Автор: Садакова Анастасия Олеговна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.01.2016

Статья просмотрена: 588 раз

Библиографическое описание:

Садакова А. О. Особенности и проблемы Люберецкого района Московской области и пути их преодоления // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 474-478.



Особенности ипроблемы Люберецкого района Московской области и пути их преодоления

Садакова Анастасия Олеговна, студент

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

Люберецкий район является административно-территориальной единицей и муниципальным образованием в центре Московской области, располагается в 18-ти километрах от центра Москвы. Городское поселение Люберцы является административным центром Люберецкого района и включает жилые районы и территории промышленных предприятий, составляющие единое муниципальное образование. Люберцы являются одним из «опорных» населенных пунктов в составе Балашихинско-Люберецкой устойчивой системы расселения.

Помимо Люберец, в границы района входят четыре посёлка городского типа — Красково, Томилино, Октябрьский, Малаховка и 18 деревень.

Население Люберецкого района к 2015 году составило 291 510 тысяч человек. Исходя из показателей диаграммы можно отметить, что с начиная с 2009 года численность населения района стабильно растет. Люберецкий район занимает первое место по плотности населения — 2383,37 чел./км². Площадь территории составляет 122,31 км². [13]

В ходе работы был проведен SWOT-анализ Люберецкого района Московской области. Были выявлены наиболее сильные и слабые стороны, а также существующие угрозы и возможности.

Что касается преимуществ, то Люберецкий район находится в непосредственной близости к столице, то есть занимает наиболее выгодное территориальное положение.

Люберецкий район отличается широко развитой транспортной системой. Территорию района пересекают: автомагистраль федерального значения М-5 «Урал»; дороги регионального значения «Москва-Жуковский» и «Москва-Егорьевск-Тума-Касимов». В среднем, по улично-дорожной сети района, включая также и муниципальную, за год перевозится более 25 миллионов пассажиров и более 1 миллиона тонн грузов. Из характеристики расположения Люберецкого района видно, что по улично-дорожной сети проходит огромный поток транспорта (в том числе и транзитного). [5]

По темпу прироста численности населения и темпу прироста количества рабочей силы наилучший результат показал Люберецкий район (в сравнении с остальными районами Московской области). Естественный прирост населения составил 1,2 %. Люберецкий район также отличается хорошей демографической ситуацией. За последние 5 лет рождаемость увеличилась на 14,8 %, а смертность снизилась на 11,4 %. В сравнении с районами Московской области в Люберецком районе можно отметить наиболее высокий уровень заработной платы (в среднем 37328,6 руб.) В Люберецком районе также наиболее высок темп прироста среднемесячной заработной платы (38,1 %). [13] Все перечисленные показатели говорят о благоприятном финансовом потенциале на территории района.

Промышленный комплекс в Люберецком районе составляет 32 средних и крупных предприятия и представляет собой крайне разнообразный перечень отраслей. Самыми значимыми из них являются: машиностроение, вертолетостроение и металлообработка, в том числе предприятия ОПК, промышленность строительных материалов, пищевая промышленность. Район несет в себе крайне высокий интеллектуальный потенциал, культуру и определенную профессиональную среду. По отраслям экономики инвестиции в основной капитал Люберецкого района преобладают в сфере строительства и составляют 75 %. Люберецкий район также отличается хорошо развитой инфраструктурой (в сравнении с другими районами Московской области).

Что касается наиболее слабых сторон, то в Люберецком районе плохо развита система информационного обеспечения населения. Отсутствует единое информационное пространство, где граждане могли бы найти всю интересующую их документацию (постановления, распоряжения, отчеты и административные регламенты). На официальном портале отсутствует информация, связанная с инвестиционной деятельностью района, инвестиционный паспорт также не представлен. Данные проблемы устраняются с помощью реализации муниципальной целевой программы «Снижение административных барьеров и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг» которая будет действовать до конца 2015 года. Планируется обеспечить все необходимые условия для снижения административных барьеров, а также повысить качество услуг населению при помощи создания многофункционального центра организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

В Люберецком районе присутствует острая нужда в специалистах и рабочих, не хватает кадров в основных отраслях экономики (сварщиков, слесарей, монтеров).

Также административный центр района г. Люберцы является одним из первых в области по количеству промышленных выбросов в атмосферу.

Люберецкий район Московской области характеризуется:

  1. Низкой степенью ответственности предприятий частного бизнеса, манипулирование тарифами;
  2. Низким уровнем транспортной доступности (расположение грузовой железной дороги, переезды);
  3. Неэффективным использованием территории района (большое количество промышленных зон, складских помещений);
  4. Недостатком объектов социальной инфраструктуры и их высоким износом.

К возможностям Люберецкого района относится масштабное привлечение инвестиций в его экономику: создание предприятий промышленной индустрии и перерабатывающих предприятий; создание предприятий ТЭК; прокладка новых сетей, увеличение мощности существующих; замена коммуникаций. Также расширение рынка продукции местных производителей, формирование платежеспособных рынков сбыта. [4] По программе занятости населения существует возможность привлечения средств для повышения уровня квалификации специалистов. Возможностью района также является активизация развития малого предпринимательства. Реализация программ по поддержке малого бизнеса увеличит возможность средних и малых предприятий привлечь инвестиций для запуска или оптимизации их производства.

В следствие реализации областных и федеральных целевых программ в сфере здравоохранения, а также с учетом достижение лучшего качества предоставления государственных услуг в области социальной защиты населения, возможно повышение рождаемости и снижение уровня смертности населения.

К возможностям также относится более грамотное использование территориальных ресурсов. Необходимо совершенствование учета земельных участков и объектов недвижимости, формирование банка данных свободных земельных участков и недвижимости.

Одна из угроз Люберецкого района — планомерное загрязнение окружающей среды и, в следствие неблагоприятных экологических условий, — увеличение роста заболеваний, связанных с дыхательной системой и кровообращением.

Рост более конкурентоспособных предложений для квалифицированных специалистов по месту их работы и жизни может привести к сильному оттоку рабочей силы из Люберецкого района. Также вероятно обострение конкуренции, в том числе приход на территорию района крупных торговых корпораций, предлагающих товары и сопутствующие услуги по ценам намного ниже, чем у субъектов малого бизнеса.

К угрозам Люберецкого районо также относятся:

  1. Увеличение социально-экономической напряженности в районе, массовые сокращения/увольнения;
  2. Уменьшение возможностей бюджета Люберецкого района для поддержки среднего и малого предпринимательства;
  3. Низкое качество оказании социальных услуг, неполное удовлетворение потребностей населения;
  4. Снижение платежеспособности физических и юридических лиц;
  5. Переоформление предприятий и организаций (в филиалы и структурные подразделения), ликвидация и реорганизация.

Для преодоления угроз и слабых сторон, а также для более эффективного использования преимуществ, разработаны предложения по стабилизации развития некоторых сфер Люберецкого района.

У района есть возможность принять участие в реализации приоритетных государственных программ «Образование», «Здоровье», Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие АПК», а также разработать долгосрочные программы развития, ориентированные на улучшение качества жизни населения. [14] Предприятиям Люберецкого района необходимо разрабатывать их собственные программы развития, которые должны быть ориентированы, в первую очередь, на обновление производственных мощностей и внедрение ресурсосберегающих и снижающих себестоимость производства технологий.

Новый социально-ориентированный сценарий должен предусматривать стабилизацию развития путем обновления технологий и ориентироваться на разностороннее развитие и разнообразие экономической деятельности в районе. Также необходимо сделать ставку на снижения вредного воздействия отходов производства, модернизировать и развивать инженерную и социальную инфраструктуру, повышать качество жизни населения.

Инвестиционные проекты должны быть реализованы в следующих направлениях: развитие местных предприятий малого и среднего бизнеса, диверсификация экономики города и повышение уровня развития человеческого капитала, повышение качества социального обеспечения граждан.

Проведен также PEST-анализ Люберецкого района, в ходе которого были выявлены политические, социально-культурные, технологические и экономические факторы, имеющие самое большое влияние на социально-экономическое развитие района.

Что касается политических факторов, то выборы депутатов в Государственную думу РФ в 2016 году не повлияют на политическую и экономическую ситуацию в стране. Сильная позиция партии «Единая Россия» является гарантом сохранения политического курса страны. Изменение законодательства, способное ухудшить социально-политическую картину общества, маловероятно. К тому же, направленность и темп структурных и институциональных реформ в России, общее улучшение институциональной и правовой среды, успешная защита прав собственности — все это создает благоприятный климат для дальнейшего развития Люберецкого района.

В связи с планомерным увеличением притока населения, растущим спросом на недвижимость и ростом предпринимательской активностью, на территории Люберецкого района необходимо оптимизировать движение на главной транспортной артерии и сделать район более транспортно-доступным. Данные задачи будут решены в ходе реализации муниципальной программы «Развитие транспортной системы на территории Люберецкого района на 2015–2019 годы». Будут введены в эксплуатацию новые транспортно-посадочные узлы, увеличится количество машиномест на перехватывающих парковках и парковках общего пользования, также проведутся работы по снижению риска дорожно-транспортных происшествий.

К социально-культурным факторам относятся изменения в стиле и уровне жизни населения на территории Люберецкого района, которые происходили и будут происходить на фоне стабильного развития его экономики. Под влиянием СМИ происходят изменения в отношении населения к труду и отдыху, будет происходить пропаганда здорового образ жизни, возникать новые здоровые традиций. В новых условиях необходимо развитие туристической, культурной, спортивной отраслей, которые должны быть ориентированы на организацию досуга граждан и гостей муниципального образования. С этой целью на территории Люберецкого района реализуются муниципальные программы «Физическая культура и спорт» и «Молодежь» на 2014–2016 годы, целями которых является создание на территории района современных условий для занятий спортом и физической культурой и в целом создание для молодых людей оптимальных условий для благоприятной адаптации к жизни с учетом их индивидуальных особенностей и социального статуса.

Из-за высокого уровня загрязнения воздуха, а также неудовлетворительного состояния окружающей среды в целом, возможен отток населения, снижение потребительской активности в сфере недвижимости, а также увеличение болезней и социально-демографические проблемы (высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население, низкая продолжительность жизни, высокий миграционный прирост населения). В районе существует острая необходимость постройки более современных очистных сооружений и предприятий по переработке бытовых отходов и отходов производства. Эти задачи планируется решить в ходе реализации программ «Экология» и «Здравоохранение» Люберецкого района на 2014–2016 годы. Планируется достигнуть стабилизации экологической обстановки в районе, обеспечения конституционного права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и увеличения продолжительности жизни населения за счет формирования здорового образа жизни и улучшения качества оказания медицинских услуг.

Увеличение недовольства населения из-за неэффективной замены ветхого и аварийного жилья может привести к ухудшению имиджа района и сказаться на инвестиционной привлекательности. Интенсивная застройка района без учета нужд населения (только с целью экономической выгоды) чревата оттоком и снижением спроса на недвижимость. Темпы жилищного строительства при этом не должны опережать темпы строительства объектов социальной инфраструктуры: детских садов, школ, поликлиник.

К технологическим факторам относится увеличение внедрения новых технологий, которые начнут применяться при производстве местной продукции в ближайшие годы. Данные изменения могут привести к высвобождению рабочих и служащих за счет автоматизации производства. Исходя из этого, возможен рост структурной безработицы. Однако новые строящиеся предприятия смогут дать достаточное количество рабочих мест для высвобождающихся работников. В данном направлении необходимо приложить большие усилия, что позволит исключить, или хотя бы минимизировать рост безработицы.

С учетом общеэкономической ситуации в России, кризиса и упадка во многих направлениях, возможен отток кадров и уменьшение предпринимательской активности. Для поддержки предпринимательства на территории района реализуется программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на 2014–2016 годы», задачами которой является информационное и научно-методическое обеспечение малого и среднего бизнеса, содействие росту конкурентоспособности, продвижение продукции субъектов малого и среднего бизнеса и развитие инвестиционной активности.

Постоянное увеличение маятниковой миграции трудоспособного населения, вызванное более высоким уровнем оплаты труда в Москве, может привести к катастрофической нехватке рабочей силы в Люберецком районе и значительному увеличению социально-экономической напряженности. [8] Для решения этой проблемы необходимо осуществлять территориальное выравнивание различных частей Московской по уровню социально-экономического развития. Выравнивание должно проходить на базе снижения центростремительности и распределения строительной активности в периферийные части Московской области. Необходимо изменить систему пространственного распределения по местам жительства и местам приложения труда, направлениям объемов и трудовой миграции, а также в целом расширить возможности выбора рабочих мест.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что Люберецкий район Московской области стабильно развивается, все больше увеличивается его инвестиционный и социальный потенциал. Администрация района вовремя реагирует на недостатки и устраняет их с помощью вышеуказанных муниципальных программ. Еще недавно развитие Люберецкого района было направлено на повышение предпринимательской активности, развитие промышленности и активную застройку территории. Сейчас, когда в этих направлениях уже достигнут определенный результат, приоритеты сменились. Теперь главный ориентир — это улучшение качества жизни населения, обеспечение всеми необходимыми социальными нуждами и возможность получения хорошего образования. С этой целью на территории района реализуются программы «Развитие системы образования на 2014–2016 годы» и «Культура Люберецкого района на 2014–2016 годы». С помощью этих программ к концу 2016 года планируется обеспечить все условия для получения качественного образования и профессионального роста независимо от состояния здоровья обучающихся, материального и социального положения их семей. Будет полностью модернизирована культурная среда, ее совершенствование в творческой и технологической сферах, повысится роль культуры в образовании. Полностью изменится досуг жителей района. Также, в результате всех изменений, поменяется контингент проживающего населения: появится больше перспективных специалистов, студентов и молодых семей.

Литература:

  1. Устав Люберецкого района [Электронный ресурс]: http://www.lubreg.ru/files/ustav/ %D1 %83 %D1 %82 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %B2 %20 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B9 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %B0.pdf
  2. Портал Люберецкого района Московской области [Электронный ресурс]: http://www.lubreg.ru/
  3. Официальный сайт администрации г. Люберцы [Электронный ресурс]: http://www.luberadm.ru/
  4. Бюджет Люберецкого муниципального образования [Электронный ресурс]: http://www.lubreg.ru/Archiv/budget/
  5. Муниципальная программа «Развитие транспортной системы на территории Люберецкий муниципальный район Московской области на 2015–2019 годы»;
  6. Решение об утверждении Комплексной программы социально-экономического развития города Люберцы на 2012–2016 годы;
  7. Решение Совета депутатов Люберецкого района МО от 06.06.2007 N 212/24;
  8. Дубейко И. В. Проблемы маятниковой миграции // Молодой ученый. — 2014. — № 7. — С. 334–337;
  9. Понявина М. Б. Организация маркетинга корпоративного туризма, Москва — МЭСИ, 2014г. С. 167.
  10. Колесников, В. А. Территориальный фактор обеспечения муниципальных интересов // Москва, Издательство: СГУ, 2009;
  11. N 213/24 «Об утверждении Комплексной программы социально-экономического развития Люберецкого района на 2007–2011 гг».;
  12. Об итогах работы за 2011 год и основных задачах социально-экономического развития Люберецкого района и г. Люберцы на 2012 год [Электронный ресурс]: http://lubreg.ru/news/news_2904.html
  13. http://www.msko.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/msko/ru/about/departments/f9e60e804f1a40a986cf9e149d0ea7d8
  14. Официальный портал Люберецкого района Московской области [Электронный ресурс]: http://www.lubreg.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): Люберецкого района, Московской области, Люберецкий район, территории района, территории Люберецкого района, Люберецкого района Московской, района Московской области, жизни населения, Люберецкий район Московской, численность населения района, проблемы Люберецкого района, Население Люберецкого района, район Московской области, центром Люберецкого района, SWOT-анализ Люберецкого района, расположения Люберецкого района, возможностям Люберецкого района, капитал Люберецкого района, развития Люберецкого района, Предприятиям Люберецкого района.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос