Организация бухгалтерского учета основных средств в «ЕК АСУФР SAP R/3» ОАО «РЖД» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 10.01.2016

Статья просмотрена: 20054 раза

Библиографическое описание:

Авдеева, А. В. Организация бухгалтерского учета основных средств в «ЕК АСУФР SAP R/3» ОАО «РЖД» / А. В. Авдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 76-81. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25117/ (дата обращения: 21.11.2024).



 

Ключевые слова: Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР), система, SAPR/3, автоматизация, основные средства, основная запись.

 

В настоящее время в железнодорожной отрасли активно производится внедрение проекта ЕК АСУФР, основной задачей которой является создание автоматизированной системы управления, которая в совокупности охватывает сферы учета и отчетности. Основой функционирования данной системы служат специализированные вычислительные комплексы, в составе которых содержится высокопроизводительный сервер системы R/3, а также группа клиентов системы R/3. Они объединены в единую локальную сеть, которая, в свою очередь, является сегментом локальной сети ОАО «РЖД».

Основа производственно-хозяйственной деятельности любой организации состоит не только в использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов, но также и в использовании основных средств. Дело в том, что основные средства играют большую и незаменимую роль в трудовом процессе: они определяют производственную мощь предприятия, образуя в своей совокупности его производственно-техническую базу. Соответственно, важна и правильность, полнота, своевременность их учета, чему способствует высококачественная автоматизированная система управления. SAP R/3 — это бухгалтерская программа, являющаяся автоматизированной системой, которая позволяет планировать ресурсы крупных организаций, полностью и абсолютно точно рассчитывать все показатели, формировать единое информационное пространство.

Для начала рассмотрим значение ЕК АСУФР, а также систему SAPR/3, применяемую в качестве основного продукта, реализующего прикладную функциональность ЕК АСУФР.

Основной задачей Единой корпоративной автоматизированной системой управления финансами и ресурсами является единая и систематическая автоматизация деятельности объектов российских железных дорог, которая осуществляется в условиях единого процесса управления финансово-хозяйственной деятельностью на основе комплексного и неделимого информационного пространства.

ЕК АСУФР — Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами. [3]

Данная система создана согласно Концепции информатизации железнодорожного транспорта Российской Федерации и полностью охватывает инфраструктуру железных дорог нашей страны. Эта многофункциональная система управления позволяет не только отчетливо следить за системой финансового и бухгалтерского учета, выработать и поддерживать единую методологию учета, но и способствует интеграции и повышению эффективности координирования абсолютно всеми бизнес-процессами.

Специалисты ОАО «РЖД» посредством ЕК АСУФР в режиме реального времени контролируют основные показатели деятельности в финансовой области (осуществляют контроль денежных потоков, контроль над целевым использованием денежных средств, наличием запасов), в области имущества, материально технического снабжения.

ЕК АСУФР не имеет аналогов во всем мире, как по охвату, так и по объему операций.

С ее помощью имеется возможность объединения таких систем, как:

          технологические диспетчерско-регистрационные;

          анализа данных;

          поддержки принятия решений;

          хранения данных;

          управления финансами и ресурсами предприятия.

Основа ЕК АСУФР — это система управления предприятием фирмы SAP R/3 на всех уровнях управления отраслью. Благодаря чему обеспечивается и поддерживается необходимая открытость данной системы. Для учета и контроля над изменениями внешних условий функционирования Единой корпоративной автоматизированной системой управления финансами и ресурсами, в составе R/3 содержатся средства настройки функционирования любой компоненты или внешних интерфейсов системы.

Система SAPR/3, применяемая в роли основного продукта, который реализует прикладную функциональность ЕК АСУФР, обеспечивает следующие функциональные преимущества:

1)      R/3 применяют на всех уровнях, используют как для автоматизации отдельного предприятия или группы предприятий, так и для автоматизации управления денежными потоками в пределах многоуровневой корпорации. Что подтверждает универсальность системы.

2)      R/3 имеет модульный принцип построения, что увеличивает функциональность ЕК АСУФР на каждом из уровней, а значит, в рамках единого комплекса решен вопрос интеграции задач управления.

3)      Функции, реализованные средствами R/3, свободно и быстро приспосабливаются к увеличению количества объектов управления и рабочих мест пользователей ЕК АСУФР.

4)      Посредством специальных функций системы R/3, можно способствовать непосредственному взаимодействию между ЕК АСУФР различных уровней, путем информационного объединения базы данных и исключения передачи данных с уровня на уровень через промежуточные структуры.

Система SAP R/3 — многофункциональна в своих областях (Учет и отчетность, Логистика и Персонал), а также во множестве модулей, на которые каждый из них подразделяется. К примеру, чтобы автоматизировать управление финансовой деятельности, существуют следующие прикладные модули системы SAPR/3: Финансы (FI), Производственное планирование (PP), Управление проектами (PS), Управление основными средствами (AM), Контроллинг (CO), Сбыт (SD), Управление материальными потоками (MM) и многие другие. Так, посредством множества модулей можно использовать не только отдельные компоненты данной системы, но и их различные комбинации. Кстати, все модули объединены между собой в режиме реального времени.

Обратим наше внимание на модуль «Управление основными средствами».

Что такое основные средства?

Основные средства состоят из стоимостного выражения средств труда и предметов непроизводственного назначения. То есть, это основные фонды, которые постепенно переносят свою стоимость на выпускаемую продукцию частями и по мере износа, в течение нескольких производственных циклов. В отличии от оборотных средств, в производственном процессе основные средства используются многократно и не изменяют свою натурально-вещественную форму. Наряду с оборотными средствами, основные средства — это составляющий элемент уставного капитала организации, и, благодаря их эффективному использованию организация может регулировать результат своей хозяйственной деятельности.

Итак, рассматриваемый нами модуль «Управление основными средствами», позволяет вести управление и учет основных средств и включает в себя такие элементы, как например: замена основных средств, ремонт оборудования, техническое обслуживание, техническое управление основными средствами, амортизация основных средств, управление инвестициями, продажа активов и, собственно, традиционный бухгалтерский учет основных средств.

Рассмотрим подробнее как же на практике осуществляется организация учета основных средств в системе SAPR/3.

Известно, что внедрение финансово-экономической системы должно быть направлено на улучшение функционирования организации и обеспечение выживания в конкурентных условиях. Поэтому, чтобы добиться эффективного функционирования организации, повысить ее конкурентоспособность, необходим переход от классических и устоявшихся структур, ориентированных на функции, к более гибким и разносторонним формам, ориентированным на процессы. С помощью соответствующих инструментальных средств системы такой переход может быть осуществлен (для SAP R/3 — это «Бизнес-инжиниринг»). Способ настройки рассматриваемой системы является одним из показателей ее технического уровня: чем больше возможность настройки и конфигурирования системы без потребности в ее переписывании, тем выше технический уровень. Система SAP R/3 — конфигурируемая система, а это значит, что организация, которая ее приобретает, настраивает систему под свои параметры в соответствии со спецификой осуществляемой деятельности (то есть, будет работать с индивидуальной версией SAP R/3).

В соответствии с этим, речь пойдет о Единой Корпоративной Автоматизированной Системе Управления Финансами и Ресурсами ОАО «РЖД» на версии ECC 6.0, а конкретнее — о создании основной записи основного средства в SAPR/3.

Операция создания основной записи основного средства в данной системе осуществляется при вводе объектов основных средств в эксплуатацию. Данные, которые вносятся в основную запись, формируют инвентарную карточку основного средства. Вообще, процесс создания такой записи систематизирован и логически построен, что значительно облегчает учет и работу бухгалтеров в принципе.

При создании основной записи, не избежать использования справочников, формирующих бухгалтерскую и статистическую отчетность по основным средствам. Это такие как:

          Указатель инвентарных объектов (УИО), позволяющий провести классификацию объектов основных средств, определить срок полезного использования для целей бухгалтерского и налогового учета, амортизационную группу и код ОКОФ (Общероссийского классификатора основных фондов) и помогающий формировать отчетность с использованием этих классификаторов;

          ОКОФ — справочник, являющийся основным классификатором основных средств в РФ и помогающий формировать отчетность;

          ОКОСЖТ (Отраслевой классификатор основных средств железнодорожного транспорта), помогающий формировать отчетность в разрезе данного отраслевого классификатора;

          Справочник строк 6-жел: по форме 6-жел осуществляется разбивка основных средств по видам отрасли;

          Справочник видов собственности имущества: в системе SAPR/3 — это поле «Код собственности». Он указывает вид собственности объектов основных средств и классифицирует их для формирования Формы 5.

          Справочник льгот налога на имущество: в системе SAPR/3 — это поле «Код классификации»;

          Справочник видов деятельности основных средств;

          Справочник материально ответственных лиц;

          Справочник по амортизационным группам.

При сохранении в системе основного средства, автоматически ему будет присвоен номер основного средства (диапазон номеров определяется для каждого класса основных средств).

Итак, для создания основной записи основного средства из транзакции Z00ATDS4 «Меню бухгалтера по учету основных средств» проделаем следующий путь: выбираем в меню пункт: «Основное средство» и далее — «Создать». После чего на экране появится окно: «Создание основного средства: Экран запроса» (рис.1), в котором в вертикальном порядке будет представлена группа полей для обязательного заполнения пользователем:

Рис. 1. Окно «Создание основного средства: Экран запроса»

 

Рассмотрим значения этих полей.

Класс Основных Средств: необходимо определить класс основного средства (его можно найти в таблице «Соответствие классов ОС счетам Главной книги»);

БЕ: указать номер балансовой единицы (дело в том, что рассматриваемая структура ОАО «РЖД» осуществляет ведение бухгалтерского учета в одной балансовой единице);

Число одинаковых Основных Средств;

Группа полей «Образец»: заполняют в случае, если основная запись основного средства создается по образцу.

Окончив заполнение полей, необходимо подтвердить внесенные данные, нажав кнопку «ENTER», которая в системе выглядит следующим образом (рис.2):

Рис. 2. Кнопка «ENTER»

 

Далее на экране высветится следующая группа полей для заполнения, содержащая три основных раздела:

Первый — «Общие данные», включающий, в свою очередь, поля: Название, Текст основной номер основного средства, Выбор счета, Серийный, Инвентарный, Номенклатурный и Сетевой номер основного средства, Количество и Дата ввода в ОАО «РЖД»;

Второй — «Инвентаризация»: Дата последней инвентаризации и Ссылка;

Третий — «Информация о проводках».

После подтверждения данных появится окно «Указатель инвентарных объектов» (рис 3):

Рис. 3. Окно «Указатель инвентарных объектов»

 

Таким образом, на практике мы можем наблюдать тот факт, что при создании основной записи в системе SAP R/3 обязательно необходимо использовать справочники, формирующие бухгалтерскую и статистическую отчетность по основным средствам. Так, на данной стадии каждой создаваемой основной записи основного средства присваиваем позицию справочника Указателя инвентарных объектов либо ОКОФ (на рис. 3 они отображены в виде иерархической структуры). Различить их несложно: позиции справочника ОКОФ имеют последние 3 цифры кода равные "000", а справочника Указателя инвентарных объектов — отличные от "000". И, соответственно, если выбор нужно сделать из справочника ОКОФ, то дополнительно следует указать амортизационную группу. Далее, при заполнении групп полей основных данных, в обязательном порядке будут использоваться справочники, о которых в данной статье ранее было сказано.

Как в системе SAP R/3 осуществляется ведение справочников?

Для этого рассмотрим один из справочников — «Налоговые инспекции»: он предназначен для обобщения информации о налоговых инспекциях, на территории которых могут находиться объекты основных средств. В системе имеется окошко «Список налоговых инспекций», где таблица содержит шесть столбцов, имеющих названия соответственно:

1 — «Текст», в котором содержится код причины постановки на учет БЕ (КПП БЕ) в налоговой инспекции на территории которой находится имущество Балансовой Единицы;

2 — «ИМНС» — наименование налоговых инспекций;

3 — «Код налоговой инспекции»;

4 — «ОКАТО» (код территории, на котором находится объект основного средства);

5 — Область;

6 — «Город/ Населенный пункт»;

7 — «Район».

Количество строк в таблице зависит от количества налоговых инспекций на территории нахождения объектов основных средств.

Отметим, что помимо создания основной записи, в системе возможно выполнение массы операций при учете объектов основных средств. Это: просмотр, изменение, блокирование, удаление основной записи основного средства; массовое изменение полей основной записи; массовая активация/деактивация признака «ОС остановлено» и некоторых других.

После создания основной записи основного средства, ее просмотр, изменение или блокирование можно производить, войдя в ту же самую транзакцию Z00ATDS4 «Меню бухгалтера по учёту основных средств». При просмотре данные основной записи основного средства не изменяются, а при изменении основной записи данные можно изменить. В случае удаления основной записи основного средства войти нужно в транзакцию Z00ATDS4 «Типовое рабочие меню бухгалтера по основным средствам». Удаление произвести возможно, только если на основном средстве нет значений, а также если по нему не было движений. Если в стандартной карточке основного средства (основной записи основного средства) не предусмотрены дополнительные поля Инвентарной карточки (например, закладки: переоценка, амортизация, драгоценные металлы и т. д.), то их можно заполнить.

Путь по меню бухгалтера при выполнении всех операций довольно прост. Изобразим его в форме наглядной схемы (рис. 4)

 

Выводы

Таким образом, система SAP обеспечивает средства для стратегического управления и анализа результатов производства и деятельности организации. Она предоставляет возможность полной функциональности для единого и систематического управления всей деятельностью организации, объединяя при этом процессы производства, сбыта, управления, планирования, взаимодействия с поставщиками и подрядчиками и финансовый учет в комплексную цепочку. Соответственно, широкий спектр функций системы SAP R/3 указывает на ее способность решать основные задачи, которые необходимо решить даже самым крупным организациям.

Данная система обеспечивает правильность, надежность, своевременность, полноту организации учета основных средств. Систематизированная организация учета в системе позволяет избежать неполноты внесения данных, что не допустит искажения финансового результата организации или крупной корпорации.

 

Литература:

 

1.       Керимов, В. Э. Бухгалтерский учет: учебник для бакалавров / В. Э. Керимов. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. — 192 с.

2.       Операционная инструкция «Основная запись Основного средства» / Типовая система ЕК АСУФР 6.0 (ТДС/ТФС ЕК АСУФР 6.0) / А. Н. Филин — Зам. Генерального директора ООО «ОЦРВ». — 122 с.

3.       Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://dic.academic.ru

Основные термины (генерируются автоматически): основное средство, SAP, SAPR, основная запись, средство, система, Управление Финансами, Единая Корпоративная Автоматизированная Система, Балансовая Единица, группа полей.


Ключевые слова

система, автоматизация, основные средства, Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР), SAP R / 3, основная запись., SAP R/3, основная запись

Похожие статьи

Использование специализированного программного обеспечения в процессе разработки и внедрения системы менеджмента качества

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме эффективности управления системой менеджмента качества в системе электронного документооборота, использования специализированного программного обеспечения в процесс разработки и внедрения систе...

Организация работы с документами в автоматизированной информационной системе «Судопроизводство»

Особенности внедрения 1С:ERP на предприятиях малого и среднего бизнеса в кризис как мера антикризисного управления

В статье рассмотрены основные аспекты и блоки задач, которые приходится решать фирме при внедрении ERP-систем. В ходе исследования был рассмотрен требуемый в современных условиях ведения бизнеса подход к управленческому учету в организации и его соот...

Программное обеспечение для автоматизации информационных процессов организационного управления на строительно-монтажном предприятии

В данной статье рассказывается о программном обеспечении для автоматизации информационных процессов организационного управления на строительно-монтажном предприятии. Для принятия действенных управленческих решений в критериях динамичного развития рын...

Выгрузка и создание заказов поставщику с применением системы Appius-PLM

Компании, направленные на развитие, стремятся автоматизировать внутренние процессы. Одной из важнейших производственных задач является организация процесса преобразования конструкторской документации в заказы, с которыми может работать снабжение. Мно...

Организация системы электронного документооборота и делопроизводства в государственных учреждениях на примере ФКУ «Центравтомагистраль»

В статье освещается организация системы документооборота государственной организации в современных условиях. Это — в первую очередь, электронный формат документооборота, который предусматривает значительное повышение эффективности управления прохожде...

Проблемы формирования системы управления информационным обеспечением промышленного предприятия

На сегодняшний день информация является важным стратегическим ресурсом для большинства компаний наравне с сырьевыми, финансовыми, человеческими и другими видами ресурсов. В статье рассмотрены основные проблемы формирования системы управления информац...

Концептуальные предпосылки отчетного раскрытия информации о собственном капитале предприятия

Анализируются ключевые предпосылки сложившейся концепции раскрытия информации о собственном капитале в отчетности предприятия, а также ее совершенствования с целью повышения качества информационного обеспечения пользователей

Внедрение WMS-системы на примере логистической компании ООО «БАРРУС. ПРОЕКТНАЯ ЛОГИСТИКА»

Компания ООО «БАРРУС. ПРОЕКТНАЯ ЛОГИСТИКА» является надежным партнером по перевозке габаритных, малогабаритных, тяжеловесных и сборных грузов. Компания зарекомендовала себя как устойчивого игрока на рынке транспортно-логистических услуг. В статье рас...

Эффективное управление коммуникациями на основе Service Desk-систем

Похожие статьи

Использование специализированного программного обеспечения в процессе разработки и внедрения системы менеджмента качества

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме эффективности управления системой менеджмента качества в системе электронного документооборота, использования специализированного программного обеспечения в процесс разработки и внедрения систе...

Организация работы с документами в автоматизированной информационной системе «Судопроизводство»

Особенности внедрения 1С:ERP на предприятиях малого и среднего бизнеса в кризис как мера антикризисного управления

В статье рассмотрены основные аспекты и блоки задач, которые приходится решать фирме при внедрении ERP-систем. В ходе исследования был рассмотрен требуемый в современных условиях ведения бизнеса подход к управленческому учету в организации и его соот...

Программное обеспечение для автоматизации информационных процессов организационного управления на строительно-монтажном предприятии

В данной статье рассказывается о программном обеспечении для автоматизации информационных процессов организационного управления на строительно-монтажном предприятии. Для принятия действенных управленческих решений в критериях динамичного развития рын...

Выгрузка и создание заказов поставщику с применением системы Appius-PLM

Компании, направленные на развитие, стремятся автоматизировать внутренние процессы. Одной из важнейших производственных задач является организация процесса преобразования конструкторской документации в заказы, с которыми может работать снабжение. Мно...

Организация системы электронного документооборота и делопроизводства в государственных учреждениях на примере ФКУ «Центравтомагистраль»

В статье освещается организация системы документооборота государственной организации в современных условиях. Это — в первую очередь, электронный формат документооборота, который предусматривает значительное повышение эффективности управления прохожде...

Проблемы формирования системы управления информационным обеспечением промышленного предприятия

На сегодняшний день информация является важным стратегическим ресурсом для большинства компаний наравне с сырьевыми, финансовыми, человеческими и другими видами ресурсов. В статье рассмотрены основные проблемы формирования системы управления информац...

Концептуальные предпосылки отчетного раскрытия информации о собственном капитале предприятия

Анализируются ключевые предпосылки сложившейся концепции раскрытия информации о собственном капитале в отчетности предприятия, а также ее совершенствования с целью повышения качества информационного обеспечения пользователей

Внедрение WMS-системы на примере логистической компании ООО «БАРРУС. ПРОЕКТНАЯ ЛОГИСТИКА»

Компания ООО «БАРРУС. ПРОЕКТНАЯ ЛОГИСТИКА» является надежным партнером по перевозке габаритных, малогабаритных, тяжеловесных и сборных грузов. Компания зарекомендовала себя как устойчивого игрока на рынке транспортно-логистических услуг. В статье рас...

Эффективное управление коммуникациями на основе Service Desk-систем

Задать вопрос