изменение этих отношений, а также гражданско-правовой среды неизбежно влечет за собой перестройку в т. ч. системы бухгалтерского учета.
Международные стандарты финансовой отчетности — набор документов, регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия. Они не регламентируют ни план счетов, ни бухгалтерские проводки, ни формы первичных документов и учетных регистров [1, с. 336].
Постепенно идет сближение национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности и МСФО. В настоящее время какие-то нормы национальных стандартов уже полностью соответствуют МСФО, каких-то — пока вообще нет.
Учет основных средств в МСФО регламентируется отдельным стандартом МСФО (IAS) 16 «Основные средства» [4]. В белорусском законодательстве ему соответствует инструкция № 26 «Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств» [2].
Рассмотрим характеристику учета основных средств в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика учета основных средств по МСФО 16 «Основные средства» (МСФО 16)
Позиции |
Характеристика учета основных средств |
Определение основных средств |
Основные средства — это материальные активы, которые: (a) предназначены для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду или в административных целях; (b) предполагаются к использованию в течение более чем одного отчетного периода. |
Критерии признания основных средств |
Объект основных средств признается в качестве актива, если: — существует высокая вероятность того, что компания получит связанные с данным активом будущие экономические выгоды; — стоимость данного актива может быть надежно измерена |
Первоначальная оценка основных средств |
Объект основных средств, который может быть признан в качестве актива, должен быть оценен по фактическим затратам на приобретение. |
Последующая оценка основных средств |
Модель учета по фактическим затратам, либо модель учета по переоцененной стоимости. |
Отражение обесценения основных средств |
Актив обесценивается, если его балансовая стоимость превосходит возмещаемую стоимость. |
Срок полезной службы |
Срок полезной службы определяется руководством компании на основании «наилучшей оценки» («bestestimate») и должен при необходимости пересматриваться. Изменение в сроках полезной службы отражается как изменение учетных оценок. |
Амортизация |
Амортизируемая стоимость объекта основных средств списывается систематически на протяжении срока его полезного использования. Метод амортизации должен отражать схему, по которой компания потребляет выгоды, получаемые от актива. Амортизационные отчисления признаются в качестве расхода (если только они не включаются в балансовую стоимость другого актива). |
Раскрытие информации в отчетности |
В финансовой отчетности должна раскрываться следующая информация по каждому классу основных средств: (a) база, используемая для оценки балансовой стоимости в брутто-оценке; (b) используемые методы амортизации; (c) применяемые сроки полезного использования или нормы амортизации; (d) балансовая стоимость в брутто-оценке и накопленная амортизация основных средств (в совокупности с накопленными убытками от обесценения) на начало и на конец отчетного периода; (e) сверку балансовой стоимости на начало и конец соответствующего периода и др. |
Источник: собственное исследование на основе на основе изучения МСФО № 16 «Основные средства»
Для сравнения международных и национальных стандартов, рассмотрим характеристику учета основных средств по нормативным документам Республики Беларусь в таблице 2.
Таблица 2
Характеристика учета основных средств по законодательству Республики Беларусь
Позиции |
Характеристика учета основных средств |
Определение основных средств |
Активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания: активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование, за исключением случаев, установленных законодательством; организацией предполагается получение экономических выгод от |
|
использования активов; активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев; организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения; первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена. |
Критерии признания основных средств |
Отсутствуют критерии признания основных средств |
Первоначальная оценка основных средств |
Первоначальная стоимость приобретенных основных средств определяется в сумме фактических затрат на их приобретение, включая: стоимость приобретения основных средств; таможенные сборы и пошлины; проценты по кредитам и займам; затраты по страхованию при доставке; затраты на услуги других лиц, связанные с приведением основных средств в состояние, пригодное для использования; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, доставкой, установкой, монтажом основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования. |
Последующая оценка основных средств |
по первоначальной стоимости, если проведение переоценки не является обязательным в соответствии с законодательством; по переоцененной стоимости. В законодательстве Республики Беларусь не допускается переоценка земельных участков и не завершенные строительством объекты. |
Отражение обесценения основных средств |
Сумма обесценения основного средства, равна сумме превышения остаточной стоимости основного средства над его возмещаемой стоимостью, при наличии документального подтверждения признаков обесценения основного средства и возможности достоверного определения суммы обесценения. |
Срок полезной службы |
Комиссия вправе принимать сроки полезного использования объектов основных средств равными по величине нормативным срокам службы соответствующих объектов. Комиссия вправе производить пересмотр нормативных сроков службы с обязательным отражением в учетной политике. |
Амортизация |
Включает в себя распределение амортизируемой стоимости объектов основных средств между отчетными периодами, составляющими в совокупности расчетный (ожидаемый) срок службы, рациональным способом, выбранным организацией самостоятельно. |
Раскрытие нформации в отчетности |
В пояснительной записке к финансовой отчетности по каждому классу основных средств раскрывается следующая информация: подходы, используемые к определению переоцененной cтоимости основных средств, включая информацию о дате, по состоянию на которую проводилась переоценка, и об участии в проведении оценки юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих оценочную деятельность; применяемые методы и способы начисления амортизации; установленные сроки полезного использования или нормы амортизации; наличие и степень ограничений (обременений) прав на основные средства, а также стоимость основных средств, переданных в залог в качестве обеспечения исполнения обязательств; суммы неисполненных обязательств по действующим на отчетную дату договорам на приобретение основных средств; стоимость полностью самортизированных основных средств, которые продолжают использоваться; стоимость основных средств, использование которых прекращено; курсовые разницы, возникающие при пересчете статей финансовой отчетности иностранного подразделения банка в валюту представления финансовой отчетности банка. |
Источник: собственное исследование на основе изучения законодательства Республики Беларусь по учету основных средств
Для систематизации и сравнения учета основных средств по МСФО 16 «Основные средства» и законодательства Республики Беларусь составим сравнительную таблицу 3.
Таблица 3
Сравнительная характеристика учета основных средств по МСФО и по законодательству Республики Беларусь
Позиции |
Сходство |
Различия |
Определение основных средств |
Определение совпадает |
- |
Критерии признания основных средств |
- |
В инструкции № 26 «Бухгалтерский учет основных средств» отсутствуют критерии признания |
Первоначальная оценка основных средств |
Совпадает, за исключением некоторых деталей |
По МСФО 16 в первоначальную стоимость включается сумма резерва на демонтаж и удаление объекта основных средств |
Последующая оценка основных средств |
Возможность учета по первоначальной или переоцененной стоимости |
В законодательстве Республики Беларусь не допускается переоценка земельных участков. Различны подходы к отражению сумм дооценки и реализации сумм дооценки |
Отражение обесценения основных средств |
Подход к обесценению совпадает |
- |
Срок полезной службы |
Правила определения соответствуют |
- |
Амортизация |
Соответствие методов амортизации |
В инструкции по амортизации отсутствует требование о периодическом пересмотре метода амортизации. Также в инструкции существуют четкие указания о начале, прекращении и приостановлении амортизации. |
Раскрытие информации в отчетности |
Отдельные показатели совпадают |
В национальном стандарте определены подходы, используемые к определению переоцененной стоимости основных средств, включая информацию о дате, по состоянию на которую проводилась переоценка, и об участии в проведении оценки юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих оценочную деятельность. В свою очередь в МСФО 16 отражается вся информация по поводу обесценения |
Источник: собственное исследование на основе изучения международных стандартов и нормативных документов Республики Беларусь
Рассмотрев бухгалтерский учет основных средств по МСФО 16 «Основные средства» и нормативные документы Республики Беларусь, мы можем сказать, что в Беларуси проводится активная работа по поэтапному переходу на применение международных стандартов финансовой отчетности при организации бухгалтерского и налогового учета, для чего вносятся изменения в действующее законодательство.
Реформирование национального бухгалтерского учета обусловлено, во-первых, процессами глобализации экономики и расширения участия Республики Беларусь в мировой экономической интеграции, а во-вторых, необходимостью законодательного закрепления современных положений теории и практики бухгалтерского учета.
Составление отчетности в соответствии с МСФО необходимо организациям республики для выхода на первичный публичный выпуск акций (IPO), получения кредитов в зарубежных банках, а также для объективной оценки их финансового состояния со стороны потенциальных инвесторов. Выход на международные рынки капитала позволит белорусским организациям привлечь инвестиции, что даст хороший толчок для их развития.
Литература:
- Генералова, Н. В. Международные стандарты финансовой отчетности: учеб. пособие / Н. В. Генералова. — М.: ТК Велби, 2010. — 416 с.
- Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 30 апреля 2012 г., № 26 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 04.09.2012 г., 8/26355.
- Об утверждении Инструкции о порядке начисления амортизации и утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: постановление Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства архитектуры и строительства Респ. Беларусь, 6 мая 2014 г. № 35/23/26 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2014 г. № 8/24697.
- Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства». — Дата вступления в силу: 01 января 2012 г., 13 с.