Соматическое, физическое и нервно-психическое развитие детей младшего школьного возраста с йододефицитом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 19.01.2016

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Ахмедова Ш. У., Алимова Д. А. Соматическое, физическое и нервно-психическое развитие детей младшего школьного возраста с йододефицитом // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 317-320. — URL https://moluch.ru/archive/106/25107/ (дата обращения: 22.10.2018).



 

Актуальность. Йод представляет собой микроэлемент питания, является ключевым элементом в регуляции функционирования щитовидной железы, дефицит которого, часто не имеет выраженного характера. Йод с продуктами питания поступает в желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) и быстро всасывается в кровоток. При этом между поступлением йода и его экскрецией с мочой достигается равновесие [2].

Дефицит йода в окружающей среде вызывает развитие йод дефицитных заболеваний, спектр которых очень широк. В очагах эндемии дети и подростки составляют наиболее склонный к поражению зобом контингент населения, которые более подвержены к йододефицитным заболеваниям, отрицательно влияющие на их физическое, интеллектуальное развитие, соматическое здоровье [1, 4]. Наиболее важным действием тиреоидных гормонов (ТГ) в детском возрасте является анаболический эффект. В отличие от других анаболических гормонов ТГ не только и даже не столько контролирует линейный рост, сколько регулируют процессы дифференцирования ткани. Именно под влиянием ТГ дети не только растут, но и созревают, взрослеют[3].

Цель исследования: изучить уровень заболеваемости, физическое и нервно-психическое развитие детей младшего школьного возраста с йиододефицитом.

Материалы и методы исследования: обследовано 168 учащихся в возрасте от 8 до 10 лет, учащиеся средней школы № 288 и № 258 Юнусабадского района г. Ташкента. Проведен осмотр, антропометрическое исследование и психодиагностическое тестирование.

Всем детям проведено определение йода в моче путем церий-арсенитного метода с предварительной обработкой образцов раствором персульфата аммония. Международный комитет по борьбе с йоддефицитными состояниями и ВОЗ выделяют три степени тяжести йоддефицита по медиане уровня йода в моче: 99–55 мкг/л — лёгкая; 49–20 мкг/л — умеренная; менее 20 мкг/л — тяжёлая.

Результаты исследования: результаты показали, что содержание йода в моче у 98 детей (58,3 %) установлены нормативные значения (свыше 99 мкг/л; среднее число — 104,3±1,2 мкг/л), у 67 детей (39,9 %) отмечена легкая степень йодурии (85,6±1,1 мкг/л), причем у 45 из них показателя находились в пределах верхней границы нормы. В 2 случаях (1,2 %) установлена умеренная степень уровня йода в моче, а в 1 — тяжелая (0,6 %) (табл. 1).

 

Таблица 1

Показатели содержания йода в моче у обследованных детей

Степень тяжести йодурии

Количество обследованных детей

Среднее число (мкг/л)

Абс.

%

Норма

98

58,3

104,3±1,2

Легкая

67

39,9

85,6±1,1

Умеренная

2

1,2

49–45

Тяжелая

1

0,6

18

 

На дальнейшем этапе нами был проведен анализ соматической патологии в 2 группах: основную группу составили 70 детей с йодурией, а контрольную группу составили 98 детей без нарушения содержания йода.

В основной группе отмечалось повышение заболеваний практически по всем основным классам болезней, так в 11,6 раз было больше заболеваний органов дыхания, в 7 раз больше встречались заболевания органов пищеварения, и в 6,4 раз больше было инфекционных заболеваний соответственно по отношению к контрольной группе. Среди бронхо-легочных заболеваний 71,5 % составилОРВИ, среди гастроэнтерологических заболеваний 72,5 % приходилось на функциональные диареи и среди инфекционных заболеваний 76 % составили острые кишечные инфекции, такие как сальмонеллез и дизентерия. Все полученные данные, свидетельствуют, о снижении защитных сил и повышении восприимчивости организма, детей с йододефицитом к различным действиям факторов внешней и внутренней среды.

Одним из наиболее важных показателей отражающее физическое развитие ребенка является рост и вес. Нами был проведен сравнительный анализ роста и веса в группах. Данные, полученные нами, о росте обследуемых детей приведены в таблице 2.

 

Таблица 2

Антропометрические данные обследованных детей

Группы

Показатели

Рост (см)

Вес (кг)

МРИ (кг/м2)

Контрольная

129 2,5

23,82,1

16,80,32

Основная группа

114,64*

18,92,0*

15,50,12*

Примечание: * Р<0,05; достоверность по сравнению с контролем

 

При интерпретации данных таблицы 2 получено следующее: как видно из таблицы в основной группе имеются достоверные отличия по отношению к контрольной группе. Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей основной группы наблюдается выраженное замедление в росте.

У детей основной группы отмечается достоверное снижение показателей веса. Полученные данные влияют непосредственно на показатели МРИ, так у всех детей основной группыв той или иной мере регистрируется отставание в физическом развитии.

Как показывают результаты наших исследований, при изучении нервно-психического развития в группах выявлены следующие особенности, представленные в таблице 3, процентные соотношения проявлений нервно-психического развития в исследуемых группах.

 

Таблица 3

Анализ некоторых проявлений нервно-психической сферы у детей дошкольного возраста в условиях йодо- и железодефицита

Проявления

Контрольная группа

Основная группа

%

n

%

n

Снижение памяти

-

-

34

48,6

Нарушение концентрации внимания

2

2

35

50

Не уверенность в себе

4

4,1

39

55,7

Капризность

3

3,1

16

22,9

Гиперактивность

2

2

8

11,4

Эмоционально-волевая сфера (самостоятельность, инициатива)

14

14,3

3

4,3

 

У детей основной группы нарушения нервно-психической сферы выражаются в неуверенности в себе, нарушение концентрации внимания, наиболее выраженной снижением памяти. Неуверенность в себе отмечалась в 4,9 раз чаще в основной группе по отношению к контролю.

Нарушение концентрации внимания в 8,4 раза было больше в основной группе по отношение к контрольной. Аналогичные изменения наблюдались и в снижении памяти, но в контрольной группе оно не регистрировалось.

Наиболее выраженные проявления как капризность, гиперактивность, нарушение концентрации внимания были зарегистрированы в основной группе. Эмоционально-волевая сфера, характеризующаяся самостоятельностью и лидерством (инициатива) была достоверно занижена в 3,3 раза у детей основной группы.

При проведении теста Кеттелла было выявлено, IQ выше 120 баллов не набрал ни один ребенок; IQвыше 110 баллов определен у 75,5 % детей без; IQ> 90 баллов — у 40 % детей с 1-й степенью увеличения ЩЖ и у 24 % детей без ЙДЗ. Более низкий уровень IQ (70<1Q<90) определен у детей с 1-й и 2-й степенью увеличения ЩЖ, что составило 60 % и 100 % (табл. 4).

 

Таблица 4

Уровень IQ у обследованных детей

Уровень IQ

Количество обследованных детей (n=168)

Среднее число (баллы)

Дети без ЙДЗ (n=25)

Дети с ЙДЗ (n=143)

Абс.

%

Абс.

%

Выше среднего (110–119 баллов)

-

-

108

75,5

115,6±1,1

Средний (90–109 баллов)

10

40

35

24,5

102,4±0,9

Ниже среднего (80–89 баллов)

13

52

-

-

85,8±0,8

Низкий (70–79 баллов)

2

8

-

-

70÷72

 

При проведении корреляционного анализа была установлена прямая взаимосвязь показателей интеллектуального развития детей от уровня содержания йода в моче (r=+0,568). Так при легкой степени тяжести йоддефицита регистрировалось интеллектуальное развитие выше среднего, при умеренной степени тяжести йоддефицита в большинстве случаев отмечалась среднее интеллектуальное развитие, а у детей с умеренной и тяжелой степенью тяжести йоддефицита интеллектуальное развитие отмечается ниже среднего.

Таким образом, у детей с йоддефицитным статусом в среднем определены более низкие показатели интеллектуального развития по сравнению с детьми без йодурии. Детям с йоддефицитным статусом трудно учиться в школе, осваивать новые знания и навыки, что указывает о необходимость эффективной профилактики йоддефицита и его коррекции препаратами йода, начиная у детей младшего школьного возраста.

Выводы:

  1.             У детей младшего школьного возраста в 41,7 % случаев установлена йодурия, из них у 39,9 % — легкая, а у 1,8 % — умеренная и тяжелая.
  2.             Установлено влияние нехватки йода в организме на соматический, физический и нейропсихологический статус у детей младшего школьного возраста.

 

Литература:

 

  1.    Жуков А. О. Результаты исследования уровня IQ в регионах с различным уровнем дефицита йода. // Российский психиатрический журнал. — 2007. — № 1. — С. 16–21.
  2.    Дедов И. И., Мельниченко Г. А., Петеркова В. А. Результаты эпидемиологических исследований йододефицитных заболеваний в рамках проекта «Тиромобиль». // «Проблемы эндокринологии». — 2005. -№ 5. — Том 51. — С.32–36.
  3.    Пылова, С. А. Оценка эффективности способов профилактики йоддефицитных состояний у детей препубертатного возраста Республики Карелия // Сборник научных трудов. Под ред. проф. В. И. Пуриня: Издание СПбГПМА, СПб. — 2008. — С. 444.
  4.    Solovjeva S. I., Troshina Е. А., Zhukov А. О. The research of IQ level in school children who live in the regions with iodine deficiency. // 8th European Congress of Endocrinology. — 2006. — Р. 652
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, основная группа, интеллектуальное развитие, контрольная группа, младший школьный возраст, среднее, балл, снижение памяти, нарушение концентрации внимания, нервно-психическая сфера.


Похожие статьи

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Развитие восприятия внимания, концентрации внимания, в младшем школьном возрасте учащихся четвертых классов гимназии, лицея и средней общеобразовательной школы. Исследование концентрации внимания и устойчивости внимания...

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Была отобрана группа детей младшего школьного возраста с СДВГ в количестве 30 человек, из них 8 девочек и 22 мальчика. Средний возраст детей 7–9 лет. Для сравнения была отобрана аналогичная по возрасту и количеству группа детей...

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

Библиографическое описание: Новикова А. А., Ларкина И. В. Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста с интеллектуальными

Эмоциональная сфера детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется значительным недоразвитием.

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста...

Состояние нервно-психического здоровья – неотъемлемая часть здоровья индивида и общества в целом. И в личном, и в общественном плане нарушения нервно-психической сферы имеют не меньшую, если не большую значимость...

Воспитание ребенка младшего школьного возраста...

Библиографическое описание: Бутырина Д. Г. Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в

Анализ литературы по теме исследования СДВГ выявил, что ученые выделяют три группы факторов в развитии синдрома

Исследования уровня и динамики интеллектуального развития...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, умственное развитие, уровень, интеллектуальное развитие, Типовая программа, интеллектуальное

Преемственность в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Системный анализ развития высших психических функций...

Елина Д. Д., Задумкина Е. А., Пахолкина Т. М. Системный анализ развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с речевыми

Таким образом, суммарный балл за сферу общей характеристики ребенка составил: S0 /х1 = (0+2+0+3): 4 = 1,25 баллов.

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дошкольный возраст, произвольное внимание, экспериментальная работа, развитие внимания, мнимая ситуация, игровая деятельность, внимание, возрастная группа.

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Развитие восприятия внимания, концентрации внимания, в младшем школьном возрасте учащихся четвертых классов гимназии, лицея и средней общеобразовательной школы. Исследование концентрации внимания и устойчивости внимания...

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Была отобрана группа детей младшего школьного возраста с СДВГ в количестве 30 человек, из них 8 девочек и 22 мальчика. Средний возраст детей 7–9 лет. Для сравнения была отобрана аналогичная по возрасту и количеству группа детей...

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

Библиографическое описание: Новикова А. А., Ларкина И. В. Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста с интеллектуальными

Эмоциональная сфера детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется значительным недоразвитием.

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста...

Состояние нервно-психического здоровья – неотъемлемая часть здоровья индивида и общества в целом. И в личном, и в общественном плане нарушения нервно-психической сферы имеют не меньшую, если не большую значимость...

Воспитание ребенка младшего школьного возраста...

Библиографическое описание: Бутырина Д. Г. Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в

Анализ литературы по теме исследования СДВГ выявил, что ученые выделяют три группы факторов в развитии синдрома

Исследования уровня и динамики интеллектуального развития...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, умственное развитие, уровень, интеллектуальное развитие, Типовая программа, интеллектуальное

Преемственность в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Системный анализ развития высших психических функций...

Елина Д. Д., Задумкина Е. А., Пахолкина Т. М. Системный анализ развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с речевыми

Таким образом, суммарный балл за сферу общей характеристики ребенка составил: S0 /х1 = (0+2+0+3): 4 = 1,25 баллов.

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дошкольный возраст, произвольное внимание, экспериментальная работа, развитие внимания, мнимая ситуация, игровая деятельность, внимание, возрастная группа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Развитие восприятия внимания, концентрации внимания, в младшем школьном возрасте учащихся четвертых классов гимназии, лицея и средней общеобразовательной школы. Исследование концентрации внимания и устойчивости внимания...

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Была отобрана группа детей младшего школьного возраста с СДВГ в количестве 30 человек, из них 8 девочек и 22 мальчика. Средний возраст детей 7–9 лет. Для сравнения была отобрана аналогичная по возрасту и количеству группа детей...

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

Библиографическое описание: Новикова А. А., Ларкина И. В. Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста с интеллектуальными

Эмоциональная сфера детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется значительным недоразвитием.

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста...

Состояние нервно-психического здоровья – неотъемлемая часть здоровья индивида и общества в целом. И в личном, и в общественном плане нарушения нервно-психической сферы имеют не меньшую, если не большую значимость...

Воспитание ребенка младшего школьного возраста...

Библиографическое описание: Бутырина Д. Г. Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в

Анализ литературы по теме исследования СДВГ выявил, что ученые выделяют три группы факторов в развитии синдрома

Исследования уровня и динамики интеллектуального развития...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, умственное развитие, уровень, интеллектуальное развитие, Типовая программа, интеллектуальное

Преемственность в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Системный анализ развития высших психических функций...

Елина Д. Д., Задумкина Е. А., Пахолкина Т. М. Системный анализ развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с речевыми

Таким образом, суммарный балл за сферу общей характеристики ребенка составил: S0 /х1 = (0+2+0+3): 4 = 1,25 баллов.

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дошкольный возраст, произвольное внимание, экспериментальная работа, развитие внимания, мнимая ситуация, игровая деятельность, внимание, возрастная группа.

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Развитие восприятия внимания, концентрации внимания, в младшем школьном возрасте учащихся четвертых классов гимназии, лицея и средней общеобразовательной школы. Исследование концентрации внимания и устойчивости внимания...

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Была отобрана группа детей младшего школьного возраста с СДВГ в количестве 30 человек, из них 8 девочек и 22 мальчика. Средний возраст детей 7–9 лет. Для сравнения была отобрана аналогичная по возрасту и количеству группа детей...

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

Библиографическое описание: Новикова А. А., Ларкина И. В. Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста с интеллектуальными

Эмоциональная сфера детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется значительным недоразвитием.

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста...

Состояние нервно-психического здоровья – неотъемлемая часть здоровья индивида и общества в целом. И в личном, и в общественном плане нарушения нервно-психической сферы имеют не меньшую, если не большую значимость...

Воспитание ребенка младшего школьного возраста...

Библиографическое описание: Бутырина Д. Г. Воспитание ребенка младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в

Анализ литературы по теме исследования СДВГ выявил, что ученые выделяют три группы факторов в развитии синдрома

Исследования уровня и динамики интеллектуального развития...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, умственное развитие, уровень, интеллектуальное развитие, Типовая программа, интеллектуальное

Преемственность в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Системный анализ развития высших психических функций...

Елина Д. Д., Задумкина Е. А., Пахолкина Т. М. Системный анализ развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с речевыми

Таким образом, суммарный балл за сферу общей характеристики ребенка составил: S0 /х1 = (0+2+0+3): 4 = 1,25 баллов.

Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дошкольный возраст, произвольное внимание, экспериментальная работа, развитие внимания, мнимая ситуация, игровая деятельность, внимание, возрастная группа.

Задать вопрос