Нервно-психическое развитие детей раннего возраста и факторы, его определяющие. Обзор литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Сакаева Д. Р., Хайретдинова Т. Б. Нервно-психическое развитие детей раннего возраста и факторы, его определяющие. Обзор литературы // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 194-198. — URL https://moluch.ru/archive/29/3351/ (дата обращения: 26.09.2018).

Состояние нервно-психического здоровья – неотъемлемая часть здоровья индивида и общества в целом. И в личном, и в общественном плане нарушения нервно-психической сферы имеют не меньшую, если не большую значимость, чем отклонения в соматическом статусе или физическом развитии [3,48]. По мнению Баранова А.А.(2006) и Алексеева С.В.(2000), оценка состояния нервно-психического здоровья ребенка-это констатация наличия факторов и условий для последующего оптимального развития, гарантия достижения к взрослому периоду жизни биологически детерминированных уровней физического, интеллектуального и нравственного совершенства, а также возможности длительной, безболезненной и социально плодотворной жизни. Нервно-психическое развитие обеспечивает интеллектуальные способности и реализацию личности, должный уровень и качество жизни, являясь значимым фактором, определяющим здоровье детей [12,25-27,29,36].

Нервно–психические нарушения обусловлены перинатальным повреждением ЦНС, которое в дальнейшем вызывает психо-неврологическую и соматическую патологию [15,16,19,20,54]. Причинами перинатальных поражений нервной системы, а в дальнейшем и нарушения нервно-психического развития, являются не только патология беременности и родов, которые обуславливают как острую, так и хроническую гипоксию плода и новорожденного, но и развитие, и совершенствование новых репродуктивных технологий, достижения в области интенсивной терапии и выхаживании новорожденных группы высокого риска с сочетанной перинатальной патологией, снижение смертности среди недоношенных и новорожденных с низкой массой тела [6,7,35,37,59,60,62,63]. Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза в становлении всех органов и систем. Именно в первые годы жизни уточняется программа развития организма, формируется его устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, складывается уровень нервно-психического и физического развития [11,56]. В раннем детском возрасте морфо-функциональные особенности ребенка продолжают определять высокую чувствительность расстройств организма к неблагоприятным факторам, на этом этапе жизни выражен риск проявления наследственно–детерминированной предрасположенности к развитию заболеваний, происходят значительные изменения в организме ребенка, связанные с приспособлением к окружающему миру. Отягощение этого периода жизни тяжелыми патологическими состояниями может оказать влияние на весь последующий онтогенез. Негативные значения могут иметь не только сами болезни ребенка, но и методы лечения, реанимация и интенсивная терапия, проводящиеся в связи с ними [34,39,53]. По исследованиям Володина Н.Н.(2006), современные хирургические и неонатальные технологии позволили значительно снизить показатели смертности у детей с хирургической патологией, однако данные о состоянии здоровья детей, перенесших в периоде новорожденности хирургические вмешательства в отдаленном периоде единичны, ограничены по числу наблюдений и неоднозначны по результатам. В последнее десятилетие особое внимание уделяется изучению и разработке проблем управления здоровьем и реабилитации детей, испытавших отрицательное воздействие в антенатальном и раннем неонатальном периодах, которое повлияло на последующее становление нервной системы, что позволило совершенствовать методы реабилитации. По данным Голомидова А.В. и Сутулиной И.М.(2008,2009) достоверно установлена более частая зедержка НПР у детей, подвергшихся в раннем возрасте хирургическим вмешательствам, а само хирургическое вмешательство и послеоперационное состояние данных детей рассматривается как источник отсроченной патологии, обусловленное влиянием на организм возникающих нарушений гемодинамики, метаболических расстройств, гипоксии и боли. В результате этого является главным изучение множества самых разнообразных факторов риска от медико–биологического характера до социально–экономического, их соотношение и степень воздействия, которые в различные возрастные периоды жизни по–разному влияют на состояние здоровья ребенка и адаптационные возможности детского организма. Особо важно влияние вышеперечисленных факторов риска на ранний период детского возраста, когда закладываются основы будущего развития ребенка, адаптация, его образ мышления, способности, интеллект [7,12,30,61].

В последнее время повышается частота и распространенность нервно–психических нарушений и отмечается негативная тенденция относительно нервно–психического развития. Даже в условиях современной патогенетической терапии до 69% детей не достигают должного уровня нервно–психического развития, определяющего в дальнейшем интеллектуальные способности и реализацию личности [27,35,36,45,47]. За прошедшее десятилетие значительно увеличилось количество детей с низким уровнем психо-речевого развития, не позволяющим полностью усвоить программу массовых дошкольных учреждений. В дальнейшем только 35% младших школьников имеют удовлетворительный уровень готовности к обучению. По данным НИИ дефектологии до 80% случаев неуспеваемости в школе обусловлены различными состояниями когнитивной недостаточности, включая задержку психического развития, до 20,5% из них приходится на умственные расстройства.

Своевременная диагностика отклонений нервно-психического развития (НПР) детей раннего возраста является актуальной проблемой в свете возрастающей доли заболеваний, связанных с нарушениями данной сферы здоровья ребенка, так как именно они в значительной степени определяют ход постнатального развития, дальнейшее качество жизни и адаптацию [3-6,40,52,55]. В настоящее время в России рождение детей, относящихся к группе риска по нарушениям нервно-психического развития, составляет от 85 до 93 % [12,41,43]. По данным Васильева М.Д.(2000), Чиченовой Н.С.(2001), Шнитковой Е.В., Философовой М.С.(2003), Кочеровой О.Ю.(2005) среди данных детей отмечены высокое распространение морфо–функциональных нарушений (до 75%), дефицит массы тела (до 40%) при снижении числа гармоничного развития и понижения темпов биологического развития (до 70-75%), нарушение дыхательной и пищеварительной систем, костно–мышечной, сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы [13,21]. Данные дети формируют особую группу часто болеющих детей со склонностью к хронизации процессов, множеством сопутствующей патологии различных органов и систем, заболеваниями кожи и респираторными аллергозами [2,42]. Частыми являются отсутствие или позднее развитие общих моторных навыков и мелкой моторики пальцев кисти, задержка развития гуления, лепета, эмоций, игровой деятельности, а в дальнейшем речевых навыков и когнитивных функций, психо-соматических дисфункций, а также органической патологии ЦНС, снижение адаптивных возможностей и уровня интеллекта. Значимыми последствиями являются возникновение детского церебрального паралича, эпилепсии, эмоциональных и поведенческих нарушений [15,49,51].

Неотработанная система динамического наблюдения за детьми с перинатальной патологией в различные периоды детства, несвоевременная диагностика и, соответственно, позднее начало лечебно-коррекционных мероприятий, приводят к нарушению формирования высших психических функций, задержке когнитивного развития, значительным проблемам в процессе школьного обучения, затрудняют социальную адаптацию [6,7,21].

Существует достаточно большое количество методик для оценки нервно-психического развития детей раннего возраста, вместе с тем их практическое использование не всегда дает желаемый результат, что диктует необходимость поиска методов, обеспечивающих объективную комплексную оценку состояния ребенка. Учитывая, что контроль за нервно-психическим развитием основывается на изучении объективных закономерностей развития ребенка, следует отметить, что в каждом возрастном периоде выделяются ведущие виды деятельности, уровень развития которых оценивается согласно методическим рекомендациям [27,31,32,41,44]. Маркерами высокого риска задержки нервно-психического развития после первого года жизни являются низкие показатели физического развития и высокий уровень респираторной заболеваемости, что следует учитывать при проведении диспансеризации детей раннего возраста и выделении группы повышенного риска по задержке нервно-психического развития. Все вышеперечисленное предполагает комплексное применение методик ранней медико-психолого-педагогической реабилитации, недостаточно распространенной в современной педиатрической практике в связи с организационными особенностями системы оказания медицинской помощи новорожденным. В связи с этим, очевидна необходимость разработки новых технологий и дополнительных форм помощи матери и ребёнку. Перспективы психического развития, успешность обучения детей с отклонениями в нервно-психическом развитии, их школьная и социальная адаптация зависят от раннего выявления нарушений в познавательной деятельности. Сегодня в программах «Школ матерей» женских консультаций и детских поликлиник отсутствует обучение матерей методам реабилитации ребёнка с перинатальной патологией и, как следствие, нарушением нервно-психического развития. В связи с этим в целях оптимизации данных программ представляется перспективным использование информационно-обучающих технологий, обеспечивающих участие семьи в системе профилактики нарушений психомоторного развития детей, анамнез которых отягощен перинатальной церебральной патологией.

На современном этапе развития медицинской науки установлено, что гипоксия, ишемия и ацидоз индуцируют синтез эндотелина-1 (ЭТ-1), который оказывается причастным к сердечно-сосудистой и почечной патологии, диабету, а также участвует в патогенезе легочной гипертензии и постгипоксических нарушений сердечно-сосудистой системы у новорожденных [21,38,39]. Достоверно выявлено изменение содержания нейроспецифических белков (субстанции Р, нейротрофического фактора головного мозга BDNF и нейроспецифической енолазы), изменение содержания лактата, пирувата, сукцинатдегидрогеназы [8,19]. Доказано, что снижение уровня церулоплазмина и гормонов Т3, Т4 и повышение уровня ТТГ сыворотки крови у детей в возрасте одного года жизни достоверно прогнозирует выраженную задержку НПР данных детей к трем годам жизни [13,14]. В настоящее время поиск комплекса современных клинических и лабораторных критериев, позволяющих улучшить раннюю диагностику и прогноз нервно-психических повреждений у детей продолжается, что имеет огромное значение для построения адекватной диагностики, терапии психо-неврологических расстройств и их профилактики.

Таким образом, все вышеизложенное является основанием целесообразности и необходимости проведения комплексного клинического и нейропсихологического обследования детей с перинатальным поражением ЦНС в анамнезе с целью оценки состояния их нервно-психического здоровья и уровня развития в периоде раннего детства [3,4,23]. Имея данные о состоянии нервно–психического статуса детей возможно повысить уровень оказания медицинской помощи на всех ее этапах, своевременно выявить нарушения нервно-психического развития и снизить риск нарушения здоровья.


Литература:

1. Антонов А.Г., Буркова А.С., Байбарина Е.Н. Профилактика гипоксических, ишемических и геморрагических повреждений мозга при критических состояниях у новорожденных. Материалы II съезда РАСПМ: Перинатальная неврология. 2007; 56.

2. Балаболкин И.И. Влияние перенесенной анте- и интранатальной гипоксии плода на развитие клинических проявлений атопии у детей. // Материалы VIII конгресса педиатров «Современные проблемы профилактической педиатрии» -М., 2003.-С. 22.

3. Баранов А.А. Изучение качества жизни в медицине и педиатрии. / А.А. Баранов, В.И. Альбицкий, И.В. Винярская // Вопросы современной педиатрии. – 2005. – Т. 4, № 2. – С. 7 – 12.

4. Баранов А.А., Кучма В.Р., Тутельян В.А., Величковский Б.Т. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков в России. - М., 2006. - С.118.

5. Барашнев Ю.И., Антонова А.Г. Новые технологии и стандарты диагностики и терапии перинатальной церебральной патологии у новорожденных // Российские медицинские вести. – 2001. - № 3. – С. 68 – 69.

6. Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. / Ю.И. Барашнев. - М.: «Триада-Х», 2001. - 640 с.

7. Барашнев Ю.И. Гипоксическая энцефалопатия: гипотезы патогенеза церебральных расстройств и поиск методов лекарственной терапии. Текст. / Ю.И. Барашнев // Российский вестник перинатологии и педиатрии. -2002.-№ 1. С.13.

8. Боброва Е.Е. Клинико–функциональная характеристика неврологических нарушений и оценка эффективности восстановительного лечения у детей с перинатальным гипоксическим– ишемическим поражением головного мозга на первом году жизни. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Иваново, 2007.

9. Бочарова Е.А., Сидоров П.И. и др. Медико–социальные факторы риска в формировании отклонений в психическом и речевом развитии в детском возрасте. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2007. - № 4. – С. 39 - 42.

10. Васильева Е.М., Баканов М.И., Поддубная А.Е., Шор Т.А. Перекисное окисление липидов при неврологической патологии у детей // Клиническая лабораторная диагностика. – 2005. - № 2. – С.8-15.

11. Вельтищев Ю.Е., Зелинская Д.И. Детская инвалидность: медицинские и социальные аспекты, меры профилактики. Лекции для врачей.- М., 2000.

12. Володин Н.Н., Медведев М.И., Дегтярева М.Г. и др. Ранняя диагностика неблагоприятных последствий перинатальных гипоксически – ишемических поражений головного мозга у недоношенных детей и оптимизация их лечения. М., Педиатрия, 2010. – Т. 89. - № 2. – С. 101 – 106.

13. Воробушкова В.В. Физическое и психомоторное развитие детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательной школе, профилактика и коррекция их нарушений. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Иваново, 2008.

14. Воробьева Е.А., Филькина О.М., Долотова Н.В., Пыхтина Л.А., Широкова О.С., Матвеева Е.А. Особенности развития детей раннего возраста с перинатальным поражением ЦНС. // Сборник материалов XI Конгресса педиатров России. Актуальные проблемы педиатрии. М., 2007. – С. 142.

15. Голомидов А.В., Сутулина И.М. Здоровье детей раннего возраста, перенесших хирургические вмешательства в неонатальном периоде. / Мать и дитя в Кузбассе. Оригинальные статьи. № 3 (38), 2009.

16. Голомидов А.В., Сутулина И.М. Церебропротекторная терапия в послеоперационном периоде у новорожденных. / Клиническая фармакология. М., 2008. – С. 60 – 62.

17. Голосная Г.С. Динамическое исследование психомоторного развития детей, перенесших хроническую внутриутробную гипоксию. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 1997.

18. Голосная Г.С. Роль ингибиторов апоптоза в диагностике ипрогнозировании исходов перинатальных гипоксических поражений головного мозга у новорожденных.// Педиатрия.- 2005.- № 3.- с.30-36.

19. Гомазков О.А. Нейротрофические факторы мозга. Справочно- информационное издание. Электронная версия. Москва.-2004.

20. Гудимова В.В. Роль перинатальной патологии в генезе нарушений раннего постнатального развития детей. Автореферат дис. … канд. мед. наук. М., 1997.

21. Зузенкова Л.В. Функциональное состояние эндотелия у новорожденных в критическом состоянии с постгипоксическими нарушениями сердечно-сосудистой системы, их немедикаментозная коррекция. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Иваново, 2008.

22. Классификация перинатальных поражений нервной системы у новорожденных. Методические рекомендации /А.С. Буркова, Н.Н. Володин, Л.Т. Журба и др. - М . , 2000. - 40с.

23. Комплексная реабилитация недоношенных детей с перинатальным поражением в стационаре 2-го этапа выхаживания. / Е.П. Бомбардирова, Т.Ю. Моисеева, Н.А. Морозова и др. // Педиатрия. - 2001. - №3. -С.96-99.

24. Лицев А.Э. Роль перинатальной патологии в генезе минимальных мозговых дисфункций у детей раннего возраста. Автореферат дис. … канд. мед. наук. М., 1995.

25. Ломиворотов В.Н., Зельман В.Л., Караськов А.М., Постнов В.Г. Генетические аспекты защиты мозга. / Сибирский медицинский журнал. - № 3. – 2009. – С. 63 – 65.

26. Миронова Н.Н. Роль перинатальных поражений центральной нервной системы в формировании психоневрологической инвалидности детей раннего возраста. Автореферат дис. … канд. мед. наук. Уфа, 2005.

27. Нервно-психическое здоровье детей, перенесших перинатальное поражение нервной системы. / Е.В. Шниткова, Е.М. Бурцев, А.Е. Новиков, М.С. Философова // Журнал неврологии и психиатрии им. С.Корсакова. - 2000. - №3. - 57-59.

28. Нервно-психическое развитие детей с перинатальными поражениями ЦНС легкой и средней степени тяжести. / Г.А. Асламова, Т.И. Фридман, О.В. Руднева и др. // V Российский форум «Мать и дитя»: материалы форума. - М:, 2003. - С. 512-513.

29. Олимова К.С. Динамика проявлений и отдаленные последствия перинатальных поражений центральной нервной системы у детей. Автореф. дис. ... докт. мед. наук. М., 2002.

30. Организация специализированной неврологической помощи детям в республике Башкортостан. Ахметова В.М., Байбазарова Ф.М. // Актуальные вопросы неврологии детского возраста. Сборник научно-практических статей.-Уфа. 2010.-С.11-19.

31. О реабилитации детей с перинатальными энцефалопатиями. /С.П. Каплина, Н. Н. Ильина, A.M. Попова, Н.В. Сызранцева // Российский педиатрический журнал. - 2001. - №1. - 42.

32. Особенности продукции мозгового нейротрофического фактора у детей с перинатальными гипоксическими поражениями головного мозга / Т.В. Самсонова, Е.А. Боброва, Г.Н. Кузьменко // Russian Journal of IMMUNOLOGY. — 2005. — Vol. 9, Sup. 2. — P. 228.

33. Особенности церебрального кровотока и продукции нейропептидов у детей с перинатальными гипоксическими поражениями головного мозга / Т.В. Самсонова, Е.А. Боброва // Гемореология в микро- и макроциркуляции. — Ярославль, 2005. — С. 61.

34. Отдаленный катамнез детей, переживших в раннем неонатальном периоде состояния, потребовавшие проведения интенсивной терапии. / Д.О. Иванов, Н.П. Шабалов, Г.М. Евтюков и др. // Педиатрическая анестезиология и интенсивная терапия: Материалы Российского конгресса. – М., 2003.

35. Пальчик А.Б, Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. СПб: Санкт-Петербург, 2000.-224с.

36. Пальчик А.Б. Современные представления о перинатальной энцефалопатии. / А.Б. Пальчик, Н.П. Шабалов, А.П. Шумилина// Российский педиатрический журнал. - 2001. - №1. - 31-34.

37. Применение допплерографии мозговых сосудов в неонатологии. / А.Б. Сугак, Г.В. Яцык И.В. Дворяковский, А.Э. Добровольский // Вопросы современной педиатрии. М., 2002. - Т.1, № 1. - С. 50-54.

38. Пронина О.А. Исследование показателей эндотелина-1 у новорожденных детей, перенесших хроническую внутриутробную гипоксию / О.А. Пронина // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2008. – Т 7, № 3. – С. 691 – 693.

39. Пронина О.А. Катамнез развития детей, перенесших тяжелую асфиксию интранатально / О.А. Пронина, И.И. Логвинова // Сборник материалов VI всероссийской университетской научно- практической конференции молодых ученых и студентов по медицине. – Тула, 2007. – С. 204 – 205.

40. Скоромец А.П., Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Современные представления о перинатальной энцефалопатии. //Российский педиатрический журнал. - 2001. - № 1. - с. 31 - 34.

41. Таболин В.А., Котлукова Н.П., Бейлин А.Л., Чернявская Н.И.., Ильина А.Я., Симонова Л.В. Оптимизация оказания специализированной помощи новорожденным и детям первых лет жизни с ВПС. / Тезисы III Всероссийского семинара памяти профессора Н.А. Белоконь. Архангельск, 2003 г.

42. Тонкова-Ямпольская Р.В. Состояние здоровья детей с учетом факторов анте- и постнатального риска. /Р.В. Тонкова-Ямпольская // Российский педиатрический журнал. - 2002. - №1. - 61-62.

43. Туленкова Т.Е. Оптимизация программ профилактики нарушений нервно-психического развития детей групп перинатального риска. Автореф. дис. ... докт. мед. наук. М., 2010.

44. Фрухт Э.Л. Некоторые особенности развития и поведения детей с перинатальным поражением нервной системы. / Э.Л. Фрухт, Р.В. Тонкова-Ямпольская // Российский педиатрический журнал. –М., 2001. - № 1. – С. 9-12.

45. Хачатрян Л.Г. Ранние и отдаленные проявления перинатального поражения нервной системы у детей раннего возраста. Автореф. дис. ... докт. мед. наук. М., 2003.

46. Широкова О.С. Состояние здоровья детей с перинатальными поражениями ЦНС и задержкой нервно-психического развития, воспитывающихся в семье и домах ребенка: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. – Иваново, 2008. – 22 с.

47. Шкаренкова Е.И. Прогнозирование и коррекция нарушения моторного развития у детей с перинатальными гипоксическими поражениями головного мозга в позднем восстановительном периоде. Автореф. дис. ... докт. мед. наук. Иваново, 2009.

48. Adderley –Kelly B. Health promotion for urbun hilds. /Adderley –Kelly B., Green P. M. // J. Nattl. Black Nurses Assoc. – 2000, Vol. 11. № 2, P. 34-38.

49. Aguilar L. et al. Psycometric analysis in children with mental retardation due to perinatal hypoxia treated with fibroblast growth factor (FGF) & showing improvement in mental development. J. Intellect Disabil Res 2008;37:507-20. 226.

50. Allen M.C. Neurodevelopmental outcomes of preterm infants. //Curr Opin Neurol. 2008. - 21(2):123-128.

51. Aicardi J. Diseases of the Nervous System in Childhood. Cambridge University Press, 2007; 1100.

52. Berger R. Perinatal brain injury. /R. Berger, Y. Gamier // J: Perinat. med. - 2000. - Vol. 28. - P.261-285.

53. Chien J.C., Schwarts R. Cerebral oxygenation during hypoxia and resuscitation by using near-infrared specfroscopy in newborn piglets. /J. C. Chien // J. of the Chinese Medical Association. - 2007. - Vol.70. - P.47-55.

54. Gluckman P.D. Hypoxic-ischemic brain injury in the newborn: pathophysiology and potential strategies for intervention. /P.D. Gluckman, C.S. Pinal, A.J. Gunn // Semin. Neonatol. - 2001. - Vol.6. -P.109-120.

55. Gonzalez de Dios J. Risk factors predictive of neurological sequelae in term newborn infants-with perinatal asphjocia. /J. Gonzalez de Dios, M. Moya, J. Vioque // Rev. Neurol. - 2001. - Vol.32, №3. - P.210-216.

56. Hossain M.A. Hypoxic-ischemic injury in neonatal brain: involvement of a novel neuronal molecule in neuronal cell death and potential target for neuroprotection //bit J. Dev. Neurosci. 2008 Feb;26(l):93-101.

57. Ladurner G. Neuroprotection in acute ischemic stroke. Stroke, 2001; 32: 232.

58. Nelson К.В. Neuropeptides and neurotrophins in neonatal blood of children with autism or mental retardation. /K.B. Nelson, J.K. Grether, L.A. Croen //Ann Neurol. -2001. - Vol.49, № 5. -P.597-606.

59. Perlman J.M. Intervention strategies for neonatal hypoxic-ischemic cerebral injury. //Clin Ther. 2006 Sep;28(9): 1353-65. 274.

60. Perlman J.M. Neurology: neonatology questions and controversies/ Saunders, Elsevier. - 2008. - 288p.

61. Stocker R., Frei B. Endogenous antioxidant defences in human blood plasma. In: Sies Hed. Oxidative stress: oxidants and antioxidants. London: Academic Press. — 2001. — P.213-243.

62. Volpe J. Neurology of Newborn, 5 – ed. Saunders ELSEVIER, 2008; 1094.

63. Volpe J. Perinatal brain injury: from pathogenesis to neuroprotection. / J.J. Volpe // MRDD Research Reviews. - 2003. - Vol.7. - P.56-64.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): нервно-психическое развитие, психическое развитие, ранний возраст, нарушение, ребенок, нервно-психическое здоровье, физическое развитие, данные, должный уровень, интенсивная терапия.


Похожие статьи

Особенности нервно-психического развития детей раннего...

Нервнопсихическое развитие является значимым фактором, определяющим здоровье детей, так как именно нервно-психическое развитие в дальнейшем обеспечивает должный уровень и качество жизни каждого ребенка [2,8,17].

Контроль за нервно-психическим развитием ребенка как способ...

К раннем возрасту применяют термин «нервно-психическое (психомоторное)» развитие ребенка, которое рассматривают как качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений.

Развитие психики детей первого года жизни | Статья в журнале...

Целью нашего исследования явилось изучить психическое развитие ребенка до одного года. Для решения поставленных задач мы провели обследование детей раннего возраста.

Теоретические аспекты комплексной диагностики отклоняющегося...

психическое развитие и становление личности ребенка возможны только в процессе коммуникаций (особое место в этом процессе занимают

Контроль за нервно-психическим развитием ребенка как способ выявления отклонений в раннем возрасте.

Соматическое, физическое и нервно-психическое развитие...

Цель исследования: изучить уровень заболеваемости, физическое и нервно-психическое развитие детей младшего школьного возраста с йиододефицитом.

Физические и психические особенности детей дошкольного...

Особенности психического развития детей связаны с особенностями нервной системы.

Ноткина Н. А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович.

Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего...

Адаптация детей может происходить неблагоприятно, вследствие нарушения психического здоровья детей в раннем возрасте. Чем раньше выявить и провести коррекцию эмоциональных нарушений, тем лучше.

Особенности детей раннего возраста | Статья в сборнике...

Развитие психики ребёнка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего, то есть усвоение

Беря на себя ответственность за воспитание ребёнка, каждый взрослый должен знать закономерности психического развития ребёнка.

Особенности социального развития детей, воспитывающихся...

Подавляющее число детей (951 ребенок) отстают в психическом развитии, каждый четвертый ребенок – с расстройством питания, 51% детей отстают в физическом развитии, 10% детей страдают анемией [2].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности нервно-психического развития детей раннего...

Нервнопсихическое развитие является значимым фактором, определяющим здоровье детей, так как именно нервно-психическое развитие в дальнейшем обеспечивает должный уровень и качество жизни каждого ребенка [2,8,17].

Контроль за нервно-психическим развитием ребенка как способ...

К раннем возрасту применяют термин «нервно-психическое (психомоторное)» развитие ребенка, которое рассматривают как качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений.

Развитие психики детей первого года жизни | Статья в журнале...

Целью нашего исследования явилось изучить психическое развитие ребенка до одного года. Для решения поставленных задач мы провели обследование детей раннего возраста.

Теоретические аспекты комплексной диагностики отклоняющегося...

психическое развитие и становление личности ребенка возможны только в процессе коммуникаций (особое место в этом процессе занимают

Контроль за нервно-психическим развитием ребенка как способ выявления отклонений в раннем возрасте.

Соматическое, физическое и нервно-психическое развитие...

Цель исследования: изучить уровень заболеваемости, физическое и нервно-психическое развитие детей младшего школьного возраста с йиододефицитом.

Физические и психические особенности детей дошкольного...

Особенности психического развития детей связаны с особенностями нервной системы.

Ноткина Н. А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович.

Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего...

Адаптация детей может происходить неблагоприятно, вследствие нарушения психического здоровья детей в раннем возрасте. Чем раньше выявить и провести коррекцию эмоциональных нарушений, тем лучше.

Особенности детей раннего возраста | Статья в сборнике...

Развитие психики ребёнка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего, то есть усвоение

Беря на себя ответственность за воспитание ребёнка, каждый взрослый должен знать закономерности психического развития ребёнка.

Особенности социального развития детей, воспитывающихся...

Подавляющее число детей (951 ребенок) отстают в психическом развитии, каждый четвертый ребенок – с расстройством питания, 51% детей отстают в физическом развитии, 10% детей страдают анемией [2].

Задать вопрос