Согласно нормативному определению административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых проступков как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Дефиниции ученых ничем не отличаются от нормативного определения административного наказания. Например, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов, Л. Л. Попов и Ю. И. Мигачев, Н. Ю. Хаманева считают, что «административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами» [11, 8, 3].
При этом в сфере электроэнергетики, как и в других отраслях экономики, установлены различные виды публичной и частноправовой юридической ответственности.
К критериям разграничения юридической ответственности на виды следует отнести свойства предмета и метода правового регулирования, специфику целей, функции, которые выполняет публично-правовая и частноправовая ответственность, а также особенности применения мер принуждения. По справедливому замечанию Г. А. Прокопович, «в частных правоотношениях для применения к правонарушителю мер государственного принуждения требуется обратиться в соответствующий компетентный орган, не совпадающий ни с одной из сторон правоотношения» [10], тогда как в публичных правоотношениях меры публичного воздействия могут реализовываться тем же самым компетентным органом, который представляет государство в указанных правоотношениях.
В электроэнергетике в зависимости от существа противоправного деяния, а также статуса правонарушителя возможна дифференциация публичной ответственности на административную и уголовную. В качестве основания применения мер административного принуждения Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает совершение административного правонарушения.
Исследование проблем мер административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 9.7, 9.8, 9.15, 9.16, 9.18, 9.19, 9.21 КоАП РФ, позволяет выявить их определенные особенности.
Применение мер административной ответственности в сфере электроэнергетики основано на нормах федерального законодательства. Особая важность нормативного регулирования применения административных наказаний связана с тем, что их применение неизбежно сопряжено с ограничением прав человека. В качестве правового последствия применения любой санкции выступает определенное ограничение прав и свобод, такие ограничения в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ [1] могут быть установлены только федеральным законом. Поэтому и порядок применения административных санкций должен регулироваться особым образом, т. е. федеральными законами.
При этом санкции, установленные КоАП РФ, как отмечает А. С. Вишнякова, являются публичными, поскольку применены они могут быть только уполномоченными государственными органами в рамках, установленных законом [4].
Возможность применения санкций к нарушителям установленных публично-правовыми субъектами норм представляет собой неотъемлемую предпосылку соблюдения и защиты нарушенных прав и свобод. Термин «санкция» рассматривается и в нормативных правовых актах, и в правовой доктрине, с одной стороны, в качестве структурного элемента нормы права, с другой — как мера ответственности, установленная за совершение противоправного деяния.
В научной доктрине в зависимости от отраслевой принадлежности норм права санкции принято дифференцировать на уголовные, гражданско-правовые, административные, налоговые, бюджетные, корпоративные и др. Как справедливо отмечают некоторые ученые, наличие в отраслевом законодательстве указания на возможность применения конкретного вида санкций, например налоговых, бюджетных, не является основанием для выделения соответствующих видов юридической ответственности: налоговой, бюджетной и др. [6].
Таким образом, категории «санкция» и «ответственность» не тождественны. Санкция так же, как и более узкое понятие «наказание», представляет собой либо меру ответственности, либо часть правовой нормы, фиксирующую определенные правовые последствия противоправного деяния.
Исчерпывающий перечень видов административных наказаний определен ст. 3.2 КоАП РФ. В правовой доктрине существует множество критериев для классификации установленных КоАП РФ санкций. В зависимости от формы принятия административные наказания дифференцируются на устанавливаемые только КоАП РФ (п. 3–9 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ) или законами субъектов РФ (п. 1, 2 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Однако в контексте привлечения к административной ответственности в сфере электроэнергетики могут применяться только некоторые из них, ввиду особенностей правового регулирования указанной отрасли и в силу обладания специального административно-правового статуса.
По процессуальным особенностям назначения различают административные санкции, назначаемые судьей либо иными должностными лицами административной юрисдикции [2].
По субъектам административных правонарушений можно выделить административные наказания, применяемые только к физическим лицам (п. 5–8 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ) или к физическим и к юридическим лицам (п. 1–4, 9 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ).
Согласно ст. 3.3 КоАП РФ административные наказания классифицируются на основные и дополнительные. В качестве основных административных наказаний могут устанавливаться: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
Кроме того, административные санкции можно дифференцировать на имущественные, прямо или опосредованно ограничивающие имущественные права, и субъективные (личные), предусматривающие ограничение неимущественных прав личности.
К административным наказаниям, влекущим непосредственные имущественные обременения, относятся административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Применение административных санкций в виде предупреждения, дисквалификации и административного приостановления деятельности влечет за собой релятивные (опосредованные) имущественные ограничения.
Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства представляют собой разновидности личных административных наказаний.
Как мы уже знаем, административно наказуемые деяния в сфере электроэнергетики объединены в главу 9 КоАП РФ. В частности нами рассматриваются особенности административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 9.7, 9.8, 9.15, 9.16, 9.18, 9.19, 9.21 КоАП РФ.
За совершение административно наказуемых деяний в сфере электроэнергетики КоАП РФ предусматривает применение лишь административные наказания, ограничивающие имущественные права, санкции, устанавливающие обременения неимущественных прав, отсутствуют.
К числу имущественных административных наказаний за совершение правонарушений в сфере электроэнергетики КоАП РФ относит административный штраф, исчисляемый в отношении физических лиц в фиксированной денежной сумме с указанием минимального и максимального размера денежного взыскания. Данная мера наказания применяется практически за все административные правонарушения предусмотренные ст.ст. 9.7, 9.8, 9.15, 9.16, 9.18, 9.19, 9.21 КоАП РФ.
Несмотря на то, что формулировка закона является лаконичной и не раскрывает в полном объеме правовое предназначение такого административного наказания, цель и значение денежного взыскания легко определить, это материальное воздействие на нарушителя.
Административный штраф — это денежное взыскание, исчисленное в валюте Российской Федерации по нормативно закрепленным правилам исходя из установленного законодателем уровня имущественного правоограничения в качестве достаточной меры для понуждения правомерного поведения субъектов права в правоотношения, регулируемых отраслями публичного права [9].
Однако наряду с применением основного административного наказания в виде административного штрафа нормы п. 1, 2 ст. 9.16 КоАП РФ предусматривают возможность применения дополнительной санкции в виде альтернативной конфискации предмета административного правонарушения.
За совершение административно наказуемых деяний, предусмотренных ст. 9.18 КоАП РФ, также установлены релятивные имущественные санкции в виде дисквалификации — или дисквалификацию на срок от восемнадцати месяцев до трех лет.
Последним из рассматриваемых нами административных наказаний, применяемых за административные правонарушения в сфере электроэнергетики, и, как нам представляется, наиболее ощутимым в моральном и материальном плане и является дисквалификация.
Дисквалификация — это вид административного наказания, связанный с таким ограничением прав человека, при котором индивидуальный субъект права в установленном законом порядке лишается права занимать определенные должности на государственной службе, в органах местного самоуправления, либо осуществлять организационно-распорядительную или административно-хозяйственную деятельность в коллективном субъекте права [5].
Данное нами определение охватывает такие признаки, как принадлежность к системе административных наказаний; указывает на вид прав, которые подлежат ограничению наказанием; охватывает всех индивидуальных субъектов права, без их перечисления; содержит указание на место запрещенной деятельности; порядок реализации наказания.
Как указывает В. В. Кизилов, из нормативной дефиниции дисквалификации следует, что в качестве делинквентов, на которых должно быть направлена вся сила указанного административного наказания, законодатель в первую очередь рассматривает лиц, связанных с государственной гражданской службой, и во вторую — должностных лиц, управляющих юридическими лицами [7].
Однако, как показывает анализ статей Особенной части КоАП РФ, дисквалификация применяется к той категории должностных лиц, которую образуют совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.
Таким образом, КоАП РФ устанавливает только имущественные санкции за правонарушения в сфере электроэнергетики.
Следующее на что хотелось бы обратить внимание, это положения ст. 9.21 КоАП РФ в редакции «четвертого антимонопольного пакета», которые полностью изменяют механизм привлечения к ответственности субъекта, нарушившего соответствующие Правила подключения (технологического присоединения).
В качестве санкции ст. 9.21 КоАП РФ, в редакции «четвертого антимонопольного пакета», предусматривает штраф на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей; от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и на юридических лиц — от шестисот тысяч до одного миллиона рублей в случае повторного совершения такого правонарушения.
Введение повторности в квалификацию административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ имеет свое воздействие на должностное лицо и юридическое лицо, которым, как нам представляется, будет трудно переложить вину за назначенное наказание на иных лиц при совершении второго по счету деликта, уже получившего должную оценку соответствующими государственными органами. В данном случае это является одним из вариантов повышения эффективности применения административной ответственности вместо простого ужесточения санкций.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.): по сост. на 21 июля 2014 г. // Российская газета.– 1993. — 25 декабря. — № 237.
- Агапов А. Б. Административная ответственность / А. Б. Агапов. — М.: Издательство «Юрайт», 2011. — 320 с.
- Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. — М.: Юристь, 2006. — 553 с.
- Вишнякова А. С. Корреляция мер административной ответственности с корпоративными санкциями в сфере электроэнергетики / А. С. Вишнякова // Административное право и процесс. — М.: Юрист, 2011. — № 8. — С. 32–35.
- Гомонов С. А. Дисквалификация в административном праве / С. А. Гомонов // Административное право и процесс. — М.: Юрист, 2012. — № 2. — С. 41–43.
- Калинина Л. А. Административная ответственность / Л. А. Калинина. — М.: Издательство «НОРМА», 2009. — С. 47–48.
- Кизилов В. В. Административная ответственность гражданских служащих России: взгляд в будущее / В. В. Кизилов. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 2011. — 483 с.
- Мигачев Ю. И., Попов Л. Л., Тихомиров С. В. Административное право Российской Федерации: учебник / Под ред. Л. Л. Попова. — М.: Юрайт, 2014. — 519 с.
- Минченкова В. Ю. Административный штраф как вид наказания: проблемы и коллизии / В. Ю. Минченкова // Путь в науку. Юриспруденция: материалы Международной молодежной научно-практической конференции. — Ярославль: ЯрГУ, 2013. — С. 42–43.
- Прокопович Г. А. Теоретическая модель юридической ответственности в публичном и частном праве / Г. А. Прокопович: автореф. дис.... д-ра юрид. наук: 12.00.01. — СПб., 2010. — 60 с.
- Россинский Б. В. Административное право / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов: учебник. — М.: Норма, 2009. — 928 с.