Профилактическая работа среди молодежи, осуществляемая в индивидуальном порядке имеет приоритетное целевое направление, выраженное в разработке и реализации исчерпывающих мер к тому, чтобы молодое поколение не приобщалось к наркотикам или же полностью отказалось от их употребления.
Такая работа должна быть проведена в рамках решения всеобъемлющей задачи индивидуального воздействия на профилактируемого субъекта, заключающейся как в развитии у подростка уже существующих положительных установок, так и в ликвидировании и нейтрализации отрицательных свойств личности.
Достижение эффективности в индивидуальной профилактике наркотизма во многом обусловлено всесторонним и глубоким анализом мотивации приобщения к наркотику, личности правонарушителя, а также объективной оценки микросреды еще подростка, семейного окружения, детально продуманного планирования системы мероприятий.
Воспитательные методы и методы убеждения с профилактируемыми должны сочетаться с мерами медицинского, правового и социального воздействия. Например, осуществляемые непосредственно сотрудниками правоохранительных органов (Подразделениями по незаконному обороту наркотиков; Службой участковых инспекторов милиции, Службой по предупреждению правонарушенийнесовершеннолетних) специальные правовые меры индивидуальной профилактики, следующие: выявление лиц исследуемой категории и принятие в отношении них правовых мер; реализация мер контроля за их дальнейшим поведением; конкретные воспитательные и медицинского меры, правового и оперативно-розыскного характера с целью заставить несовершеннолетних правонарушителей добровольно отказаться от неправомерных действий на этой почве; выявление и привлечение к ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в незаконный оборот наркотических средств; выявление, раскрытия и пресечение действий лиц-притоносодержателей и самого притоносодержательства; направление здравоохранительным органам ходатайств о направлении в медицинские учреждения несовершеннолетних наркоманов для лечения и реабилитации; устранение факторов, способствующих совершению правонарушений подростками. [1]
Мероприятия по выявлению и изучению лиц, относящихся к категории молодежи, склонных к употреблению ПАВ (психоактивные вещества), и оказанию на них воспитательного профилактического воздействия должны быть строго индивидуальными, предельно конкретными, обоснованными и полными, основанными на тщательно проработанных планах индивидуально-профилактической работы,и должны включать следующие мероприятия/
- Совместную работу с оперуполномоченными с целью установления источников приобретения наркотических средств тем самым успеть выявить и нейтрализовать негативное влияния взрослых лиц на подростка, сверстников с ярко-выраженной девиацией, например, с помощью проведения профилактических бесед.
- Тесное взаимодействие с наркологическими центрами, службами и клиниками состоящих на учете лиц, допускающих употребление ПАВ без назначения врача, с центрами социально-психологической реабилитации и приютами в отношении детей и подростков, употребляющих наркотические вещества; с военкоматами и комендатурами, выявляющих граждан, непризванных в ряды вооруженных сил в связи с употреблением наркотиков без назначения врача; с негосударственными организациями, в компетенцию которых входят вопросы борьбы с наркоманией в отношении подрастающего поколения, проходящих курс лечения либо обратившихся за благотворительной помощью; с лагерями отдыха для детей и подростков в отношении возможного потребления ими наркотиков; с здравпунктами общеобразовательных учреждений, учреждений СПО, ВПО, обладающих информацией об учащихся, склонных к употреблению наркотиков; с онкологическими учреждениями и иными лечебными в отношении пациентов, которым назначены наркотические средства для приема на дому, в целях предупреждения утечки этих средств в незаконный наркооборот; со станциями «скорой помощи», токсикологическими, травматологическими, реанимационными пунктами в целях получения информации о лицах, поступающих к ним в состоянии наркотического или токсического опьянения. [2]
В плане работы следует избегать общих декларативных призывов, необходимо указывать сроки, место проведения и, особенно, ответственных исполнителей. Наиболее распространенная форма индивидуального воспитательного воздействия — профилактическая беседа. Ей в обязательном порядке должна предшествовать детальная отработка схемы неотложных мероприятий. В частности, следует внимательно изучить имеющиеся материалы и на их основе определить главное направление и круг вопросов, затрагиваемых в предстоящей встрече. Беседу с молодыми людьми исследуемой категории, состоящими на учете, ни в коем случае нельзя сводить к общим призывам и абстрактным пожеланиям. В своем содержании она должна и основана на убедительных фактах и аргументах, конкретной. Многочисленное повторения одних и тех же общих положений, хоть и правильных, не только не будут действенны, но и могут даже принести обратный воспитательный эффект[3].
Лицу, проводящему беседу с подростком важно установить психолого-педагогический контакт, основанный на доверии. Необходимо раскрыть его внутренний мир, установить социально полезные интересы и увлечения. Необходимо отнестись с пониманием к переживаниям и трудностям подростка, возможно попавшего в зависимость от наркотиков.
Часто наркозависимый подросток в процессе собеседования ведет себя замкнуто, настороженно и неохотно рассказывает о себе. Для обеспечения двустороннего характера беседы, более активного вовлечения подростка в разговор, необходимо четко формулировать и максимально детализировать задаваемые вопросы, излагать их в доступной собеседнику форме.
В процессе данной профилактической работы, с учетом уже имеющейся информации, подростку даются рекомендации, пожелания, оценивается характер его проступков, отмечаются формы воздействия на его поведение.
В заключении с подростком следует определиться о последующих встречах в зависимости от оценки результатов проведенной беседы.
Так как, загруженность молодого человека учебным процессом, работой (до тех пор, пока он справляется с учебной программой или производственным заданием) один из факторов, противодействующих развитию наркомании, данное обстоятельство следует использовать в наиболее полной мере. Так, следует прислушаться к мнению классного руководителя общеобразовательной школы, колледжа, куратора курса в вузе, мастером производственного обучения, бригадиром, начальником смены, участка, мастером на производстве о поведении, об отношении к учебе, работе, образе жизни профилактируемого лица (изменения отношения к окружающим, замкнутость; появление новых знакомых, увлечений; опоздания, прогулы, отпрашивания с занятий или работы; изменение самочувствия).
После получения интересующей правоохранительные органы информации рекомендуется задать дополнительный вопрос, например, не было ли замечено у подростка состояний опьянения, одурманивания, сопровождающиеся покраснением глаз, расширенными зрачками, неадекватным, странным поведением, что сразу бросается в глаза и привлекает внимание окружающих (клинических признаках состояния наркотического опьянения, выделив наиболее типичные признаки препаратов конопли, опийного мака и других видов средств, вызывающих одурманивание).
В тактичной форме без упреков в адрес семьи и школы, трудового коллектива необходимо высказать опасение по поводу возможного перерастания отдельных установленных случаев потребления наркотических средств в болезненное пристрастие к ним. Тот факт, что подросток имеет пристрастие к наркотикам, не должен становиться предметом обсуждения всего коллектива, вызывать нездоровое любопытство и разного рода разговоры. В беседах с подростком следует избегать морализирования, чтения нотаций. Наиболее действенный путь пресечения влечения к наркотикам — это трудовая деятельность, освоение смежных профессий, активная общественная работа, спорт.
Профилактика наркотизма молодежи как социального явления требует глубокого знания субъектами воспитательно-профилактического воздействия новейших достижений в области психологии и криминологической педагогики. При индивидуальном профилактическом воздействии как структурном элементе социальной профилактики наркотизма знание криминологической педагогики и психологии позволяет предметно выявить степень нравственно — педагогической запущенности конкретной личности, патологические отклонения психики и т. д. в связи с этим, правомерна постановка вопроса об интегрировании криминологической педагогики и психологии. [4]
Комплексное и взвешенное применение мер индивидуальной профилактики с учетом сложившейся в том или ином регионе России наркоситуации, уровня наркотизации подростков и молодежи будет способствовать эффективной профилактической деятельности. Предложенные меры индивидуальной профилактики наркотизма среди молодежи будут иметь силу только в их комплексном применении с использованием позитивного зарубежного опыта борьбы с этим асоциальным явлением.
Литература:
- Бидова Б. Б. Молодежь в институциональном пространстве современного образовательного учреждения высшего образования // Педагогика высшей школы. 2015. № 3. С. 8–11.
- Авдийский В. И. Криминология: базовый курс. — М.: Юрайт, 2013. — С. 119.
- Попова Г. М. Беседа как средство профилактического воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя. — М.: Юрист, 2007. — С. 114.
- Шереги Ф. Э. Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика (криминологический анализ). — М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2012. — С.40.