Теоретическая модель профессионального выгорания сотрудников полиции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 05.01.2016

Статья просмотрена: 3663 раза

Библиографическое описание:

Терехова, А. С. Теоретическая модель профессионального выгорания сотрудников полиции / А. С. Терехова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 659-661. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24896/ (дата обращения: 17.12.2024).

 

В настоящее время нет единого взгляда на структуру и динамику синдрома выгорания. Анализ подходов зарубежных и отечественных авторов к пониманию профессионального выгорания показал, что этот феномен является понятием многоаспектным, не линейным. Для того, чтобы осмыслить его свойства комплексно, мы рассмотрим модели профессионального выгорания, которые существуют на сегодняшний день. Эти модели можно разделить на два основных класса: факторные, описывающие компоненты структуры профессионального выгорания, и процессуальные, описывающие выгорание как динамический процесс, имеющий фазы. К факторным моделям относят следующие:

1)                 однофакторная модель (А. Пайнс и Э. Аронсон);

2)                 двухфакторная модель (Д. Дирендонк, В. Шауфели, Х. Сиксма);

3)                 трехфакторная модель (К. Маслач, С. Джексон);

4)                 четырехфакторная модель (G. Firth, А. Mims, E. Iwаniсki, R. Sсhwаb).

В основе однофакторной модели профессионального выгорания лежит понимание его как истощения — физического, эмоционального и когнитивного. Остальные симптомы выгорания являются следствием, а не причиной. Другие авторы в качестве главного фактора выделяют эмоциональное истощение, а остальные компоненты рассматривают как следствие неконструктивного поведения преодоления (деперсонализация) или мотивационной деформации (редукция достижений).

Стоит отметить, что, несмотря на простоту однофакторной модели, компонент истощения впоследствии лег и в другие факторные модели, став их основанием.

Так, согласно двухфакторной модели, выгорание — это конструкт, состоящий из аффективного (эмоциональное истощение) и установочного (негативные установки по отношению к реципиентам — деперсонализация; снижение самооценки относительно своих профессиональных достижений и профессиональной компетентности — редукция персональных достижений) компонентов. В двухфакторной модели профессионального выгорания к эмоциональному истощению прибавляется симптом деперсонализации. Если к истощению здесь относится сфера физического самочувствия, настроения, нервного напряжения и деструктивных эмоций, то к деперсонализации — изменение отношения к себе или к людям, с которыми человек взаимодействует на работе.

Самой распространенной на сегодняшний день является трехфакторная модель профессионального выгорания, авторами которой являются К. Маслач и С. Джексон. Согласно их концепции, выгорание представляет собой трехмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения, деперсонализации и редукции персональных достижений. Эмоциональное истощение является основным компонентом и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, безразличии к работе и ее результатам, эмоциональном перенасыщении.

Деперсонализация, как мы уже писали выше, проявляется в изменении отношений с людьми в профессиональной сфере. Она может проявляться в росте зависимости от окружающих или, напротив, в циничности, отчужденности, стремлении осуждать и нарушать установленные правила.

Третья составляющая эмоционального выгорания — редукция персональных достижений — может выражаться также в двух тенденциях:

                    в обесценивании своего уровня достижений и успехов в работе, а также тех возможностей, которая она может предоставить;

                    в снижении чувства собственного достоинства и неуверенность в своих собственных возможностях.

Последняя, четырехфакторная модель профессионального выгорания, включает в себя компоненты трехфакторной модели, а в качестве четвертой составляющей рассматривается сочетание двух из трех приведенных компонентов.

Процессуальных моделей профессионального выгорания на сегодняшний день также 4:

1)                 модель Р. Т. Голембиевского, Р. Ф. Музенридера;

2)                 модель Дж. Гринберга;

3)                 модель Б. Перлмана и Е. А. Хартмана

4)                 модель В. В. Бойко.

Процессуальная модель Р. Т. Голембиевского и Р. Ф. Музенридера построена на трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон. Авторы выделяют три степени и восемь фаз выгорания, которые отличаются разным взаимоотношением показателей эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений.

Согласно модели Дж. Гринберга, профессиональное выгорание представляет собой пятиступенчатый прогрессирующий процесс, состоящий из следующих этапов:

                    медовый месяц (удовольствие от работы есть, но в связи с продолжительными рабочими стрессами энергичность и чувство удовлетворения начинают уменьшаться);

                    недостаток топлива (появляются первые признаки физиологических нарушений (проблемы со сном, усталость), снижается интерес к содержанию труда и/или к работе в данной организации, может проявляться отстраненность от своих обязанностей);

                    хронические симптомы (измождение, подверженность заболеваниям, раздражительность или чувство подавленности, ощущение постоянной нехватки времени);

                    кризис (развитие хронических заболеваний, потеря работоспособности, неудовлетворенность качеством жизни);

                    пробивание стены (развитие опасных для жизни заболеваний, вопрос о возможности продолжения карьеры).

Процессуальная модель Б. Перлмана и Е. А. Хартмана описывает профессиональное выгорание как прогрессирующий процесс проявления трех видов реакций на профессиональные стрессы:

                    физиологические реакции, ведущие к физическому истощению;

                    аффективно-когнитивные реакции, ведущие к эмоциональному и мотивационному истощению, деморализации;

                    поведенческие реакции, которые выражаются в дистанцировании от своих трудовых обязанностей и снижении продуктивности деятельности.

Модель профессионального выгорания отечественного ученого В. В. Бойко основана на представлениях о протекании основных фаз стресса с указанием симптоматики, характерной для каждой фазы. В качестве симптомов выгорания автор выделяет следующие:

                    напряжение;

                    резистенция;

                    истощение.

На основе данной модели мы разработали свою модель профессионального выгорания сотрудников полиции, которая включает в себя три компонента:

                    Эмоциональное истощение (элементы — тревога и депрессия, переживание психотравмирующих обстоятельств, расширение сферы экономии эмоций, психосоматические и психовегетативные нарушения, эмоциональный дефицит).

                    Деперсонализация (элементы — неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), жизненные ценности, эмоционально-нравственная дезориентация)

                    Редукция личных достижений (компоненты — редукция профессиональных обязанностей, неудовлетворенность собой)

Рис. 1. Модель профессионального выгорания сотрудников полиции

 

Профессиональное выгорание — это процесс многосторонний, требующий системного подхода, разные варианты осуществления которого на сегодняшний день можно наблюдать в факторных (структурных) и процессуальных (динамических) моделях профессионального выгорания. Проанализировав подходы к структуре профессионального выгорания отечественных и зарубежных авторов, выявили теоретическую модель профессионального выгорания сотрудников полиции, которая может способствовать в разработке рекомендаций для профилактики и снижению профессионального выгорания у сотрудников подвергшихся ему.

 

Литература:

 

  1.                Водопьянова Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н. Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Издательство СПб ГУ, 2011. — С. 443–463.
  2.                Водопьянова H. E. Психическое «выгорание». // Стоматолог.-2011.- № 7.
  3.                Куликов Л. В. Виды трудового стресса. Статья в сборнике «Психология психических состояний» № 3/ Л. В. Куликов, О. А. Михайлова. — Казань; Набережные Челны, 2011;
  4.                Орёл В. Е. Синдром «психического выгорания» как дезадаптационный процесс. Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3 Всероссийского съезда психологов 25–28 июня 2003 года. СПб-2008 Т 6. — С. 180–181;
  5.                Орел В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Дис. д-ра психол. наук.-Ярославль, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное выгорание, модель, Эмоциональное истощение, деперсонализация, профессиональное выгорание сотрудников полиции, автор, достижение, компонент, процессуальная модель, работа.


Задать вопрос