Оценка коэффициента запаса циклической прочности прицепного шатуна перспективного авиационного двигателя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.12.2015

Статья просмотрена: 391 раз

Библиографическое описание:

Блинов, А. С. Оценка коэффициента запаса циклической прочности прицепного шатуна перспективного авиационного двигателя / А. С. Блинов, В. С. Семенчукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 116-121. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24127/ (дата обращения: 22.12.2024).

 

В работе рассмотрена прочностная надежность прицепного шатуна перспективного авиационного двигателя типа ЧН 13/14. Выполнено определение необходимого усилия затяжки шатунных болтов по критерию предельно допустимых контактных давлений. Для условного цикла нагружения, заданного максимальным и минимальным усилием в сопряжении, оценена многоцикловая усталость в области сопряжения прицепного шатуна с пальцем. Сформулированы рекомендации по проектированию двигателей с прицепными шатунами.

Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, прицепной шатун, прочность, коэффициент запаса, численное моделирование.

 

Постоянное увеличение уровня форсирования двигателей предъявляет повышенные требования к прочностным, в том числе и усталостным характеристикам деталей [1]. Одной из наиболее ответственных деталей, воспринимающих знакопеременные нагрузки, определяемые как рабочим процессом двигателя, так и инерционными силами, является шатун. Расчет напряженно-деформированного состояния шатуна может быть выполнен с различной степенью детализации особенностей конструкции и условий нагружения. Современные методы численного моделирования на основе метода конечных элементов позволяют детально учесть особенности геометрии модели. При этом создание математических методик расчета остается актуальной задачей особенно применительно к нетрадиционным конструкциям, в частности, для прицепных шатунов. В качестве объекта исследования выбран перспективный авиационный двигатель типа ЧН 13/14.

В качестве нагружающих факторов рассматриваются сила К (рис.1а), действующая вдоль стержня прицепного шатуна, усилие затяжки шатунных болтов Fзат. Расчетная модель (рис.1б) представляет собой сборку прицепного шатуна (1), прицепного пальца (2), шатунных болтов (3), втулок (4), проушины главного шатуна (5), выполненную в программном комплексе «SolidWorks».

а)б)

Рис.1. Расчетная модель: а) — силы, действующие в кривошипно-шатунном механизме; б) модель исследуемого узла

 

Определение необходимого усилия затяжки шатунных болтов

В качестве первоначальных оценок можно считать, что для обеспечения условий нераскрытия стыка между прицепным шатуном и пальцем, среднее контактное давление, при действии максимальных растягивающих усилий в стержне шатуна, должно быть не менее 20 МПа (Оценка выполнена по методике, приведенной в [2]). Исходя из этого, определяется необходимое усилие затяжки шатунных болтов. При этом оценка выносливости проводилась в соответствии с ГОСТ 25504–82.

Для снижения затрат вычислительных ресурсов расчетная модель (Рис. 2 а) представляет четверть сборки прицепного шатуна, прицепного пальца, шатунных болтов, втулок, проушины главного шатуна. Сила К, действующая вдоль стержня прицепного шатуна, прикладывается в виде давления на срезе. Его значение равняется отношению четверти силы на площадь среза, P = 14,02 МПа. Для моделирования усилия затяжки шатунных болтов в расчетной модели задается первоначальное проникновение шатунного болта в тело втулки. На первом расчетном шаге поверхность опорного торца болта выводится на уровень опорной поверхности втулки, тем самым моделируется усилие затяжки. Конечно-элементная сетка включает 158000 элементов и приведена на рис. 2б.

а)б)

Рис.2. Расчетная модель: а) тверотельная, б) конечноэлементная

 

Результаты расчета представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Контактное давление в области сопряжения прицепного шатуна и пальца, МПа

 

Из рисунка 3 видно, что среднее контактное давление в области сопряжения прицепного шатуна с пальцем составляет 25 МПа, что превосходит принятое минимальное значение в 20 МПа.

Исключая растягивающую силу К из расчетной модели, произведем пересчет усилия затяжки, которое может быть определено по следующей формуле:

Fзат = σ·4/(π·d2),

где σ — нормальные напряжения в стержне болта.

Результаты расчета представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Нормальные напряжения в шатунном болте, МПа

 

Величина нормальных напряжений в стержне болта составляет 130 МПа, тогда усилие затяжки — Fзат = 14,7 кН. Момент затяжки определяется как:

Мкр= 0,001Q [0,16Р + µр0,58d2+ µт0,25(dт+ d0)] = 37,8 Н·м. [4]

Расчет многоцикловой усталости

Условия нагружения для каждого случая определяются силой K, действующей вдоль стержня шатуна (рис. 5).

Рис.5. График изменения силы К прицепного шатуна от угла поворота коленчатого вала, Н

 

Максимальное значение силы: Kmax= 54580 H; угол поворота коленчатого вала, при котором оно достигается: 171⁰.

Минимальное значение силы: Kmin= -4819 H; угол поворота коленчатого вала, при котором оно достигается: 522⁰

Для снижения затрат вычислительных ресурсов расчетная модель представляет четверть сборки прицепного шатуна, прицепного пальца, шатунных болтов, втулок, проушины главного шатуна. Сила К, действующая вдоль стержня прицепного шатуна, прикладывается в виде давления на срезе. Его значение равняется отношению четверти силы на площадь среза. Для моделирования усилия затяжки шатунных болтов в расчетной модели задается первоначальное проникновение шатунного болта в тело втулки. На первом расчетном шаге поверхность опорного торца болта выводится на уровень опорной поверхности втулки, тем самым моделируется усилие затяжки: Pmin = 14,02 МПа; Pmax = 158,79 МПа (рис. 6)

а)б)

Рис.6. Расчетная модель: а) — для случая Pmax; б) — для случая Pmin

 

Результаты расчета в случае максимальных сжимающих напряжений представлены на рисунке 7(а); в случае максимальных растягивающих напряжений представлены на рисунке.7(б).

а)б)

Рис. 7. Распределение эквивалентных напряжений, МПа: а) — для случая Pmax; б) — для случая Pmin

 

В результате оценки многоцикловой усталости, выполненной по алгоритму, изложенному в [5], установлено, что минимальный запас циклической прочности равен nσ = 1,914. Кроме упомянутой методики, в настоящее время активно развиваются различные методики направленные на возможность оценки повреждаемости материала, например, реализующие дислокационный подход [3]. Такой подход представляет возможность более точного прогнозирования ресурса.

Расчетные значения запасов прочности импортируются в «ANSYS», в результате получаем локальное распределение запаса прочности в элементах прицепного шатуна (рис.8).

Рис. 8. Локальное распределение запаса прочности в области сопряжения прицепного шатуна с пальцем

 

Проведенные расчеты показали, что спроектированная конструкция удовлетворяет требованиям по усталостной прочности. Минимальное значение запаса циклической прочности — nσ = 1,914, что больше допустимого значения nσ = 1,8.

В качестве заключения можно сказать, что разработана методика оценки предварительной затяжки шатунных болтов, запаса циклической прочности для прицепного шатуна двигателя; сформулированы рекомендации по проектированию двигателей с прицепными шатунами; примененная методика позволила подобрать рациональные усилия затяжки болтов крепления прицепного шатуна.

 

Литература:

 

  1.      Конструирование двигателей внутреннего сгорания / Н. Д. Чайнов [и др.]; Под ред. Н. Д. Чайнова. — М.: Машиностроение, 2011. — 496 с.
  2.      Мягков Л. Л., Маластовский Н. С., Дьякова Л. Н., Блинов А. С. Исследование напряженно-деформированного состояния крышки цилиндра высокофорсированного дизеля // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2015. № 2 (659). С. 42–52
  3.      Арпишкин А. Ю., Мягков Л. Л. Методы оценки выносливости деталей двигателей // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2011. № 13. С. 44.
  4.      Конструирование узлов и деталей машин: учеб. пособие для вузов / Дунаев П. Ф., Леликов О. П. — 12-е изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 495 с.: ил.
  5.      Расчеты на прочность деталей машин: Справочник / Биргер И. А., Шорр Б. Ф., Иосилевич Г. Б. // 4-е изд. перераб. и доп. М.: Машиностроение. 1993.-640 с.,ил.
Основные термины (генерируются автоматически): прицепной шатун, расчетная модель, область сопряжения, усилие затяжки, главный шатун, коленчатый вал, контактное давление, прицепной палец, циклическая прочность, шатунный болт.


Похожие статьи

Моделирование напряженного состояния главного шатуна авиационного двигателя

В работе рассмотрена прочностная надежность главного шатуна перспективного авиационного двигателя ЧН 13/14. Предложена методика определения режимов максимальной и минимальной нагрузки для оценки коэффициента запаса циклической прочности. Выполнены со...

Исследования напряженно-деформированного состояния кузова вагона-хоппера для перевозки цемента

В статье рассмотрены вопросы проектирования и внедрения в эксплуатацию новых конструкций вагонов на железных дорогах Республики Узбекистан. Выполнены теоретические исследования по определению прочностных характеристик кузова вагона-хоппера для перево...

Разработка методики определения параметров упрочнения цементацией зубчатых колес при ремонте

В данной работе рассмотрена методика, основанная на анализе расположения эпюр изменения по сечению детали механических свойств, остаточных и рабочих напря-жений. Предложенная методика может расчетным путем определить глубину упроч-ненного слоя, велич...

Определение прочности сцепления стальной проволочной фибры с цементным камнем

В статье рассматривается устройство и методика испытаний силовых и энергетических характеристик трещиностойкости фиброцемента. Испытаниям подвергались образцы-балки, изготовленные из цементного теста нормальной густоты, армированные стальной проволоч...

Повышение эксплуатационной надежности турбокомпрессора дизеля 10Д100

Данная статья посвящена вопросам повышения эксплуатационной надежности дизелей магистральных тепловозов. В частности, основное внимание уделяется повышению надежности и эффективности работы турбокомпрессоров. Представлен анализ причин основных неиспр...

Расчет надежности железобетонных элементов конструкций

В работе приводится анализ надежности железобетонного изделия. В качестве объекта изучения рассматривается железобетонная балка. Исследованы особенности изменения физико-механических свойств бетона во времени. Построена функция надежности железобетон...

Методика расчета теплонапряженности узлов главной передачи и колесного редуктора на пространственной модели автомобиля с использованием CAD-геометрии деталей

Рассматривается моделирование многотельной модели грузового автомобиля, главной передачи и колесного редуктора, выделение поверхностей для расчета теплонапряженности на основе CAD-геометрии. Представлены результаты расчета пространственных тепловых п...

Оценка прочности надрессорной балки тележки пассажирского вагона

В данной работе представлены результаты оценки прочности надрессорной балки тележки пассажирского вагона. Прочность надрессорной балки оценивалась при трех расчетных режимах. Расчет производился методом конечных элементов с использованием инженерного...

Обоснование критерия оптимизации фрикционно-упрочняющей обработки коленчатых валов двигателей тепловозов

В статье изложено обоснование комплексного критерия прочности в качестве отклика фрикционно-упрочняющей обработки шеек коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания с целью обеспечения заданной износостойкости трибосопряжения «шейка коленчатого ва...

Совершенствование систем технического диагностирования малооборотных судовых дизелей

В статье исследован вопрос влияния аберрации определения верхней мертвой точки малооборотного судового двигателя на нагарообразование выхлопного тракта. Предложенные усовершенствования методики диагностирования индикаторного процесса в малооборотном ...

Похожие статьи

Моделирование напряженного состояния главного шатуна авиационного двигателя

В работе рассмотрена прочностная надежность главного шатуна перспективного авиационного двигателя ЧН 13/14. Предложена методика определения режимов максимальной и минимальной нагрузки для оценки коэффициента запаса циклической прочности. Выполнены со...

Исследования напряженно-деформированного состояния кузова вагона-хоппера для перевозки цемента

В статье рассмотрены вопросы проектирования и внедрения в эксплуатацию новых конструкций вагонов на железных дорогах Республики Узбекистан. Выполнены теоретические исследования по определению прочностных характеристик кузова вагона-хоппера для перево...

Разработка методики определения параметров упрочнения цементацией зубчатых колес при ремонте

В данной работе рассмотрена методика, основанная на анализе расположения эпюр изменения по сечению детали механических свойств, остаточных и рабочих напря-жений. Предложенная методика может расчетным путем определить глубину упроч-ненного слоя, велич...

Определение прочности сцепления стальной проволочной фибры с цементным камнем

В статье рассматривается устройство и методика испытаний силовых и энергетических характеристик трещиностойкости фиброцемента. Испытаниям подвергались образцы-балки, изготовленные из цементного теста нормальной густоты, армированные стальной проволоч...

Повышение эксплуатационной надежности турбокомпрессора дизеля 10Д100

Данная статья посвящена вопросам повышения эксплуатационной надежности дизелей магистральных тепловозов. В частности, основное внимание уделяется повышению надежности и эффективности работы турбокомпрессоров. Представлен анализ причин основных неиспр...

Расчет надежности железобетонных элементов конструкций

В работе приводится анализ надежности железобетонного изделия. В качестве объекта изучения рассматривается железобетонная балка. Исследованы особенности изменения физико-механических свойств бетона во времени. Построена функция надежности железобетон...

Методика расчета теплонапряженности узлов главной передачи и колесного редуктора на пространственной модели автомобиля с использованием CAD-геометрии деталей

Рассматривается моделирование многотельной модели грузового автомобиля, главной передачи и колесного редуктора, выделение поверхностей для расчета теплонапряженности на основе CAD-геометрии. Представлены результаты расчета пространственных тепловых п...

Оценка прочности надрессорной балки тележки пассажирского вагона

В данной работе представлены результаты оценки прочности надрессорной балки тележки пассажирского вагона. Прочность надрессорной балки оценивалась при трех расчетных режимах. Расчет производился методом конечных элементов с использованием инженерного...

Обоснование критерия оптимизации фрикционно-упрочняющей обработки коленчатых валов двигателей тепловозов

В статье изложено обоснование комплексного критерия прочности в качестве отклика фрикционно-упрочняющей обработки шеек коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания с целью обеспечения заданной износостойкости трибосопряжения «шейка коленчатого ва...

Совершенствование систем технического диагностирования малооборотных судовых дизелей

В статье исследован вопрос влияния аберрации определения верхней мертвой точки малооборотного судового двигателя на нагарообразование выхлопного тракта. Предложенные усовершенствования методики диагностирования индикаторного процесса в малооборотном ...

Задать вопрос