К вопросу о синдроме выгорания: традиционные подходы исследования и современное состояние проблемы
Автор: Трущенко Мария Николаевна
Рубрика: 1. Общие вопросы психологии
Опубликовано в
международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Уфа, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 6001 раз
Библиографическое описание:
Трущенко, М. Н. К вопросу о синдроме выгорания: традиционные подходы исследования и современное состояние проблемы / М. Н. Трущенко. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — С. 1-8. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2658/ (дата обращения: 17.12.2024).
Начиная с 70-х годов XX века, благодаря психиатру H. J. Freudenberger, который в своей статье озвучил проблему выгорания, оно явилось предметом многих научных изысканий зарубежных психологов. Однако исследования синдрома выгорания в настоящее время остаются такими же актуальными, как и раньше, несмотря на то, что по оценкам W.B. Schaufeli [17], C. Maslach [16], J. Halbesleben [12] издано более 6.000 тысяч книг, глав диссертаций и журнальных статей содержащих публикацию или упоминание о выгорании.
Отмечая большое разнообразие исследований, можно также отметить разнообразие значения термина, его перевода и содержания, которые в разных языках не совпадает. На это влияет не только языковые причины, но и местный социальный контекст. В некоторых странах, например в Швеции, официальный диагноз «выгорание» дает возможность человеку получить финансовую компенсацию, консультирование, психотерапевтическое лечение. Однако в большинстве других стран, синдром выгорания не признается официальным диагнозом и «выгоревшие» сотрудники не имеют права для компенсации или лечения любого рода. Но само отсутствие официального диагноза не говорит об отсутствии этого явления в обществе, следовательно, одно и то же мы можем называть по-разному.
За более чем сорокалетний период времени накопилось множество научных материалов, которые рассматривают выгорание в различных аспектах и подходах. Но прежде, чем выделить эти подходы, следует определиться с переводом термина и его пониманием в отечественной психологии.
Представители Санкт-Петербургской психологической школы, в частности, Слабинский В.Ю. утверждает, что: «…термин «burnout» можно перевести с английского как «выгорание»; в то же время «burn» означает «сгорание», но эти термины не являются синонимами. «Выгоревший» - это сохранивший внешнюю оболочку, форму, но потерявший содержание, сущность, то есть внутренне трансформировавшийся. «Сгоревший» - означает превратившийся в пепел, исчезнувший» [9, с. 182]. Далее им предлагается использовать термин «синдром личностной деформации», который объединяет «выгорание» и «сгорание».
Психологи Водопьянова Н.Е. и Старченкова Е.С. определили выгорание как: «Синдром психического выгорания - многомерный конструкт, включающий в себя совокупность негативных психологических переживаний и дезадаптивного поведения как следствие продолжительных и интенсивных стрессов общения» [4, с. 333] и «Синдром профессионального выгорания – совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных эмоциональных переживаниях и установках относительно своей работы (профессии) и субъектов делового общения» [4, с. 332].
В Ярославской психологической школе получил распространение перевод термина «burnout» - психическое выгорание. Рукавишников А.А. основывает свое определение выгорания на том, что это психологическое явление характерное для лиц, не страдающих психопатологией, и которое проявляется в дисфункциональных установках и поведении, снижении профессиональной мотивации [2, с. 8].
В других исследованиях можно найти определение выгорания, как «дезадаптационное явление, которое характеризуется потерей личностью интереса к предмету и продукту своей деятельности, чувством внутренней опустошенности, нарушениями межличностного взаимодействия в широком контексте социальной ситуации» [1, с. 3]. Демина Л. Д. и Ральникова И. А. видят его как «функциональный стереотип, который позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические и психологические ресурсы» [7, с. 18]. Вайнштейн Л.А. использует термин «феномен психического выгорания», который понимает, как «особое проявление отрицательного воздействия профессии на личность» [3, с. 184].
Сторонники изучения выгорания с позиций теории стресса и общего адаптационного синдрома (Бойко В. В., 1996; Вид В. Д., Лозинская Е. И., 1998; Постнов В.В., 2010) соотносят его проявления с симптомами третьей фазы по Г.Селье – истощение. Бойко В.В. считает, что синдром выгорания является выработанным личностью механизмом психологической защиты, который помогает исключить психотравмирующее воздействие стрессоров, посредством частичного или полного исключения эмоций [7, с. 17]. Рыбников О.Н. приравнивает состояние выгорания к особой форме стресса: «Другой наиболее распространенной формой профессионального стресса у работников является так называемый синдром психического выгорания»[8, с. 231].
Отечественные ученые, занимающиеся проблемой выгорания, исходили из наработок зарубежных психологов, поэтому перевод термина у разных авторов в исследованиях различается, что видно из таблицы 1.
Таблица 1
Перевод термина «burnout» в работах разных исследователей
Перевод «burnout» |
Исследователь |
Синдром психического выгорания |
Рыбников О.Н. |
Синдром профессионального выгорания |
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. |
Синдром личностной (профессиональной) деформации |
Слабинский В.Ю., Подсадный С.А., Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. |
Эмоциональное сгорание |
Демина Л.Д., Ральникова И.А., Постнов В.В. |
Синдром эмоционального сгорания |
Бойко В.В., Аминов Н.А., Форманюк Т.В., Яценко Т.С. |
Синдром эмоционального перегорания |
Вид В.Д., Лозинская Е.И. |
Феномен психического выгорания |
Вайнштейн Л.А. |
Синдром эмоционального выгорания |
Макарова Г.А. |
Психическое выгорание |
Рукавишников А.А., Орел В.Е |
Теоретический анализ научной литературы по определению терминологии показывает то, что каждый автор, занимающийся вопросом выгорания, понимает его по-своему. Однако после I Международной научно-практической конференции, посвященной исследованию выгорания (2007 год, г. Курск) было принято решение об использовании единого термина – «синдром выгорания» - без уточняющих прилагательных, подчеркивая тем самым то, что данное явление встречается только у профессионалов в коммуникативной сфере [10, с. 8].
В психологической литературе различают несколько подходов, на основе которых строятся объяснительные модели выгорания [5, с. 4].
Индивидуально-психологический подход объясняет причину выгорания из несоответствия между ожиданиями от работы и реальной действительностью.
Социально-психологический подход принимает за детерминирующий фактор выгорания специфику работы в социальной сфере.
Организационно-психологический подход связывает причину развития выгорания с проблемами личности в организации: отношения руководства к работнику, ролевой конфликт и т.д.
Анализ состояния выгорания может производиться еще с позиций традиционных теорий, таких как когнитивно-бихевиоральная, психоаналитическая, а также экзистенциального и гештальт-направления. Следовательно, выгорание может являться результатом набора неверных ожиданий, неспособности специалиста к интеграции и целостному восприятию реальности, либо неразрешенного контрпереноса в аналитическом процессе. Экзистенциальное направление определяет выгорание, как результат процесса разочарования [5], а некоторыми исследователями связывается с понятием, предложенным Д.А. Леонтьевым, «смыслового отчуждения» [6, с. 97].
По результатам зарубежных исследований, касающихся сущности и природы феномена выгорания были созданы различные модели, отражающие компоненты и структуру этого явления (таблица 2).
Таблица 2
Модели синдрома выгорания
МОДЕЛИ ВЫГОРАНИЯ: |
||||
ФАКТОРНЫЕ (описывают компоненты структуры выгорания) |
||||
|
однофакторная модель |
двухфакторная модель |
трехфакторная модель |
четырехфакторная модель |
Авторы |
A.M. Pines, E. Aronson, 1988 |
D. Dierendonck, W. Schaufeli, H. Sixma, 1994 |
C. Maslach, S.E. Jackson |
E. Iwanicki, R. Schwab 1981; G. Firth, A. Mims, 1985 |
Структура выгорания (компоненты) |
истощение |
эмоциональное истощение, деперсонализация |
редукция личностных достижений, эмоциональное истощение, деперсонализация |
редукция личностных достижений, эмоциональное истощение, деперсонализация, четвертый – сочетание каких-либо двух из трех приведенных компонентов |
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ (выгорание, как динамический процесс, имеющий фазы) |
||||
Авторы |
Р.Т.Голембиевс-кий, Р.Ф.Мунзенридер |
Дж. Гринберг |
Б. Перлман, Е.А. Хартман |
В.В. Бойко |
Суть модели |
Выделяется три степени и восемь фаз выгорания, отличающиеся взаимоотношением показателей трех компонентов по методике C. Maslach - MBI. |
Выгорание - пятиступенчатый прогрессирующий процесс с нарастанием степени выраженности проявлений с течением времени. |
Используется описание развития выгорания, как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы. |
За основу развития выгорания принята концепция развития стресса. Выделяется три фазы, в каждой из которых по четыре симптома. |
Подробное рассмотрение каждой факторной и процессуальной модели можно найти в психологической литературе [4]. Однако хочется обратить внимание на то, что предложенный А. Pines и Е. Aronson, как главный компонент выгорания – истощение, находит своих сторонников и сегодня. Это демонстрирует оригинальное исследование по валидизации и адаптации французской версии инструмента выгорания Burnout Measure Short version – BMS (Maslach-Pines, 2005), подтверждающее мнение о том, что выгорание есть не что иное, как истощение [15].
Но чаще всего придерживаются трехкомпонентной структуры синдрома выгорания. В своей работе Daniel W. Law с помощью методики MBI-HSS (Maslach Burnout Inventory-Human Services Survey) индивидуально модифицированной версии MBI, исследовал выгорание студентов изучающих бизнес. Он показал, что трехкомпонентная модель выгорания справедлива и по отношению к ним. Так, по результатам проведенного исследования у студентов определен крайний уровень выгорания еще до выпускных экзаменов [14, с. 195].
В результате анализа литературы в большинстве научных исследований используется трехмерное описание выгорания, что подразумевается инструментом MBI, который явно доминирует по применению среди всех, т.к. «к концу 90-х годов MBI был использован в 93% журнальных статей и диссертаций» [18, с. 211]. Хоть и появляются некоторые альтернативные инструменты выгорания, такие как Oldenburg Burnout Inventory (Demerouti et al., 2002) [11] и Copenhagen Burnout Inventory (Kristensen et al., 2005) [13], однако MBI остается «золотым стандартом» для оценки этого состояния.
С учетом современных условий деятельности и жизни человека состояние выгорания стало распространенным, и, можно говорить, естественным явлением по сравнению с периодом его первого появления среди медицинского персонала и социальных работников. Сейчас оно распространенно среди всех социономических профессий и даже фиксируется среди студентов, которые еще не сдали выпускных экзаменов.
Таким образом, синдром выгорания – это состояние, которое имеет поликомпонентную структуру, и проявляется не только в аффективной, но и когнитивно-поведенческой сферах человека. Несмотря на то, что пройден большой исследовательский путь в познании этого явления учеными, на сегодняшний день остаются приоритетными развитие методического инструментария и его возможностей экспресс-диагностики, а также расширение и включение в диапазон исследований большего контингента лиц, а именно студентов, которые только приобщаются к определенной профессиональной деятельности.
Литература:
Айсина, Р. М. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Р. М. Айсина ; Российский гос-й соц-й ун-т. – Москва, 2007. – 27 с.
Борисова, М. В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / М.В. Борисова ; Ярославский гос. пед. ун-т. – Ярославль, 2003. – 18 с.
Вайнштейн, Л. А. Психология труда : курс лекций / Л. А. Вайнштейн. – Минск : БГУ, 2008. – 219 с.
Водопьянова, Н., Старченкова, Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. / Н. Водопьянова, Е. Старченкова. – СПб.: Питер, 2009. – 336с.
Лэнгле, А. Экзистенциальное выгорание с позиций экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии . – 2008. – № 2. – С. 3-16.
Осин, Е. Н. Отчуждение как психологическое понятие / Е.Н. Осин // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / под. Ред. Д. А. Леонтьева. – М: Смысл. – 2007. – С. 97-100.
Подсадный, С. А., Орлов, Д. Н. Развитие научных представлений о синдроме выгорания / С. А. Подсадный, Д. Н. Орлов // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография ; под. ред. В. В. Лукьянова, Н. Е. Водопьяновой, В. Е. Орла и др. – Курск, 2008. – С.13-34.
Рыбников, О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности : учебник для студ. высш. учеб. заведений / О. Н. Рыбников. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320 с.
Слабинский, В. Ю. Основы психотерапии. Практическое руководство / В.Ю. Слабинский. – СПб.: Наука и техника, 2008. – 464 с.
Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий [Текст] : коллективная монография / под. ред. В. В. Лукьянова, Н. Е. Водопьяновой, В. Е. Орла и др. ; Курский гос. ун-т.- Курск : КГУ, 2008.-336 с.
Demerouti, E., Bakker, A., Vardakou, I., Kantas, A. The convergent validity of two burnout instruments: a multitrait-multimethod analysis / E. Demerouti, A. Bakker, I. Vardakou, А. Kantas // European Journal of Psychological Assessment. – 2002. – Vol. 18. – Р. 296-307.
Halbesleben, J. R., Buckley, M. R. Burnout in organizational life / J. R. Halbesleben, M. R. Buckley // Journal of Management. – 2004. - Vol. 30. – Р. 859-879.
Kristensen, T. S., Borritz, M., Villadsen, E., Christensen, K. B. The Copenghagen burnout inventory: a new tool for the assessment of burnout / T. S. Kristensen, M. Borritz, E. Villadsen, K. B. Christensen // J. Work and Stress. – 2005. – Vol. 19. – Р.192-207.
Law, D. W. A measure of burnout for business students / D. W. Law //Journal of education for business. – 2010. – Vol. 85. – Р. 195-202.
Lourel, M., Gueguen, N., Mouda, F. Psychometric properties of a global measure of job burnout / M.Lourel, N.Gueguen, F. Mouda // Study Psychologica – 2008. – Vol. 50, №1. – Р. 109-118.
Maslach, C., Schaufeli, W. B., Leiter, M. P. Job burnout / C. Maslach, W. B. Schaufeli, M. P. Leiter // Annual Review of Psychology. – 2001. - Vol. 52. – Р. 397-422.
Schaufeli, W. B., Enzmann, D. The Burnout companion to study and research : A critical Analysis / W. B. Schaufeli, D. Enzmann. – London : Taylor & Francis. – 1998.
Schaufeli, W. B., Leiter, M. P., Maslach, C. Burnout : 35 years research and practice / W.B. Schaufeli, M.P. Leiter, C. Maslach // Career Development International. – 2009. – Vol. 14, №3. – P. 204-220.