Проблемы профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими ПАВ
Автор: Власов Алексей Сергеевич
Научный руководитель: Маркеев Александр Иванович
Рубрика: Правоохранительные органы
Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (9) март 2019 г.
Дата публикации: 22.02.2019
Статья просмотрена: 365 раз
Библиографическое описание:
Власов, А. С. Проблемы профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими ПАВ / А. С. Власов. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 2 (9). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/123/3976/ (дата обращения: 17.12.2024).
Проблематика наркотизации среди молодежи вызывает обоснованную тревогу в глобальных масштабах, представляя непосредственные и реальные угрозы для здоровья не только отдельных личностей, но и общества в целом. Масштабность разрастания этого «бедствия» в мировом контексте, и в России, в частности, такова, что вызывает опасения за физические и моральные качества подрастающих поколений, а значит — под угрозой оказывается социальная стабильность нашего социума уже в самых ближайших перспективах.
Наркотизм — прежде всего подростково-молодежная проблема. Профилактическая работа правоохранительных органов с несовершеннолетними, употребляющими ПАВ, должна опираться на две основные цели: во-первых, изменить негативное ценностное отношение в подростково-молодежной среде к ПАВ, чтобы снизить спрос на ПАВ у этой категории лиц; во-вторых, сдерживать вовлеченность молодых людей в части приобщения и употребления ПАВ через пропаганду таких ценностных ориентиров, как здоровый образ жизни и антинаркотические установки. В конечном итоге главный ориентир профилактики — это воспитание психически здоровых, личностно развитых граждан, способных самостоятельно справиться с неизбежно возникающими в жизни трудностями и проблемами, не нуждающимися в употреблении ПАВ.
Система антинаркотической профилактики правоохранительных органов в молодежной среде, носит многоуровневый характер.
Уровень первичной профилактики включает социальные, образовательные и медико-психологические мероприятия, направленные на общее предупреждение приобщения молодежи к употреблению ПАВ. Во всех сегментах российского общества — возрастным, национальным, профессиональным и т. п. — необходимо создать атмосферу абсолютной нетерпимости к наркотикам. Главный акцент нужно сделать на таких сферах жизни подростка, как семья, образовательное учреждение и досуг, в т. ч. — вопросы микросоциального окружения.
Уровень вторичной профилактики связан с предупреждением формирования устойчивой зависимости у детей и подростков, которые употребляют ПАВ в эпизодическом режиме, но пока еще не проявляют болезненного состояния. Главные задачи на этом уровне профилактики — максимальное сокращение продолжительности влияния ПАВ на подростка, ограничение вредных последствий для его физического и психического состояния от злоупотребления ПАВ, предотвращение формирования устойчивой зависимости от ПАВ. Требуется создавать и совершенствовать инструменты раннего выявления потребителей ПАВ, обеспечить доступность комплексных обследований и оказания квалифицированных услуг в таких областях, как психологическая, медицинская, педагогическая и социальная помощь.
Уровень третичной профилактики связан с предотвращением рецидивности в употреблении ПАВ. Здесь ставится задача — восстановить личностный и социальный статус несовершеннолетних, испытывающих зависимость от ПАВ, вернуть их в семьи, образовательные учреждения, трудовые коллективы, т. е. обеспечить их социализацию и исключить возвращение в наркосреду. Как видим, речь идет о реабилитации, в рамках которой должны сочетаться медицинские, психологические, социальные, образовательные и трудовые меры с целью приспособления несовершеннолетних, зависимых от ПВА, к нормальной жизнедеятельности в социуме. Применительно к российским условиям, где нет достаточной активности общественных и благотворительных организаций, профилактика борьбы с употреблением ПАВ в молодежной среде должна в максимальной степени ориентироваться на семейную сферу [1, с. 32–33].
Сегодня становится очевидным, что кардинально снизить уровень наркотизации подрастающих поколений возможно лишь при существенной перестройке стратегической и повседневной работы всех структур (прежде всего — правоохранительных), функционально-целевое предназначение которых так или иначе связано с решением этой проблематики. И прежде всего, необходимо создать новую систему учета групп риска среди несовершеннолетних, склонных к употреблению ПАВ (или уже употребляющих ПАВ — эпизодически или устойчиво).
Следует помнить, что наркотизация молодежи — это не только медицинская, но и социальная проблема. Зависимость молодежи от ПАВ прямо обусловлена устоявшимся образом жизни и социально-нравственным потенциалом социума [2, с. 25]. Антинаркотическая профилактика сегодня требует смещения акцентов — от установки «ловить и лечить» к изменению общественной культуры, условий социализации подрастающих поколений, организации труда и жизни различных категорий населения.
Одним из дискуссионных вопрос является предложение о декриминализации оборота т. н. «легких» наркотиков (гашиш, марихуана). Может быть, стоит разрешить оборот легких наркотиков, как в Голландии? Известно, что в этой стране основной упор в борьбе с наркоманией делается не на правоприменительные меры, а на профилактику, на пропаганду среди населения здорового образа жизни, на социальные программы [3, с. 30]. Мы категорически возражаем против легализации «легких» наркотиков, поскольку экспериментальным путем доказана закономерность перехода в потреблении от, так называемых, легких к более «тяжелым» наркотикам (героин), а также то, что «легкие» наркотики имеют не менее пагубное влияние на организм человека, но лишь более сглаженное. Выраженность негативных последствий у личности наркомана определяется лишь «стажем» употребления наркотиков: чем раньше оно начинается, чем более длительно оно продолжается, тем грубее органические и психические изменения личности.
Представляется важным изменить сложившиеся негативные тренды. Российское общество должно осознать всю многогранность угроз и негативных последствий вовлеченности молодежи в употребление ПАВ. В свою очередь правоохранительные органы должны научиться повседневно и результативно противодействовать накропреступности, негативно влияющей именно на подростковую среду.
Повторим еще раз: именно пропаганда и стимулирование здорового и продуктивного образа жизни как альтернативы наркозависимости должны рассматриваться в качестве основной цели всех акторов, вовлеченных в профилактическое противодействие распространению ПАВ среди несовершеннолетних. Это противодействие должно быть основано на эффективной и действенной работе всех заинтересованных структур государства и гражданского общества, включая в первую очередь правоохранительные органы, их четком взаимодействии, активной и наступательной деятельности специализированных институтов.
Требуется создать эффективные механизмы по ликвидации предложения ПАВ, причем речь идет как о наркодавлении из-за рубежа, так и производимых внутри нашей страны на основе легально приобретенных в аптечных сетях лекарственных препаратов. Нужен качественно новый уровень контроля за появлением новых «нестандартных» ПАВ с тем, чтобы своевременно исключать из легального оборота.
Важнейшая профилактическая мера заключается в том, чтобы создать условия для снижения спроса на ПАВ среди несовершеннолетних, в идеале –«обнулить» наркорынки. Для этого требуются усилия не одних только правоохранительных органов, но всего общества. Не имеющих постоянного места работы и необходимых для нормального существования доходов, места жительства, минимальных бытовых услуг людей трудно увлечь разговорами о здоровом образе жизни, поскольку они не видят себя в будущем. Сломать негативные тенденции наркотизации возможно лишь реальным улучшением качества жизни. Каждый молодой человек должен воочию убедиться в наличии полномасштабных возможностей для самореализации его личности.
Обратим внимание на важность международных аспектов рассматриваемой проблематики. В условиях глобализационных процессов, Российскому государству объективно нельзя разрабатывать и осуществлять антинаркотическую политику, игнорируя каналы международного сотрудничества с заинтересованными партнерами за рубежом. В этом же контексте назовем задачу укрепления режимов государственной и таможенной границы как предпосылки повышения защиты населения от наркодавления из-за рубежа.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать общий вывод о том, что наркотизация молодежи превратились в одну из главных угроз для перспективного развития как нашей страны, так и всего мирового сообщества. В нынешних условиях ситуация с распространением ПАВ, особенно среди несовершеннолетних, продолжает сохраняться весьма тяжелой, продуцируя расти количество наркозависимых и уровень смертности от наркомании. Поэтому проблемы профилактики и противодействия наркотизации в России приобретают масштабный и воистину — общенациональный характер, требуя от Российского государства и общества разработки и имплементации антинаркотической политики, адекватной возникшим угрозам
Литература:
- Гернет М. Н. Наркотизм, преступность и уголовный закон / М. Н. Гернет // Наркоконтроль. 2016. № 3. С. 30–34.
- Дуркин А. А. Против наркоугрозы — система комплексных мер / А. А. Дуркин // Законность. 2015. № 12. С. 24–27.
- Еремеев И. Борьба с незаконным оборотом наркотиков — профилактика имущественных преступлений / И. Еремеев // Законность. 2017. № 1. С. 29–33.